Анализ туристского рынка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности

1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг

1.2 Классификация туристической деятельности

1.3 Государственное регулирование туристической деятельности

Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации

2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России

2.2 Анализ состояния туризма в Нижегородской области

2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»

Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации

3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению

3.2 Стратегия развития туризма в Нижегородской области

3.3 Проект совершенствования отеля «Акватория»

Заключение

Список литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

анализ рынка.docx

— 113.36 Кб (Скачать файл)

 

Регионы Сибири обладают уникальными  природно-географическими, климатическими, бальнеологическими, культурно-историческими  ресурсами, формирующими их потенциальную  конкурентоспособность не только на российском, но и на мировом туристском рынке.

 

Географическое соседство  Республики Алтай и Алтайского края с промышленно-развитыми регионами  Западной Сибири и Урала (высокая  степень транспортной доступности, наличие на территории Алтайского края единственного в Сибири курорта  федерального значения "Белокуриха", экологическая чистота территории) обеспечивает высокий потенциальный  спрос на все основные виды туризма (рекреационный, санаторно-оздоровительный, культурно-познавательный, деловой, экологический  и активный). В перспективе поток  туристов в указанных регионах составит около 2 млн. туристов в год.

 

Несмотря на высокий потенциал  для развития туризма в регионах, а также предпринятые в последние  годы меры по его развитию, реальный поток туристов в настоящее время  продолжает оставаться невысоким (около 700 тыс. человек в год). Это обусловлено  рядом негативных факторов, в том  числе недостаточным развитием  туристской инфраструктуры, высокими ценами в коллективных средствах  размещения, а также невысоким  уровнем туристского сервиса  и недостаточной квалификацией  обслуживающего персонала.

 

По экспертным оценкам, преодоление  сдерживающих факторов и дальнейшее развитие туристской отрасли указанных  регионов позволит увеличить туристский поток на 1,3 млн. туристов в год.

 

Главным объектом притяжения туристов в Прибайкалье является озеро Байкал - уникальный природный  объект, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Флора Прибайкалья отличается разнообразием. Природоохранные территории в бассейне озера Байкал и Прибайкалье  в целом представлены большим  числом биосферных заповедников (Баргузинский, Байкальский, Джергинский), национальных парков (Забайкальский и Тункинский), заказников федерального значения, а также региональными особо охраняемыми природными территориями.

 

Горные ландшафты Саян в сочетании с ресурсами озера  Байкал создают предпосылки для  создания современных всесезонных  курортов и туристских комплексов.

 

В Прибайкалье находится  множество уникальных объектов исторического  и культурного наследия, в том  числе большое количество сохранившихся  археологических памятников (плиточные  могилы и др.), что формирует значительные конкурентные преимущества этого туристского  направления и создает предпосылки  для развития на территории Прибайкалья  большинства видов туризма, включая  культурно-познавательный, этнографический, археологический, спелеологический, религиозный, оздоровительный, деловой, активный, круизный, экологический, сельский.

 

Развитие туризма в  Прибайкалье сдерживается сезонностью  работы части коллективных средств  размещения, связанной в том числе с отсутствием разветвленной и круглогодично функционирующей транспортной инфраструктуры.

 

По экспертным оценкам, преодоление  сдерживающих факторов и дальнейшее развитие индустрии отдыха и туризма  в указанных регионах позволит увеличить  туристский поток на 800 тыс. туристов в год (общее число составит до 1,5 млн. человек в год).

 

Уникальными природно-климатическими особенностями обладает Дальневосточный  регион. Это единственное место на территории Российской Федерации с  умеренно муссонным климатом. Природные  ресурсы Приморья, Камчатки и бассейна р. Амура традиционно привлекают как российских, так и иностранных  туристов. Туристско-рекреационный  комплекс Дальнего Востока перспективен в отношении развития въездного  туризма для жителей Японии, Республики Корея, Китая и Монголии. На территории макрорегиона ежегодно отдыхает около 2 млн. туристов, что составляет 6 процентов  общероссийского туристского потока.

