Анализ мировых рынков услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике

Содержание

1.Введение…………………………………………............................................2
1. Понятие и характеристика услуг
1.1. Понятие и характеристика услуг………………………………………….4
1.2 Функции рынка услуг………………………………………………………9
1.3. Географическое распределение и развитие торговли услугами………..11
2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм………………………………………………..…14
2.2. Международный рынок транспортных услуг…………………………....18
2.3 Международный рынок технологий………………………………….…....26
3. Россия на международном рынке туристических услуг

3.1. Современное состояние рынка туристических услуг в РФ……………...31

3.2. Цель и задачи развития сферы туризма в РФ…………………………..…36

Заключение……………………………………………………………………….40

Список литературы……………………………………………...……………….42

Приложение 1.Динамика международных туристских прибытий с 1990 по 2008 гг………………………………………..………………………..………….44
Приложение 2.
Туристские прибытия* и поступления от туризма в Европе в 2008 году…………………………………………………………………..……….46

Вложенные файлы: 1 файл

МИровой рынок услуг.docx

— 95.94 Кб (Скачать файл)

Термин «ноу-хау», возникший в США, происходит от англ. know how, т.е. «знать как (делать)». Под этим термином понимаются научно-технические знания и опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и другой профессиональной деятельности, но не обеспечены патентной защитой и носят конфиденциальный характер.

Ноу-хау предоставляются либо в форме документации (чертежи, схемы, инструкции, компьютерные программы, рецептуры), либо в форме передачи непосредственного опыта через командированных специалистов или обучение стажеров. Передача ноу-хау имеет форму беспатентной лицензии, которая тоже оплачивается в соответствии с заключенным контрактом.

К международному обмену технологиями относится и международный инжиниринг – предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.

Развитие научно-технического прогресса зависит от расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовки научных и инженерных кадров и политики государства в инновационной сфере.

Новые индустриальные страны приближаются к показателям европейских государств, а Республика Корея – к показателям США.

В результате господствующее место в международном обмене технологиями занимают развитые страны – США, Западная Европа, Япония, возрастает роль новых индустриальных стран, Китая и Индии. 13

В то же время в России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, товаров и услуг в следующих отраслях: оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.

Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним  из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

 

 

 

 

3. Россия на  международном рынке туристических  услуг.

3.1. Современное  состояние рынка туристических  услуг в РФ.

Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

           Анализ современного состояния  туризма в Российской Федерации  показывает, что в последние годы  эта сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается  ежегодный рост внутреннего туристского  потока. Быстро растущий спрос  на туристские услуги внутри  страны вызвал бум строительства  малых гостиниц, в основном, в  курортных регионах, а также увеличение  числа гостиниц международных  гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге  и других крупнейших городах  страны, создание отечественных  гостиничных цепочек. Резко увеличился  объем инвестиционных предложений  по гостиничному строительству  как со стороны иностранных, так  и со стороны отечественных  инвесторов. При этом основные  предложения направлены на развитие  гостиничного бизнеса в регионах  России. Особо следует отметить  успехи последних лет в развитии  курортно-туристического комплекса  Краснодарского края, которые закономерно  привели к выбору  нашей страны  при определении Сочи местом  проведения зимней Олимпиады  – 2014. Благодаря этому получили  всемирную известность не только  Красная Поляна и Сочи,  но  и весь Краснодарский край  в целом, что обуславливает долгосрочный  бизнес-интерес к развитию туристской  инфраструктуры данного региона  и гарантию того, что через  несколько лет Черноморское побережье  станет развитым курортным центром  мирового уровня.

         В настоящее время в стране  насчитывается более 8 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось  только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. 14

По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны составили  6,7%.  Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%,  инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%. 15

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года.

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения  и  иных объектов туристского использования.

В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.

Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания,  индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.).

Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимых бизнес-структур, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Неурегулированными остаются  вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование). 

В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

  • культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся  высокой средней нормой туристских расходов;
  • активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;
  • специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный,  лечебно-оздоровительный и др.;
  • круизный - морские и речные круизы;

- деловой туризм, охватывающий  так называемую индустрию MICE (деловые  встречи, событийные мероприятия, конференции).

 С учетом характера российских  туристских ресурсов, состояния   туристской инфраструктуры и  готовности туристского продукта  особый интерес  для развития  въездного туризма в нашу страну  могут  в основном представлять  следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный  туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе  горнолыжный, экстремальный (приключенческий),  этнический, учебный, научный и др.). 16

      Для внутреннего  рынка особенно важно развивать  пляжный и оздоровительный туризм.

Для России с ее недостаточно развитой туристской  инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.  

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

Недостаточно высокий уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран  в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики  с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако  состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос  пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

На протяжении многих лет большой популярностью у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются  круизы Москва – Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов.  Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек – Лены, Енисея и Оби, а  также Амура. 

Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

В последние годы начал  активно развиваться горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры – водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.

Существенной проблемой являются  высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

Таким образом, ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача нашей страны. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Цель и задачи  развития сферы туризма в РФ.

Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.

В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход  к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов  России.

Несомненными конкурентными преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.

Вместе с тем следует отметить, что  уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как  представляют собой лишь один из элементов туристского предложения.  В мире имеется ряд  примеров исключительно успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией, но вместе с тем имеющих развитую качественную туристскую инфраструктуру.  В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном туризме несколько десятков миллиардов долларов.

Информация о работе Анализ мировых рынков услуг