Договорные отношения в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность каждого туристского предприятия связана с заключением большого числа договоров (контрактов) с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями услуг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг. Наряду с действующим законодательством договор является важнейшим средством, регулирующим взаимоотношения субъектов рынка. Он выступает составной частью процесса подготовки, заключения и исполнения любой предпринимательской сделки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Особенности подготовки и заключения договоров в туризме….....3
ГЛАВА 2. Виды договорных отношений в туризме……...…………………....7
2.1 Договорные отношения между туроператором и турагентом…………….7
2.2 Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг…………..……………………………………8
2.3 Договорные отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг………………...………………………………………………15
2.4 Договорные отношения между рецептивным и инициативным туроператорами………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

прав. обесп. тур. 9.docx

— 58.41 Кб (Скачать файл)

Тема работы:  Договорные отношения в туризме

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. Особенности подготовки и заключения договоров в туризме….....3

ГЛАВА 2. Виды договорных отношений в туризме……...…………………....7

2.1 Договорные отношения  между туроператором и турагентом…………….7

2.2 Договорные отношения  между туристским предприятием  и потребителями туристских услуг…………..……………………………………8

2.3 Договорные отношения  между туроператором и поставщиками  туристских услуг………………...………………………………………………15

2.4 Договорные отношения  между рецептивным и инициативным  туроператорами………………………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….24

 

ВВЕДЕНИЕ

   Закон трактует деятельность туристских фирм как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

   Деятельность каждого туристского предприятия связана с заключением большого числа договоров (контрактов) с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями услуг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг. Наряду с действующим законодательством договор является важнейшим средством, регулирующим взаимоотношения субъектов рынка. Он выступает составной частью процесса подготовки, заключения и исполнения любой предпринимательской сделки.

   В связи с этим, а также с динамичностью развития туристского бизнеса в настоящее время актуальность исследования вопроса практики договорных отношений в сфере туризма не вызывает сомнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В ТУРИЗМЕ

  

   При намерении заключить контракт следует четко знать, каких целей необходимо достичь при его реализации, и уточнить наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением. Чрезвычайно важно предусмотреть главные вопросы предстоящего договора, а затем, переходя от общего к частному, составить поэтапную схему работы и продумать, что необходимо сделать на каждом этапе.

   Проект предстоящего договора желательно разработать самостоятельно, а не получать его от контрагента. Если же договор составляется партнером или поставщиком, не исключено, что в нем не будут полностью учтены интересы туристского предприятия.

   Если предложение о заключении договора поступает от неизвестной организации, необходимо получить о ней как можно больше информации. За рубежом предприниматели крайне осторожно относятся к предложениям новых партнеров. И это, не смотря на то, что там существуют открытые торговые реестры и фирмы, которые специализируются на сборе и обработке сведений о компаниях и отдельных предпринимателях. По запросу они могут дать подробную информацию об интересующем предприятии: его уставном фонде, специализации, годовом обороте, квалификации персонала, обслуживающем банке, биографии руководителей и совладельцев предприятия, деловой репутации, судебных процессах, конфликтах, в которых участвовало предприятие, поставщиках, покупателях, клиентах и др.

В соответствии с Федеральным законом «Об  основе туристской деятельности в РФ»  Единый федеральный реестр туроператоров  создан и в России. Туроператорскую  деятельность вправе осуществлять только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие  финансовое обеспечение и сведения о которых занесены в Единый федеральный  реестр. Осуществление деятельности с нарушением указанных требований не допускается Единый федеральный  реестр туроператоров. Федеральное  агентство по туризму (Ростуризм) // www.russiatourism.ru.

   Туристским фирмам чаще всего приходится самостоятельно наводить справки о своих партнерах и контрагентах. Следует запросить у партнера нотариально заверенную копию о регистрации предприятия, банковскую гарантию и другие сведения. Естественно, зарубежный партнер также запросит у фирмы аналогичную информацию. Получение и передача такого рода сведений связаны с увеличением срока подготовительного периода и определенными финансовыми затратами. Однако в перспективе это многократно окупается.

