Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 07:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг
1.2 Классификация туристической деятельности
1.3 Государственное регулирование туристической деятельности
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации
2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России
2.2 Анализ состояния туризма в Нижегородской области
2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению
3.2 Стратегия развития туризма в Нижегородской области
3.3 Проект совершенствования отеля «Акватория»
Заключение
Список литературы и источников
Основной показатель, характеризующий экономическую деятельность предприятия это прибыль. Прибыль отеля «Акватория» уменьшилась на 44,8% и составила 401 тыс. руб.
Очевидно снижение интереса рынка к деятельности отеля «Акватория». Об этом говорит снижение загрузки номерного фонда и снижение прибыли.
Для обеспечения дальнейшей финансово успешной деятельности отелю «Акватория» необходимо выработать систему оперативного реагирования на изменяющиеся предпочтения потребителей.
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению
туризм рынок туристический услуга отель
Современный туризм - это
в первую очередь социально-
У российского туризма четыре проблемы, и все они - антропологические [22].
Первая - плохой сервис за большие деньги. Нам кажется, что мы славимся "традиционным русским гостеприимством". Но в системе туриндустрии турист (особенно неинкультурированный в Россию иностранец) оказывается скорее "топливом", чем пассажиром.
Вторая - давление негативных стереотипов. Мы для "них" агрессивные, неприветливые, пьяные, без полутонов - либо бесправные нищие, либо хамские "хозяева жизни". Такие стереотипы поддерживаются не только зарубежными СМИ, российскими эмигрантами, но также создаются и сами российскими туристами в любом дальнем зарубежье, до которого могут они дотянуться.
Третья проблема - нераскрученность достопримечательностей, невстроенность их в мировую культурную рефлексию.
И последняя по списку, но основная - мы просто мировоззренчески не готовы принимать туристов. Мы не понимаем культурных основ этого вида активности.
Сегодня для нас актуальны два типа отношения к туристам.
Первый из них - турист как "Шпион". Мы еще не забыли и не избавились от советской привычки видеть в иностранце "засланца" (особенно если встречам его где-то в неожиданной глуши) и бояться "гэбни", которая, как водится, пасет и его, и нас - заодно.
Другой тип туриста в нашей культуре - "Дар". Он сам приезжает, это "дары природы", которые никогда не иссякнут в их ежесезонной регулярности [23].
По мнению иностранных исследователей, туристов в России отпугивают растущие цены, плохая инфраструктура, скудный список развлечений, а также сложный и запутанный механизм выдачи виз.
«Многократной чемпионке мира по армрестлингу Хейди Андерссон отказано в получении российской визы из-за якобы рваного паспорта». Подобные сообщения о знаменитостях, которым отказано во въезде в Россию, периодически появляются на страницах скандинавских газет, укрепляя обывателей во мнении, что российские консульства - не самые «легкопроходимые» учреждения в мире. «Для поездки по Транссибирской железной дороге требуются три визы. Монгольскую и китайскую легко получить самостоятельно, совсем другое дело - российская, - делятся опытом на своей веб-страничке молодые шведские путешественники. - В течение четырех месяцев мы обменивались сообщениями по электронной почте с разными Ольгами и Анастасиями из туристических агентств в России, которые должны были снабдить нас семью видами необходимых для въезда документов. Совет для тех, кто решит пойти по нашим следам: лучше заплатите туристическому агентству в Швеции, если хотите избежать множества хлопот». [17]
Особенно много недовольных среди финнов, поскольку именно они чаще других скандинавов приезжают в Россию. Так, финское генконсульство выдает туристические визы россиянам без требования предъявить приглашение или без бронирования гостиницы. Финский турист обязан иметь либо приглашение, либо документ не только о бронировании, но и об оплате места в отеле. Североевропейских туристов раздражает также обязательная справка об отсутствии ВИЧ-инфекции, если гость собирается прожить в стране более трех месяцев. Обращение в медучреждение на родине с пожеланием провериться на СПИД сопряжено с массой неудобств, главным образом психологического характера, поэтому в той же Финляндии распространилась торговля фальшивыми свидетельствами, которые продают определенные туристические компании в одном пакете с «визовыми» услугами. Среднему финну непонятна логика российского закона: получается, носитель СПИДа может спокойно въезжать в страну на два месяца и 29 дней, а вот при большем сроке он представляет угрозу для жизни и здоровья аборигенов [19].
Немало нареканий вызывает
система регистрации
Как ни крути, поездка в
Россию для обычного интуриста получается
довольно затратной, и не только по
количеству нервных клеток или часов.
Например, для японцев стоимость
недельного тура с осмотром Москвы
и Санкт-Петербурга колеблется в
районе 2,6-3,2 тыс. долларов. Это для
обеспеченных японских граждан не так
дорого, но приобретение сувениров
уже создает проблемы - цены в
главных городах России «кусаются».
