Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 07:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг
1.2 Классификация туристической деятельности
1.3 Государственное регулирование туристической деятельности
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации
2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России
2.2 Анализ состояния туризма в Нижегородской области
2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению
3.2 Стратегия развития туризма в Нижегородской области
3.3 Проект совершенствования отеля «Акватория»
Заключение
Список литературы и источников
Таблица 4. - Прогноз спроса нижегородских туристов в 2011-2012 гг.
Показатели
Изменение спроса, %
Снизится на:
Не изменится
Возрастет на:
10-20%
20-30%
30-40%
40-50%
Более 50%
10-20%
20-30%
30-40%
40-50%
Более 50%
1. Направления
Турция
40
21
19
20
Испания
26
58
16
Кипр
12
21
39
28
Италия
22
78
Болгария
22
21
39
18
Франция
80
20
Хорватия
23
57
20
Египет
19
62
19
Чехия
20
60
20
Россия
14
14
29
29
14
в том числе Нижегородская область
16
17
17
33
17
2. Длительность тура
2-3 дня
38
21
21
20
4-7 дней
46
17
20
17
7-14 дней
17
33
33
17
15-21 день
25
75
21-30 дней
25
50
25
Более 30 дней
20
40
40
3. Условия проживания
Стандартный номер
100
Полулюкс
17
66
17
Люкс
17
17
66
Апартаменты
66
17
17
Летние домики
16
16
17
17
17
17
4.Транспортные услуги
Авиаперелет
14
14
72
Ж/д транспорт
57
29
14
Водный транспорт
33
33
17
17
Автомобильный транспорт
17
33
33
17
Данные таблицы 4 свидетельствуют,
что большинство экспертов
В Болгарию, Кипр, Хорватию, Египет и Чехию, согласно мнению большей части экспертов - прогнозируется увеличение спроса на 10-20%.
Относительно путешествий по России эксперты сошлись во мнении, что спрос здесь увеличится. При этом 14% экспертов прогнозируют рост спроса на 10-20%, 29% на 20-30%, столько же на 30-40%, 14% на 40-50%. Небольшая часть опрошенных - 14% считают, что спрос по России не изменится.
Аналогичная тенденция прослеживается и в прогнозах туризма по нижегородской области: 84% прогнозируют увеличение спроса, в том числе 17% на 10-20%, столько же на 20-30%, 33% на 30-40%, 17% на 40-50%. За уменьшение спроса ни один из экспертов не отдал свой голос.
Согласно результатам прогнозирования длительности туров мнения экспертов оказались неоднозначными. Однако при этом прослеживается закономерность: в 2011-2012 годах будут более востребованы незначительные по продолжительные туры.
По мнению большинства экспертов - 62% спрос на поездки длительностью 2-3 дня увеличится. При этом 21% прогнозируют рост на 10-20%, столько же на 20-30%, 20% на 40-50%. Увеличение спроса ожидается по турам длительностью 4-7 и 7-14 дней. Такую точку зрения высказали соответственно 54% и 83% экспертов. Спрос на поездки сроком 15-21 дня, по мнению большинства, не изменится.
А вот спрос на поездки длительностью более 21 дня сократится. По поездкам на 21-30 дней уменьшение спроса прогнозируют 75% экспертов, в том числе 25% на 20-30%, 50% на 30-40%. По поездкам длительностью более 30 дней аналогичную точку зрения высказали 60%, из них 20% прогнозируют уменьшение спроса на 30-40%, а 40% на более чем на 50%.
Относительно услуг проживания эксперты высказали единую точку зрения, что спрос на стандартные гостиничные номера останется без изменений. Стабильность спроса на апартаменты прогнозируют 66% экспертов.
Увеличение спроса прогнозируется как по дорогостоящим номерам (люксам и полулюксам), так и по относительно дешевым - летним домикам. По полулюксам голоса распределились следующим образом: 66% считают, что спрос увеличится на 10-20%, 17% на 20-30%. Спрос на люксы возрастет на 10-20% - точка зрения большинства - 66% экспертов.