 

В настоящее время на Дальнем  Востоке развиваются активные виды туризма (водный туризм, альпинизм и  скалолазание, велотуризм, треккинг, горнолыжный туризм, сноубординг и др.), а также лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм. Раскрытие туристского потенциала уникальных природных объектов Дальнего Востока связано с возможностью использования отдельных участков особо охраняемых природных территорий для экологического туризма. Важнейшими видами туризма в регионе могут стать событийный и культурно-исторический туризм. Перспективным также является дальнейшее развитие круизных маршрутов, в том числе океанических.

 

Специфические региональные проблемы в области развития туризма  связаны прежде всего с низким уровнем развития туристской инфраструктуры, а также с недостатком транспортной инфраструктуры и соответствующих маршрутов, в том числе авиационных. Преодоление указанных сдерживающих факторов и дальнейшее развитие туристской отрасли Дальнего Востока позволит увеличить туристский поток на 2 млн. туристов в год (общее число туристов составит около 4 млн. человек в год).

 

Концентрация усилий государства  и бизнеса на развитии туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации  в рамках территорий 7 наиболее перспективных  туристских направлений обеспечит  достижение целевых показателей  и индикаторов Программы, оптимизировав  объем необходимых инвестиционных ресурсов.

 

При разработке Программы  на конкурсной основе с учетом степени  проработки и готовности соответствующей  документации был сформирован перечень регионов Российской Федерации, в которых начиная с 2011 года будет проведена апробация механизмов создания инвестиционных площадок с целью привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства. В указанный перечень включены Ярославская, Ивановская, Рязанская, Ростовская и Псковская области, а также Алтайский край.

 

С учетом необходимости привлечения  более широкого круга субъектов  Российской Федерации к процессам  создания конкурентоспособной региональной туристской инфраструктуры были отобраны перспективные туристские регионы, имеющие высокий туристский потенциал  и проявляющие наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов. В их числе Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Тыва, Чувашская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, а также Амурская область, Астраханская область, Владимирская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Нижегородская область, Новгородская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область и Тюменская область.

 

Кроме того, с учетом уровня подготовки документации были отобраны перспективные туристские проекты, готовые к реализации начиная  с 2012 года, в Республике Бурятия и  Липецкой области.

 

Софинансирование за счет средств федерального бюджета инвестиционных проектов с началом реализации в 2012 - 2014 годах будет осуществляться при условии соблюдения порядка и сроков представления документации, предусмотренной нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы разработки и реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы. Кроме того, субъекты Российской Федерации в кооперации с бизнес-сообществом должны обеспечить своевременную разработку финансово-экономической и технической проектной документации, обосновывающей эффективность запланированных для реализации инвестиционных проектов, в том числе региональных долгосрочных целевых программ развития туризма, бизнес-планов, схем территориального планирования и др.

 

Предполагаемая оценочная  стоимость каждого инвестиционного  проекта может составлять от 3 до 5 млрд. рублей с учетом софинансирования за счет средств федерального бюджета в пределах 20 - 25 процентов. Реализация проекта обеспечит создание 2 - 5 тыс. рабочих мест (с учетом мультипликативного эффекта) и увеличение туристского потока на 200 - 400 тыс. человек.

 

В результате реализации мероприятий  Программы будет создана сеть современных курортных и туристских объектов в рамках соответствующих  туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.

 

Интегральный общественный эффект от реализации мероприятий Программы, приведенный к году начала реализации Программы, составляет 980,3 млрд. рублей.

 

Интегральный коммерческий эффект от реализации мероприятий Программы, приведенный к году начала реализации Программы, оценивается в 231,3 млрд. рублей. Индекс прибыльности (доходности) частных  инвестиций составляет 1,1, что позволяет  считать Программу эффективной. Период окупаемости частных инвестиций в реализацию проектов, вошедших в  Программу, составляет 13 лет.

 

Интегральный бюджетный  эффект от реализации мероприятий Программы  составляет 574,4 млрд. рублей. Расчетный  срок окупаемости бюджетных инвестиций или период возврата средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляет 6 лет. Коэффициент финансового участия государства в реализации Программы равен 0,26.