В копеечку для японского путешественника
обходится ресторанное
Удивляться интуристам нечему: Москва давно лидирует в списке самых дорогих городов мира. Однако требование «позолотить ручку» начинается задолго до пересечения границы. «Существуют два срока оформления российской туристической визы для европейцев: в десять дней и в три дня, - говорит первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. - Разница в цене - минимум в два раза. За счет этого российскими консульствами создаются искусственные ситуации, когда турист вынужден оформлять срочную визу, а значит - платить больше». [17] Еще одна статья дохода на европейцах - торговля приглашениями. В Интернете полно фирм, обещающих гарантированное получение визы, при этом покупать турпутевку у них необязательно. Стоимость такой услуги колеблется от 1,5 тыс. до 12,7 тыс. рублей, в зависимости от типа визы, срока пребывания в России и гражданства иностранца. «Это незаконно, - поясняют власти. - Впрочем, консульство не всегда имеет возможность проверить подлинность предоставленной информации, да обычно и не стремится к этому. Приглашения до сих пор принимаются по факсу, что легче всего подделать».
Особенно популярна такая услуга у граждан, живущих в странах так называемого миграционного риска. Примечательно, что туда входят практически все государства, отменившие или упростившие въездные визы для российских туристов. «Граждане этих стран чаще других используют Россию в качестве промежуточной страны для нелегальной миграции в Европу, - рассказал Владимир Канторович. - Происходит это так: летит человек из Анголы в Париж с пересадкой в России. Поскольку наш аэропорт он проходит транзитом, общаться с пограничниками не нужно. Перед посадкой в самолет иностранец торжественно спускает свой паспорт в унитаз. Из Парижа его высылают туда, откуда он прилетел: в данном случае, обратно в Москву».[21]
Граждане этих стран могут получить российскую визу, но с оговорками. Например, им обязательно потребуется пройти собеседование в консульстве и предоставить «бронебойное» подтверждение платежеспособности. Такие придирки с благой целью ставят добропорядочных туристов в неудобное положение. Теперь уже бывший посол Индии в РФ Канвал Сибал неоднократно говорил о необходимости упрощения процедуры оформления документов, а также о сокращении сроков ее получения. Разговоры об этом шли еще четыре года назад, но серьезных подвижек не видно. При этом интерес граждан Индии к России есть, как и материальные возможности путешествовать. «Надо быть реалистами. Если у нас при постоянных разговорах об отличных отношениях между Дели и Москвой даже бизнесмены не могут добиться упрощения визовых процедур, что же говорить об индийских туристах? Ваши чиновники, наверное, видят в них потенциальных нелегалов», - с грустью заметил в этой связи сотрудник одной из индийских туркомпаний Прабха Сатил [21].
И ладно бы еще после всего этого турист получал достойную экскурсионную программу! Но в подавляющем большинстве случаев иностранцы нарезают круги по «Золотому кольцу», редко выбираясь за его пределы. «Помимо этого, экскурсионные программы обычно включают в себя Москву и Санкт-Петербург, - рассказал Илья Клубникин. - Стабильным спросом пользуются речные круизы по Волге или русскому Северу, с заездом на Валаам. Из новых объектов показа можно назвать озеро Байкал и Камчатку. Альтернативные маршруты прокладываются крайне редко». [19]
Туристический рынок в России довольно инертен, и не только в плане новых развлечений, считают эксперты. Представители старших поколений, составляющие большинство туристов в России, жалуются на плохие условия для отдыха и низкую квалификацию обслуживающего персонала. «Приезжающий на отдых поляк хочет чувствовать себя паном, хотя бы на время, - поделился с «НИ» заядлый путешественник Яцек Домбровский. - А в России по-настоящему приличный сервис могут получить очень богатые люди, швыряющиеся деньгами налево и направо. В нашей культуре это не принято, мы бережем каждый грош даже на отдыхе». Из-за этого польские туристы выбирают нашу страну в 2% случаев, тогда как еще в 2000-м этот показатель составлял 5%.
С целью решения проблем
туристической отрасли России Правительство
РФ разработана федеральная
Целью Программы является
повышение
Общий объем финансирования
Программы рассчитан в ценах
соответствующих лет на основе анализа
затрат и длительности выполнения каждого
мероприятия Программы и
Финансирование мероприятий
Программы планируется
· средств федерального бюджета - в размере 96 млрд. рублей (28,9 процента);
· средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - в размере 25 млрд. рублей (7,5 процента);
· средств внебюджетных источников - в размере 211 млрд. рублей (63,6 процента).
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
· задача 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации";
· задача 2 "Повышение качества туристских услуг";
· задача 3 "Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках".
Реализация Программы
рассчитана на период с 2011 по 2018 годы. Заявленный
срок реализации Программы является
необходимым и достаточным для
получения ощутимых, общественно
значимых результатов реализации мероприятий
по развитию внутреннего туристско-
Сокращенный срок реализации
Программы не позволит достигнуть ожидаемых
результатов и создать
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2 этапа.
Первый этап (2011 - 2014 годы)
предусматривает проведение работ
по созданию первоочередных туристских
объектов, которые станут точками
роста современных туристско-
Кроме того, на этом этапе предусматривается проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала регионов страны с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработка подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий регионов, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Необходимо провести мониторинг наличия, уровня развития и доступности региональных туристско-рекреационных ресурсов, определить состав и структуру необходимых коллективных средств размещения, а также объектов обеспечивающей инфраструктуры, строительство и развитие которых целесообразно будет осуществлять в рамках мероприятий следующего этапа Программы. Четкое определение потенциала рынка и основных потребностей туристов (предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность пребывания) позволит более точно спрогнозировать объем необходимой туристской и обеспечивающей инфраструктуры.