Что касается транспортных услуг, то, по мнению 72% экспертов, спрос на авиаперелет не изменится; 57% экспертов считают, что спрос не изменится и на железнодорожный транспорт. Однако 28% высказали мнение об уменьшении спроса туристов на авиаперевозки, в том числе 14% на 10-20%, столько же на более чем на 50%. По железнодорожным перевозкам оставшаяся часть 43% прогнозируют увеличение спроса, из них 29% на 10-20%, 14% на 20-30%.
По водному транспорту треть экспертов считают, что спрос либо не изменится, либо сократится на 10-20%. Голоса же другой трети распределились поровну между ростом на 10-20% и 20-30%.
По автомобильному транспорту
эксперты ожидают увеличения спроса:
33% на 10-20%, такая же доля на 20-30%; 17% прогнозируют
рост на 30-40%. Оставшиеся 17% высказали
мнение, что спрос останется
Таким образом, в результате маркетингового исследования установлено:
Количество выезжающих из Нижегородского региона туристов значительно превышает поток въезжающих сюда туристов.
Выезжают нижегородские туристы в основном в страны дальнего зарубежья, меньше всего - в Нижегородскую область.
Причины отказа от путешествий по Нижегородской области: неинтересно, больше интересуют другие города и низкий уровень сервиса.
Причины выбора путешествий по Нижегородской области: оптимальное соотношение цены и качества, более низкие цены.
Прогноз увеличения спроса на туры по России и Нижегородской области в 2011-2012 гг.
Направления повышения качества
туристических услуг в
- повышение качества услуг по размещению;
- улучшение качества дорог;
- расширение ассортимента предлагаемых услуг;
- повышение квалификации персонала.
2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»
Отель «Акватория» расположен на берегу Горьковского моря в 80 км от Нижнего Новгорода.
К услугам отдыхающих 123 номера.
Стоимость номеров указана в таблице 5:
Таблица 5. - Стоимость номеров в отеле «Акватория» [20]
Категория номера
Стоимость номера в сутки (руб.)
Количество номеров
Одноместные (однокомнатные)
Улучшенный
2900
1
I категория
1200
24
II категория
1050
19
III категория
850
16
Двухместные (однокомнатные)
Улучшенный
2900
3
I категория
2100
26
II категория
1600
8
III категория
1300
18
Блок
Трехместный (однокомнатный)
2520
1
Двухместный (однокомнатный)
1900
1
Люкс
Одноместный
3300
1
Двухместный
3300
5
В отеле «Акватория» к целевым функциям можно отнести:
- прием и размещение гостей;
- продажу номеров.
К функциональным элементам относятся:
- обеспечение безопасности;
- инженерное обеспечение;
- бухгалтерский учет;
- административная деятельность.
Организационная структура отеля «Акватория» включает 50 сотрудников и выглядит следующим образом [1]:
Размещено на http://www.allbest.ru/
36
Схема 2. - Организационная структура отеля «Акватория»
В общем, выбранная руководством
гостиницы организационная
Проанализируем структуру
загрузки отела «Акватория» за последние
три года. В таблице 6 представлено
общее и реализованное
Таблица 6. - Загрузка отеля «Акватория»
2008 год
2009 год
2010 год
Максимально возможная загрузка, к/сутки в мес.
