Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:09, реферат
Педагогическими работниками являются лица, занятые на штатной основе (по основному месту работы или по совместительству выполняющие в рамках трудового правоотношения работы, не являющиеся совместительством), а также лица, работающие без замещения штатных должностей на условиях почасовой оплаты труда. Не относятся к числу работников преподаватели, научные работники и другие специалисты (тренеры, тьюторы, бизнес-консультанты и т.п.), привлекаемые образовательными учреждениями или коммерческими структурами для выполнения отдельных работ, оказания образовательных, тренинговых, консультационных и иных услуг на основании договоров гражданско-правового характера (ст.ст. 779–783 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
Согласно нормам ч. 1 комментируемой статьи, а также ч. 3 ст. 92 ТК РФ для всех педагогических работников как государственных, муниципальных, так и частных учебных заведений, других учреждений (организаций), использующих труд педагогов и воспитателей, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Заметим, что п. 5 ст. 55 Закона об образовании устанавливает на этот счет несколько иное правило, согласно которому 36часовая неделя гарантируется педагогическим работникам только образовательных учреждений. При этом исключаются из сферы действия данной нормы педагогические работники, занятые в сфере здравоохранения и (или) в других учреждениях, формально не относящихся к числу образовательных. Очевидно, что согласно общим правилам, предусмотренным ст. 5 ТК РФ, в данном случае применяются нормы Трудового кодекса РФ, тем не менее Закон об образовании, как основной источник образовательного законодательства, требует уточнения.
Указанное замечание еще раз подтверждает необходимость принятия на федеральном уровне универсального перечня педагогических работ, должностей, о котором сказано во вступительной части настоящего комментария.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 комментируемой статьи). Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. № 191.
Указанное постановление предусматривает для одних педагогических работников дифференцированную продолжительность рабочего времени (36 или 30 часов в неделю), а для других – норму часов педагогической или преподавательской и педагогической работы за ставку заработной платы. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Минобрнауки России. Приказом Минобрнауки от 27 марта 2006 г. № 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Данное Положение устанавливает порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.
Режим рабочего времени в конкретном
образовательном учреждении определяется
правилами внутреннего
Согласно ч. 2 комментируемой статьи учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Здесь следует отметить, что приведенные в комментарии к ст. 331 типовые положения в большинстве случаев таких правил не содержат. Соответствующие ограничения установлены для НПР вузов, работающих по программам высшего профессионального образования – до 900 часов в учебном году (п. 88 Типового положения о вузе). В пределах указанной нормы учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается вузом самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры.
Нормы времени для расчета учебной нагрузки преподавателей вуза и учреждения дополнительного профессионального образования устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно с учетом примерных норм, утвержденных письмом Минобразования России от 26 июня 2003 г. № 14-55-784 ин/15. Примерные нормы разработаны для традиционной лекционно-семинарской технологии обучения и предназначены для всех форм обучения, включая экстернат. Они учитывают и раскрывают содержание следующих видов работ: учебной, учебно-методической и организационно-методической.
Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам дополнительного профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 800 часов в одном учебном году (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования). Преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена норма часов педагогической работы – 720 часов в год (постановление Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. № 191).
Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск
Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
В соответствии с ч. 2 ст. 115 ТК РФ и нормой комментируемой статьи педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Продолжительность такого отпуска утверждена постановлением Правительства РФ от 01 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» (далее – Постановление № 724).
Продолжительность отпуска, установленного Постановлением № 724, зависит от вида образовательного учреждения и должности, занимаемой педагогическим работником. Перечень видов образовательных учреждений и должностей педагогических работников, для которых определена продолжительность основного удлиненного отпуска от 42 до 56 календарных дней, указан в Приложении к Постановлению № 724.
Для получения ежегодного удлиненного
оплачиваемого отпуска
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 949 «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень» научным работникам учреждений (организаций), финансируемых из федерального бюджета, ведущим образовательную деятельность, но не имеющим право на отпуск по Постановлению № 724, предоставляется отпуск сроком на 48 рабочих дней (при наличии ученой степени доктора наук) и сроком на 36 рабочих дней (при наличии ученой степени кандидата наук).
Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск возникает у педагогов по общему правилу – по истечении шести месяцев их непрерывной работы в данной организации (ст. 122 ТК РФ). Педагогические работники, имеющие ежегодный оплачиваемый отпуск более 28 календарных дней, имеют право по соглашению с работодателем получить в период работы взамен части отпуска денежную компенсацию за дни отпуска, превышающие 28 календарных дней (ст. 126 ТК РФ).
