Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:09, реферат
Педагогическими работниками являются лица, занятые на штатной основе (по основному месту работы или по совместительству выполняющие в рамках трудового правоотношения работы, не являющиеся совместительством), а также лица, работающие без замещения штатных должностей на условиях почасовой оплаты труда. Не относятся к числу работников преподаватели, научные работники и другие специалисты (тренеры, тьюторы, бизнес-консультанты и т.п.), привлекаемые образовательными учреждениями или коммерческими структурами для выполнения отдельных работ, оказания образовательных, тренинговых, консультационных и иных услуг на основании договоров гражданско-правового характера (ст.ст. 779–783 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).
С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.
По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.
До недавнего времени нормы комментируемой статьи, во-первых, неоправданно дублировались Законом о высшем образовании, а во-вторых, нормы Кодекса по терминологии и ряду принципиальных моментов расходились с соответствующими положениями пп. 2 и 3 ст. 20 Закона о высшем образовании. Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 50-ФЗ такое несоответствие было устранено. В настоящее время пп. 2 и 3 ст. 20 Закона о высшем образовании в части определения особенностей заключения и прекращения трудовых договоров с НПР, ректорами, проректорами, руководителями филиалов и институтов государственных и муниципальных высших учебных заведений отсылают правоприменителя к нормам ТК РФ.
Юридическим
основанием возникновения и существования
трудового правоотношения с лицами,
замещающими должности научно-
Трудовые контракты на замещение педагогических и других должностей в гражданских образовательных учреждениях нормами трудового права не предусмотрены. Контрактная форма трудовых правоотношений применяется при использовании труда преподавателей, имеющих специальные звания военных или военизированных высших учебных заведений системы МВД России, Минобороны России и др.
Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (ч. 2 ст. 59, ч. 1 комментируемой статьи). Таким образом, законодатель отошел от многолетней практики приема на работу в должностях НПР исключительно по срочному трудовому договору.
Однако следует учитывать, что работник, с которым заключен договор на неопределенный срок, должен, тем не менее, в обязательном порядке проходить конкурсное избрание по занимаемой должности НПР один раз в пять лет (ч. 3 комментируемой статьи). При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности НПР новый трудовой договор может не заключаться. При этом действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок, указанный в решении совета, не более пяти лет или на неопределенный срок (ч. 8 комментируемой статьи). В последнем случае правильнее говорить не о продлении срока договора, а об установлении нового условия трудового договора или исключении условия о сроке трудового договора. В этом смысле закон требует уточнения. Условие о работе на неопределенный срок при изменении трудового договора действует с момента его письменной фиксации дополнительным соглашением. Издания специального приказа об изменении данного условия не требуется.
Срок, на который будет заключен трудовой договор с избранным на должность НПР работником, определяется с учетом мнения ученого совета (совета) вуза (факультета, филиала). Поэтому такое мнение должно содержаться в решении об избрании на должность. Полагаем, что решение ученого совета о сроке трудового договора с избранным преподавателем, научным работником носит для ректора рекомендательный характер. Очевидно, что ректор может заключить договор и на неопределенный срок, и на срок, отличающийся от установленного решением совета.
Следует заметить, что до введения комментируемого правила о возможности продления срока договора с НПР при каждом следующем избрании многие вузы не заключали нового договора (поскольку работник фактически не был уволен) и не делали записи в трудовой книжке об очередном избрании на должность (если речь шла об одной и той же должности НПР). Сейчас эта практика получила законодательное обоснование: при продолжении работы в занимаемой должности сохраняется прежний трудовой договор, никакие записи в трудовую книжку не вносятся, а возможные изменения оформляются дополнительным соглашением к ранее заключенному трудовому договору.
Перевод на
должность научно-
В отношении НПР вузов запись о переводе рекомендуем делать не только при переводе на неопределенный срок (постоянный перевод), но также и при переводе на согласованный сторонами новый срок трудового договора, поскольку возвращение на прежнее место работы, в отличие от общих правил трудового законодательства, требует прохождения процедуры избрания, следовательно, такое возвращение не гарантируется.
Возможность заключения с преподавателями вуза договоров на неопределенный срок введена с 06 октября 2006 г. (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации...») и, как показывает практика, не имеет широкого применения. Оправданность данного нововведения при сохранении обязательности прохождения конкурсного избрания по истечении каждых пяти (или менее) лет работы весьма сомнительна. При таком условии отсутствие срока трудового договора не является юридически значимым.