5628
5648
5211
Месяц
К/сутки
% от возможного
К/сутки
% от возможного
К/сутки
% от возможного
Январь
2720,5
48,3
3202,5
56,7
2231,0
42,8
Февраль
3171,0
56,3
3333,5
59,0
2703,0
51,9
Март
3315,5
58,9
3763,0
66,6
2849,0
54,7
Апрель
4021,0
71,4
3029,0
53,6
2571,0
49,3
Май
3592,0
63,8
2730,0
48,3
2387,0
45,8
Июнь
3651,0
64,9
2751,0
48,7
2654,0
50,9
Июль
3512,0
62,4
2290,0
40,5
2163,0
41,5
Август
3280,0
58,3
2247,0
39,8
2673,0
51,3
Сентябрь
3877,0
68,9
3565,0
63,1
2688,0
51,6
Октябрь
3732,0
66,3
3491,0
61,8
3087,0
59,2
Ноябрь
3363,0
59,8
4101,0
72,6
3464,0
66,5
Декабрь
3765,0
66,9
2918,5
51,7
3087,0
59,2
Итого
42000,0
62,2
37421,5
55,2
32557,0
52,1
Данные таблицы были получены
в бухгалтерии отеля «
Как видно из таблицы, в течение последних трех лет происходит ежегодное снижение реализованного количества койко-суток. Так, в 2009 году, по сравнению с 2008 годом произошло снижение на 4578,5 койко-суток, в 2010 году реализация уменьшилась еще на 4864,5 койко-суток.
Для наглядности составлена гистограмма.
Рис. 14 - Загрузка отеля «Акватория»
Налицо явная тенденция к снижению процента загрузки номерного фонда.
В отеле «Акватория» перечень дополнительных платных услуг невелик. В него входят: прокат лодок, продажа пляжных принадлежностей (шезлонги, пляжные зонтики, надувные матрасы и т.п.) вызов такси; продажа сувениров с символикой Нижнего Новгорода, глажение одежды; пользование сауной; услуги парикмахерской, услуги междугородней связи.
Таблица 7. - Объем платных услуг населению в 2010 г.
Месяц
Прокат лодок тыс.руб.
Продажа пляжных принадлежностей тыс.руб.
Услуги размещения тыс.руб.
Прочие виды услуг тыс.руб.
Итого тыс.руб.
Январь
0
0
1374
20
1674
Февраль
0
0
1582
15
1926
Март
0
0
1787
21
2190
Апрель
0
0
1767
25
2171
Май
3
636
1489
31
1857
Июнь
3
955
1774
30
2156
Июль
5
1207
1469
27
1804
Август
2
1161
1768
32
2162
Сентябрь
1
659
2386
58
2893
Октябрь
0
0
2879
42
3444
Ноябрь
0
0
2498
37
3009
Декабрь
0
0
2210
44
2711
Итого
14
4618
22983
382
27997
Преобладающей и имеющей приоритетное значение для Общества является
- ведение гостиничного
бизнеса, содержание гостиницы,
- иные виды деятельности - 18%.
Основные экономические показатели работы отеля «Акватория» за 2008-2009 годы представлены в таблице 8.
Таблица 8. - Экономические показатели работы отеля «Акватория» [2]
Показатели
2008 г
2009 г
Абсолютное отклонение
Относительное отклонение
Доход от реализации, тыс. руб.
20096,0
15356,0
-4740,0
-23,6
Затраты на реализацию услуг, тыс. руб.
18827,0
14301,0
-4526,0
-24,0
Уровень затрат, % к объему реализации.
93,7
93,1
-0,6
-0,6
Прочие доходы, тыс. руб.
4,0
55,0
+51,0
+1275,0
Прочие расходы, тыс. руб.
547,0
709,0
+162,0
+29,6
Прибыль, тыс. руб.
726,0
401,0
-325,0
-44,8
Зарплата, тыс. руб.
5771,0
6060,0
+289,0
+5,0
Ср.списочная численность
90,0
84,0
-6,0
-6,7
Производительность труда, тыс. руб./чел.
223,3
182,8
-40,5
-18,1
Среднегодовая зарплата, тыс. руб./чел.
64,1
72,1
8
+12,5
Как видно из таблицы 8, за отчетный период доход от реализации услуг снизился на 23,6% и к концу периода составил 15356 тыс. руб. Однако изменились и затраты на реализацию, они уменьшились на 24% и составили 14301 тыс. руб. Уровень затрат изменился незначительно, снизился на 0,6%.