Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:04, лекция
1. Труд является жизненно важным условием существования людей, удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Все, что создано человеком, начиная от величайших открытий и до простейших предметов обыденной жизни, является результатом его целенаправленной, осознанной трудовой деятельности. В широком плане трудовая деятельность людей выступает естественной потребностью жизни общества, формирования его материальной основы.
План:
1 Понятие общественной организации труда
2 Предмет трудового права
3 Метод трудового права
4 Система трудового права
5 Понятие и виды трудовых правоотношений
НПА подразделяются на основные и производные.
К основным НПА в области трудового законодательства относятся Конституция РК, конституционные законы, Трудовой кодекс РК, отдельные законодательные акты, нормативные правовые указы Президента РК, нормативные постановления Правительства, Конституционного совета и Верховного суда РК; нормативные приказы министерств и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные постановления госкомитетов и иных центральных госорганов по вопросам отраслевых условий труда; нормативные правовые решения маслихатов и акимов по вопросам установления региональных условий организации труда.
К производным НПА в области трудового законодательства относятся различные правила, положения, инструкции. рекомендации и др. Они принимаются или утверждаются посредством НПА основных видов и составляют с ними единое целое. Место НПА о труде производного вида в иерархии НПА определяется уровнем акта основного вида.
По своей юридической силе НПА о труде неодинаковы. Это объясняется тем, что эти акты издаются в пределах компетенции соответствующих госорганов и должностных лиц.
В области трудового законодательства имеется ряд НПА производного характера от основных актов. К ним относятся:
а) правила - НПА, определяющие порядок организации и осуществления определенного вида деятельности в области общественной организации труда. Например, Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные постановлением КМ РК от 17.03.93.;
б) положение (примерное положение, типовое положение) - НПА, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения, а также порядок осуществления конкретного вида деятельности;
в) инструкция - НПА, детализирующий применение трудового законодательства в области общественной организации труда.
Все указанные нормативные правовые акты производного характера идут в качестве приложений к основным актам.
3. Время введения в действие НПА о труде является важным процедурным моментом, когда правовые нормы получают реальную возможность для их применения. НПА вводятся в действие в определенные сроки, установленные законодательством. Это зависит от места конкретного акта в иерархии НПА о труде. Трудовой кодекс РК, Законы РК, УПРК и ППРК вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки. Например, Трудовой кодекс РК введен в действие по истечении десяти календарных дней со дня его официального опубликования 15 мая 2007 года (ст.1 ЗРК «О введении в действие ТК РК» от 15.05.2007г.).
Постановления Парламента РК, его палат вводятся в действие со дня первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки, а постановления Конституционного совета РК - со дня их принятия.
НПА центральных исполнительных и иных центральных государственных органов, как входящих, так и не входящих в состав Правительства РК, в том числе Верховного суда и Национального банка РК, вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки. Такие же сроки установлены для введения в действие НПА местных представительных и исполнительных органов.
В НПА или актах о введении их в действие могут быть указаны иные сроки введения в действие их отдельных частей, глав и статей, чем установленные для всего акта в целом. Например, ст.1 Закона РК «О введении в действие Трудового кодекса РК» от 15.05.2007г. устанавливает, что п.2 ст.122, ст.204, п.1 ст.239, пп.5) п.5 ст.276 вводятся в действие с 01 января 2008 года.
Действие НПА о труде может быть: бессрочным; временным.
НПА считается действующим бессрочно, если в самом акте или акте о введении его в действие не предусмотрено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего акта или его отдельных частей (части). В этом случае обязательно указывается, на какой срок НПА о труде (или его часть) сохраняет действие. До истечения этого срока орган, издавший акт, может продлить действие акта на новый срок или придать ему бессрочный характер.
В законодательстве и правоприменительной практике используется понятие действия НПА в пространстве. Действие НПА в пространстве можно рассматривать в качестве одной из форм реализации принципа единства и дифференциации трудового права. Обширность территории Казахстана с различными ее природно-климатическими условиями, несомненно, предопределяет сферу действия НПА о труде. С учетом особенностей условий труда в отдельных местностях (безводность, высокогорность и т. п.) принимаются специальные правовые акты, предусматривающие районные коэффициенты к заработной плате отдельных категорий работников, различные льготы, гарантии и т. д. Причем особо возрастает роль локального регулирования (коллективные договоры, соглашения) условий труда в таких местностях. Следовательно, действие НПА в пространстве предполагает наличие специальных актов о труде, распространяющихся лишь на отдельные территории республики.
С учетом сказанного законодательство о труде можно классифицировать на: общее законодательство о труде; специальное законодательство о труде.
Общее законодательство распространяется на всех работников независимо от отрасли экономики и условий труда, специальное - рассчитано только на особые условия труда. В основу такого деления трудового законодательства положены объективные факторы производства (в данном случае - тяжелые природно-климатические условия отдельных районов Казахстана).
Действие нормативных правовых актов по лицам. Так, действие Трудового кодекса РК распространяется не только на граждан республики, но и на иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в РК (если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными РК). На работников организаций, расположенных на территории Казахстана, учредителями или собственниками (полностью или частично) которых является иностранные юридические или физические лица, также распространяется трудовое законодательство РК. Наряду с этим здесь следует вести речь о дифференциации трудового права с учетом особенностей трудовой правосубъектности физических и юридических лиц и в связи с этим о наличии специальных правовых норм о труде отдельных категорий работников (государственных служащих, инвалидов, несовершеннолетних и др.).