   Необходимо также убедиться, что организация, с которой собираются работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (уставом, учредительным договором) и свидетельством о регистрации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каков размер ее уставного фонда и сформирован ли он, где располагается офис, в каком банке организация обслуживается, каково ее финансовое положение и коммерческая репутация, то есть собрать как можно больше информации.

   Как было сказано выше, особое значение при заключении договора (контракта) имеет выбор партнера, что всегда является потенциальным риском. Наименьший риск для отечественных туристских предприятий достигается при заключении контрактов на готовые туры с известным туроператором. Как правило, такой тур уже хорошо отработан на практике. Обычно в контракте удается договориться о 10 - 12 % комиссионного вознаграждения для турагента от стоимости каждого проданного тура. Надо заметить, что зарубежные туроператоры, имеющие высокий имидж, предъявляют довольно жесткие условия контракта. В ряде случаев целесообразнее заключить прямые договоры заключить прямые договоры с поставщиками туристских услуг (средствами размещения, предприятиями питания, транспортными агентствами и др.).

   В международной туристской практике нередко используется форма устных взаимоотношений туроператора и турагента. Однако такая форма работы на доверии существует между давними партнерами. С целью исключения различных неприятностей рекомендуется заключать письменный вариант контракта. В случае возникновения конфликтных ситуаций судебные инстанции будут оперировать формальными соглашениями.

   В ряде стран разработаны и официально публикуются в печати пакеты общих контрактных условий для туроператора и турагента, на которые можно ссылаться в контракте. В Германии, например, существует специальный Закон «Основные правила заключения контрактов», принятый в 1977 году. При наличии в стране таких нормативных актов можно практиковать заключение коротких, лаконичных контрактов со ссылками на эти акты, которые обычно публикуются в каталогах туров по странам.

Подписывают договор первые лица от каждой стороны. Подписание договора лицом на то не уполномоченным, связано с потерей  документом юридической силы. Подписи  заверяются печатями. По установленной  практике, печать на подписи зарубежного  партнера не является обязательной. Допускается  заверение подписями партнеров  каждой страницы договора.

   При подписании договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и полномочия на подписание документа. Поэтому, вступая в переговоры с представителями коммерческой организации о заключении договора, необходимо проверить их полномочия.

   Как показывает практика, нередко недобросовестные контрагенты, не желая исполнять свои обязательства по договору и нести ответственность, объявляют о том, что лицо, подписавшее договор, соответствующих полномочий не имело (это один из самых распространенных способов мошенничества). Чтобы этого не случилось, необходимо удостовериться в личности представителя, попросив его представить соответствующие документы. Если представителем контрагента выступает директор предприятия, действующий без доверенности, необходимо ознакомиться с приказом о его назначении (это в основном относится к государственным предприятиям) либо с протоколом собрания учредителей предприятия (для коммерческих предприятий). Нужно отметить, что в последнее время на предприятиях, где директор работает по найму, учредители в той или иной степени ограничивают его полномочия и предоставляют ему их только с согласия правления, совета директоров, собрания учредителей и т.д. Поэтому следует ознакомиться с соответствующим разделом устава организации-контрагента и убедиться, что полномочия директора не ограничены. В том случае, если представитель действует по доверенности, нужно проверить, есть ли на ней подпись руководителя предприятия, его печать, дату, когда доверенность выдана (если дата не указана, то доверенность недействительна), срок действия доверенности, объем полномочий по ней.           Приступая к работе по формированию условий договора, нельзя допускать двусмысленности, нечеткости фраз, поскольку впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора контрагент будет пытаться интерпретировать в свою пользу любую неточную формулировку в данном документе. В договор целесообразно внести условие о конфиденциальности.

Язык  договора выбирается сторонами по общему согласию. Если зарубежная фирма специализируется на национальном рынке, можно заключить  контракт на русском языке. Однако, как правило, договор составляется на двух языках, которые выбирают партнеры. В ряде случаев по соглашению сторон контракт заключается на трех языках. Например, контракт с германским туроператором  может быть заключен на немецком, русском  и английском языках. В любом случае, на каких бы языках не был составлен  договор, перевод его на русский  язык обязателен.