Согласно ч. 2 комментируемой статьи заключению трудового договора на замещение должности НПР в вузе, а также переводу на должность НПР предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Обратим внимание, что в действующем ТК РФ отсутствует понятие «конкурсный отбор», которое вызывало массу споров и противоречивых толкований, в том числе и при прекращении трудового договора с работниками из числа НПР. Оно заменено универсальным понятием «избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности». Данное понятие является общепринятым в качестве специального основания возникновения трудового правоотношения (ч. 2 ст. 16, ст. 18 ТК РФ).
Избрание по конкурсу на замещение должностей НПР носит принципиальный характер и является обязательным элементом юридического состава возникновения трудового правоотношения в государственных вузах, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, а также применяется в качестве общего правила всеми ведомственными вузами России. Конкурсный порядок избрания на замещение должностей НПР не предусмотрен как общее правило для военных высших учебных заведений и (или) высших учебных заведений МВД России. Например, исключения содержатся в приказе Министра обороны России от 06 мая 2000 г. № 230 «О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей».
В целях сохранения непрерывности учебного процесса в гражданских вузах допускается прием на должность НПР без избрания по конкурсу: при приеме на работу по совместительству или в создаваемые вузы до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу. В комментируемой статье упущена еще одна практически часто встречающаяся ситуация, когда невозможно провести конкурсное избрание преподавателя на должность в начале учебного года до проведения первого заседания ученого совета (совета филиала, института). В таких ситуациях, как правило, принимают на определенный срок до избрания на должность, что с точки зрения закона не является правильным, но единственно возможным в указанном случае. Полагаем необходимым дополнить комментируемую статью нормами, регулирующими описанное выше исключение.
В связи
с принятием новых норм ТК РФ сохраняются
правила замещения должностей ППС
на условиях внутреннего совместительства
(письмо Минобразования России от 14 ноября
2003 г. «Рекомендации о порядке замещения
должностей профессорско-
Также не проводится конкурс на замещение:
должностей декана факультета и заведующего кафедрой (по поводу замещения должностей декана и заведующего кафедрой см. далее в комментарии к ч. 11 настоящей статьи);
должностей научно-
должностей научно-
Практически возможна ситуация, когда конкурс на замещение должности НПР объявлен в печати, а после этого выявляется факт беременности работницы, срок договора с которой истекает, в связи с чем и был объявлен конкурс. В такой ситуации механизм правовых решений работодателя действующими нормативными актами не определен. Есть примеры, когда конкурс в нарушение закона все равно проводится, и беременная женщина вынужденно принимает в нем участие. Случается, что она отказывается подавать заявление на участие в конкурсе, тогда с учетом императивного запрета на проведение конкурса по должности, занимаемой беременной женщиной, работодателю следует издать приказ об отмене конкурсного избрания на замещение соответствующей должности и на этом основании отказать другим претендентам на эту должность в принятии соответствующих заявлений. Трудовой договор с такой женщиной продлевается по правилам ст. 261 ТК РФ.
На лиц, привлекаемых к преподавательской деятельности на условиях почасовой оплаты труда без замещения штатных должностей, правила конкурсного избрания не распространяются.
Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 комментируемой статьи). Существующее Положение о порядке замещения должностей НПР вузов, к сожалению, не учитывает правил, установленных нормами комментируемой статьи, поэтому может применяться только в части, не противоречащей ТК РФ. В этой связи полагаем целесообразным принятие принципиально нового правового акта на этот счет.
Указанное положение распространяется на случаи замещения должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры. В порядке конкурсного избрания замещаются должности профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов, а также должности руководителей научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, научного сотрудника, младшего научного сотрудника научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения России.
Гарантируемая
данным Положением возможность ознакомления
с квалификационными
После заключения с работником трудового договора издается приказ ректора (проректора) вуза, директора института, руководителя филиала в структуре вуза о приеме на научно-педагогическую должность по соответствующей кафедре, научному структурному подразделению. В большинстве издаваемых на практике приказов содержится формулировка об утверждении результатов конкурса и назначении на соответствующую должность. Заметим, что действующие правила не предусматривают юридического факта «утверждение результатов конкурса», поскольку решение ученого совета, по сути, является обязательным для ректора вуза. Поэтому при оформлении таких отношений приказом формулировка «…принять на должность…» является достаточной.
О прекращении трудового договора с работником из числа НПР, занятым на неопределенный срок, не избранным на должность или не изъявившим желания участвовать в конкурсе, см. настоящую статью далее в рамках комментария к ст. 336 ТК РФ.
До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному ч. 3 комментируемой статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности НПР может проводиться аттестация (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности НПР, утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. 10 комментируемой статьи).