Министерству труда и социальной защиты населения РК предоставлено право давать разъяснения по применению законодательства в сфере труда, трудоустройства и социальной защиты населения.
4. Вопрос о принципах трудового права как отправных научных и правовых категориях, выражающих сущность и внутреннее единство механизма правового регулирования трудовых отношений, имеет важное теоретическое и практическое значение. Соблюдение принципов выступает необходимым условием правильного применения норм трудового права, реформирования трудовых отношений с тем, чтобы они были адекватны происходящим в республике социально-экономическим преобразованиям.
Принцип трудового права - это основополагающее, руководящее начало, выражающее сущность и внутреннюю согласованность правовых норм трудового права и ее институтов.
Принципы выражают внутреннюю
связь и согласованность правов
Роль принципов трудового права заключается в следующих основных положениях:
а) принципы выступают в качестве официальных ориентиров для субъектов трудового права, ибо они закреплены в нормах трудового права и направляют поведение участников в соответствии с руководящими идеями правовой политики государства в области общественной организации труда;
б) принципы являются исходными установками (первоосновами) для правового регулирования трудовых отношений. В этом качестве принципы предопределяют сущность и содержание действующего законодательства о труде и практику его применения, а также ориентируют законодателя на то, чтобы при разработке новых правовых норм о труде предусматривался механизм реализации этих руководящие идей:
в) принципы придают стабильность правовым устоям общественной организации труда. Закрепляя в законодательстве руководящие идеи в области подготовки, распределения и эффективного использования трудовых ресурсов, организации охраны труда и безопасности производства и других элементов организации общественного труда, государство обеспечивает создание фундаментальной правовой основы для всего механизма управления трудом, устойчивых форм трудовых отношений;
г) принципы, наряду с предметом и методом правового регулирования, выступают объективным критерием отграничения трудового права от других отраслей национального права, ибо выражают сущностные особенности этой отрасли права;
д) принципы оказывают воспитательное воздействие на граждан, должностных лиц и других сотрудников государственного аппарата, работников организаций. Заключая трудовой договор, стороны следуют предписаниям правовых норм и условиям соглашения, добровольно подчиняются предъявляемым им правилам поведения, уясняя таким образом смысл действующего законодательства и усваивая заложенные в правовых нормах принципы трудового права.
Принципы в области организации и применения труда неоднозначны по своему содержанию, сфере действия и целевой направленности. Они могут быть общими (межотраслевыми), отраслевыми (трудового права) и принципами отдельных институтов трудового права. Указанные группы принципов взаимосвязаны, дополняют друг друга и в своем единстве составляют фундаментальную основу для правового регулирования общественной организации труда.
Общие принципы права являются базовыми для правового регулирования труда и соответственно отрасли трудового права. Закрепление их в Конституции РК свидетельствует об их всеобщем характере. К числу общих (межотраслевых) принципов права можно отнести: законность; приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства; равный доступ к государственной службе; учет общественного мнения и гласность; международное сотрудничество.
5. На базе действующей правовой системы организации общественного труда можно выделить следующие межотраслевые принципы трудового права: свобода труда, выбора рода деятельности и профессии; охрана здоровья и безопасность условий труда; вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации; всеобщность права на отдых; гарантированность получения образования; свобода объединений граждан по профессиональным и иным интересам; гарантированность защиты прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом; гарантированность социального обеспечения граждан.
Межотраслевые принципы конкретизируются в отраслевых правовых нормах (трудового, гражданского, административного и других отраслей права).
Отраслевыми принципами трудового права являются:
1) недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;
2) свобода труда;
3) запрещение дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда;
4) обеспечение права
на условия труда, отвечающие
требованиям безопасности и
5) приоритет жизни
и здоровья работника по
6) обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы;
7) обеспечение права на отдых;
8) равенство прав и возможностей работников;
9) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;
10) социальное партнерство;
11) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда;
12) обеспечение права
представителей работников
Принципы отдельных институтов трудового права имеют более узкую сферу действия. Они выражают такие руководящие положения (требования), которые вбирают в себя специфические особенности отдельных групп правовых норм, регулирующих соответствующий вид отношений в сфере трудового права.
6. Принципы трудового права выступают как форма конкретизации и уточнения межотраслевых принципов. Изучение специфических особенностей отраслевых принципов является условием познания теории трудового права, четкого отграничения его от других отраслей права, формирования методологических основ реформирования трудовых отношений и законодательства о труде в Республике Казахстан. Например, гарантированность социального обеспечения граждан по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям (ст. 28 Конституции РК) является принципом самостоятельной отрасли - права социального обеспечения.
Принцип недопустимости ограничения прав человека и гражданина в сфере труда закреплен ст. 5 ТК РК и означает, что никто не может быть ограничен в правах в сфере труда, кроме случаев и в порядке, которые предусмотрены Трудовым кодексом и иными законами Республики Казахстан.
Принцип свободы труда означает, что каждый имеет право свободно выбирать труд или свободно соглашаться на труд без какой бы то ни было дискриминации и принуждения к нему, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (ст.6 ТК РК).