Ввиду того, что учебная нагрузка педагогических работников реализуется в основном в течение учебного года, отпуск им может и должен предоставляться, как правило, по окончании учебного года и до начала учебных занятий. Тем не менее, в соответствии со ст. 123 ТК РФ работодатель должен утвердить график отпусков за две недели до начала календарного года.
Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников
Педагогические работники
Норма комментируемой статьи о праве педагогических работников образовательного учреждения на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы впервые была предусмотрена еще в 1992 г. (п. 5 ст. 55 Закона об образовании). Данный отпуск предоставляется только работникам образовательных учреждений. Порядок предоставления длительного отпуска определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. До 2000 г. в российском законодательстве не предусматривались какие-либо специальные правила, определяющие порядок предоставления указанных отпусков. Такие правила устанавливались уставами образовательных учреждений и, как правило, связывали право на данный отпуск с непрерывной работой в данном учреждении.
Приказом Минобразования России от 07 декабря 2000 г. № 3570 утверждено Положение «О порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года». Данное Положение применяется только в отношении образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразования России (ныне – Федеральное агентство по образованию или Рособразование) осуществляет полномочия учредителя.
Для образовательных учреждений, не подведомственных Рособразованию, Положение от 07 декабря 2000 г. носит рекомендательный характер. Иные учредители могут издать соответствующие нормативные акты. При отсутствии таковых правила предоставления длительного отпуска определяются уставом образовательного учреждения самостоятельно. Право педагогических работников на такой отпуск не зависит от наличия или отсутствия соответствующих нормативных правил, принятых учредителем и (или) образовательным учреждением. Работодатели, не имеющие в уставе положений, регламентирующих порядок и условия предоставления длительного отпуска, нарушают закон. Очевидно, что такой устав не может быть зарегистрирован.
Согласно Положению от 07 декабря
2000 г. в стаж непрерывной преподавательской
работы, дающий право на длительный
отпуск, засчитывается время работы
в государственных, муниципальных
образовательных учреждениях и
негосударственных образователь
В Положении и комментируемой норме ТК РФ ничего не говорится об оплате такого вида отпуска. Решение данного вопроса находится в исключительной компетенции образовательного учреждения и поэтому, учитывая ограниченность бюджета муниципальных учреждений образования, отпуск предоставляется, как правило, без сохранения заработка. Возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные Положением от 07 декабря 2000 г., определяются уставом образовательного учреждения. Вузы обычно предусматривают порядок полной либо частичной оплаты отпуска из внебюджетных средств в зависимости от профессиональных достижений и заслуг работника. Порядок оплаты определяется решением ученого совета (совета) вуза по представлению ректора и (или) руководителя структурного подразделения вуза.
За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, сохраняется место работы (должность), а также педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам.
Во время длительного отпуска
не допускается перевод
Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником
Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
2) применение, в том числе однократное,
методов воспитания, связанных с
физическим и (или)
3) достижение предельного
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
4) неизбрание по конкурсу на
должность научно-
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ)
Принимая во внимание особый характер трудовой функции педагогических работников, комментируемая статья устанавливает помимо общих оснований, предусмотренных другими нормами ТК РФ или иными федеральными законами, ряд специальных оснований увольнения таких работников:
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения. Данное основание увольнения дословно воспроизводит норму подпункта 1 п. 4 ст. 56 Закона об образовании. В обосновании увольнения одинаково верна ссылка на п. 1 ст. 336 ТК РФ и на норму Закона об образовании. Указание в приказе и в трудовой книжке работника ссылки на ТК РФ представляется предпочтительным.
Согласно правилам ст. 68 ТК РФ применение указанного основания увольнения требует ознакомления работника с уставом образовательного учреждения при приеме на работу.
Учитывая, что увольнение по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 336 ТК РФ, является дисциплинарным взысканием и требует соблюдения правил дисциплинарной ответственности работников (ст.ст. 192, 193 ТК РФ), нарушение устава образовательного учреждения может быть связано не с любым нарушением, а только с неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей (см. понятие дисциплинарного проступка – ч. 1 ст. 192 ТК РФ), установленных данным уставом. Согласно п. 2 ст. 55 Закона об образовании факт нарушения устава должен быть зафиксирован протоколом дисциплинарного расследования. Такое расследование может быть проведено только по поступившей на работника жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников (п. 3 ст. 55 Закона об образовании).