 

Экологическая эффективность  Программы является неотъемлемой частью ее общей эффективности. Защита окружающей среды при реализации мероприятий  Программы обеспечивается путем  реализации заложенных в инвестиционные проекты технических и технологических  решений, соответствующих современным  стандартам и повышенным экологическим  требованиям. Контроль соблюдения действующего законодательства в части защиты окружающей среды как на этапе  предварительного отбора инвестиционных проектов, планируемых для реализации в рамках Программы, так и на этапе  реализации Программы, в том числе обязательность прохождения экологической экспертизы проектов, обеспечивает высокую экологическую эффективность каждого проекта и Программы в целом.

 

3.2 Стратегия развития  туризма в Нижегородской области

 

24 октября областная целевая  программа «Развитие въездного  и внутреннего туризма в Нижегородской  области в 2012-2018 годах», разработанная  Министерством поддержки и развития  малого предпринимательства, потребительского  рынка и услуг Нижегородской  области в целях формирования  в регионе конкурентоспособной  туриндустрии и развития туристской  инфраструктуры, была одобрена на  заседании Правительства Нижегородской  области.

 

Основными направлениями  Программы являются совершенствование  нормативно-правовой базы отрасли «туризм», активная маркетинговая политика по продвижению нижегородского турпродукта, финансово-кредитная поддержка отрасли, развитие инфраструктуры и улучшение  состояния объектов показа, подготовка кадров. Планируется развивать такие  виды туризма как культурно-познавательный, этнографический, круизный, лечебно-рекреационный, экологический и приключенческий, сельский, религиозный, деловой и  событийный, охотничий и рыболовный.

 

Финансирование Программы  будет осуществляться как из бюджетных  источников (федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований), так и за счет привлечения частных  инвестиций.

 

Актуальность развития въездного  и внутреннего туризма в Нижегородской  области обусловлена рядом факторов: [24]

 

Во-первых, наличием в области  огромного туристского потенциала: в сегментах культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового, экологического и сельского туризма, охоты и рыбалки.

 

Также наличием таких всемирно известных центров как: Нижний Новгород, Дивеево, Большое Болдино, Семёнов, Городец, озеро Светлояр, Арзамас, Павлово, Казаково, Чкаловск, Балахна.

 

Во-вторых, развитие въездного  и внутреннего туризма актуально  в связи с перспективой вхождения  городов Нижегородской области  в маршрут «Большое золотое кольцо России». Часть маршрута повторяет  путь движения Нижегородского ополчения 1612 года.

 

В-третьих, актуальность Программы  обусловлена мировыми и общероссийскими  положительными тенденциями развития въездного и внутреннего туризма  как одной из самых динамично  развивающихся отраслей мировой  экономики и мультипликационным эффектом развития туризма, благодаря  которому создаются рабочие места и повышается занятость населения.

 

В-четвертых, актуальность обусловлена  конкуренцией со стороны регионов РФ. Опыт развития туризма в субъектах  РФ показал эффективность финансирования программ, что способствовало увеличению бюджетов на их реализацию в 10 и более  раз.

 

Задачи программы:

 

- увеличение туристского  потока в Нижегородскую область;

 

- привлечение инвестиций  на развитие материальной базы  туриндустрии;

 

- развитие туристских  центров Нижегородской области  и формирование конкурентоспособного турпродукта.

 

В части совершенствования  нормативно-правовой базы планируется  усовершенствовать закон Нижегородской  области «О туристской деятельности на территории Нижегородской области».

 

Разработать и реализовать  ряд положений:

 

ь о системе вспомогательного счета в туризме на территории Нижегородской области;

 

ь о льготном кредитовании субъектов туриндустрии, направляющих средства на развитие въездного и  внутреннего туризма;

 

ь о порядке создания туристско-рекреационных  зон и туристской деятельности на их территории;

 

ь об использовании туристских ресурсов и регулировании деятельности гидов-экскурсоводов и гидов-проводников  на территории области.

 

В целях формирования конкурентоспособного туристского продукта внедряется система  кредитно-финансовой поддержки предприятий  туриндустрии и субъектов предпринимательства  в виде возмещения части процентной ставки по кредитам коммерческих банков направляемым на:

Информация о работе Анализ туристского рынка РФ