   Договор составляется и подписывается как минимум в двух экземплярах. В нем обязательна ссылка на то, что все его экземпляры на таких-то языках имеют одинаковую силу. Указывается также количество этих экземпляров. Все изменения и дополнения к договору оформляются протоколами или соглашениями и являются неотъемлемой частью основного договора. Срок хранения договора в соответствии с исковой давностью - три года. Разделами, составляющими основу любого договора, являются: преамбула, основная и заключительная части.

   Преамбула - это своеобразное введение в договор, которое включает:

  • название (наименование) договора, где обозначается его юридический характер (например, договор на оказание туристских услуг; договор аренды; договор комиссии и т.д.);
  • указание места и времени заключения договора (эти сведения могут быть отнесены к заключительной части);
  • наименование сторон; при этом продавец, или передающая сторона, называется первой, а покупатель, или принимающая сторона, - второй. Указываются полные наименования юридических лиц, а также сокращенные наименования, под которыми стороны будут фигурировать в договоре;
  • должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор;

основание, на котором действуют доверенные лица сторон (устав, доверенность).

   Наименование договора не является нормативным. Это отправная точка заключения сделки. Отсутствие наименования договора не противоречит его законности. Определяющее значение для оценки договора имеет его содержание.

   Предпосылкой законности договора является дееспособность договаривающихся сторон, под которой понимается способность лица (гражданина или организации) своими действиями приобретать права и выполнять юридические обязанности, а также нести ответственность за совершение правонарушений. Каждый гражданин России по достижении 18 лет, а также любое юридическое лицо являются дееспособными. Законными представителями гражданина, не достигшего возраста 18 лет, обычно являются родители, опекуны, попечители.

   Основная часть договора подразделяется на специфические и общие условия договора. К специфическим условиям относятся условия, характерные для данной сделки, но вряд ли применяемые к другим сделкам, а именно:

  • предмет договора;
  • качество предоставляемых услуг, работ, реализуемых товаров;
  • ценовые параметры данной сделки;
  • скидки с цены и надбавки к ней (если они применяются в данной сделке);
  • порядок расчетов;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность сторон;
  • срок исполнения обязательств;
  • порядок изменения и расторжения договора.

   Специфические условия договора составляют тему и содержание обсуждения при переговорах партнеров о заключении сделки.

К общим  условиям договора относятся положения, которые включаются во все договоры данного вида, независимо от их содержания:

  • арбитражная оговорка;
  • форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы, то есть чрезвычайные и непредотвратимые: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары, резкие температурные колебания); общественные явления (военные действия, забастовки); запретительные акты государственных органов (объявление карантина, закрытие портов, ограничение перевозок) и т.д. Данные обстоятельства дают возможность перенесения сроков исполнения обязательств, а при отсутствии положительного результата освобождают стороны от их выполнения.

   В заключительной части договора указываются:

  • юридические адреса сторон;
  • почтовые и банковские реквизиты сторон (например, номер расчетного счета, наименование банка, его код и т.д.);
  • все приложения, которые являются неотъемлемыми частями договора;
  • подписи сторон с приложением печати каждого из участников сделки (кроме тех, которые в соответствии с законодательством, могут не иметь печати);
  • количество экземпляров договора;
  • указание места и даты заключения договора (если это не было сделано в преамбуле).

    На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

В условиях конкуренции и увеличения требований клиентов к туристским услугам очень  важны договорные отношения в  деятельности туристских предприятий. Туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых  услуг, формами продаж, характером труда  и т.д., а отсюда вытекает и специфика  договорных отношений. Туристские услуги охватывают большой круг операций (обеспечение  международных и внутренних перевозок  туристов, проживания, питания, страхования, получения иностранных виз и  т.д.). Все эти операции требуют  документального обеспечения. Поэтому  правильно составленные договоры имеют  большое значение в достижении высокого качества туристского обслуживания.

Информация о работе Договорные отношения в туризме