Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:51, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение истории развития экскурсионного дела в дореволюционное и советское время как педагогического элемента.
Задачи:
Изучить литературу, посвященную истории экскурсионного дела;
Анализировать полученную информацию, выбрать и отобрать необходимую информацию для курсовой работы;
Написать курсовую работу, раскрывая тему.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Развития экскурсионного дела в дореволюционный период……….3
1.1 Применение экскурсий в учебных заведениях……………………………3
1.2 Теоретическая и практическая база экскурсионного дела……………....14
Глава II Развитие экскурсионного дела в Советское время…………………18
2.1 Экскурсионное дело в первые годы Советской власти (1918-1930 гг)…18
2.2 Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930-1936 гг.)……………………………………………………...23
2.3 Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945-1990)……………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35
В связи с необходимостью
научного изучения экскурсионного дела
в 1921 г. в стране были созданы три
научно-исследовательских
В качестве примера приведем
структуру и основные направления
работы Петроградского экскурсионного
института. Он состоял из трех отделов:
естественного, гуманитарного и
экономико-технического, которые, в
свою очередь, делились на секции. Естественный
отдел – на пять секций: почвенно-геологическую,
ботаническую, зоологическую, гидробиологическую
и географическую; гуманитарный –
на три: культурно-историческую (с литературной),
этнографическую и
Штат института был невелик: всего 48 человек действительных членов и сотрудников. Организационно институт входил в состав учреждений Петроградского академического центра.
Главной его целью как
научно-исследовательского учреждения
являлось «изучение экскурсоведения
по всем областям жизни природы и
человеческой культуры как в сфере
теоретической, принципиальной, так
и в практической, в желанной глубине
и полноте, в видах создания цельной
образовательной системы» (Гревс, 1922).
Предполагалось, что свои исследования
Петроградский экскурсионный
Одной из основных его обязанностей
являлась централизация, обобщение
опыта работы различных учреждений
в экскурсионной сфере: просветительских
организаций, школ, научно-исследовательских
учреждений. Кроме того, институт должен
был проводить циклы лекций по
экскурсионной тематике, систематические
курсы для привлечения к
Научно-исследовательские
экскурсионные организации, созданные
в 1921 г., просуществовали недолго. Через
несколько лет они были расформированы
или реорганизованы. В настоящее
время вопросы теории экскурсионного
дела изучаются в Научно-
2.2 Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930-1936 гг.).
Летом 1928 г. Российское общество туристов было ликвидировано и создано новое Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Оно объединяло все акционерные экскурсионно-туристские общества и организации: Государственное экскурсионное акционерное общество «Советский турист», Украинское межпаевое экскурсионное товарищество (УМПЭТ), «Турист Грузии» и ряд других. Руководящим органом ОПТЭ стал Центральный совет (ЦС) во главе с президиумом. Председателем Центрального совета ОПТЭ назначили известного государственного и партийного деятеля Н.В. Крыленко. В состав ЦС входили отделы: научно-методический, организационный, агитации и пропаганды, финансовый, бухгалтерский и оперативно-массовый. В крупных городах были созданы отделения ОПТЭ, а на фабриках, заводах, в колхозах, учебных заведениях – первичные организации – ячейки, которые привлекали в общество новых членов – рабочих, крестьян и учащихся.
Сущность и основные направления туристско-экскурсионной работы отражались в лозунгах ОПТЭ.
« Чтобы лучше строить СССР, надо его знать, чтобы лучше знать – будьте туристами» - таким был один из основных лозунгов пролетарского туризма. (Следует отметить, что в 30-е гг. не было четкого деления путешествующих на туристов и экскурсантов. Туристами зачастую называли экскурсантов, как и наоборот). В задачу ОПТЭ входили вовлечь в туризм и экскурсии широкие трудящиеся массы, познакомить их со своей страной, с ее огромными и природными богатствами, которые предстояло освивать, с первыми электростанциями, машиностроительными заводами, колхозами и совхозами. Множество экскурсий организовывалось с посещением Днепрогэза, Ростовского завода сельскохозяйственных машин, Сталинградского тракторного завода, Кузнецкстроя, совхоза «Гигант» в Ростовской области, передовых районов сплошной коллективизации и т.д.
Центральный совет ОПТЭ издавал
специальные журналы – «Турист-
Много важных вопросов теории экскурсионного дела разработал педагог и методист Б.Е.Райков14. Он раскрыл важное для развития экскурсоведения понятие «экскурсия», классифицировал их по содержанию, объему, методу проведения, логическому построению, продолжительности и составу участников. В книге обобщены «Десять заповедей экскурсионного дела», актуальные и в наши дни:
В 1930-е годы были созданы десятки туристских маршрутов, которые проходили по Уралу, Сибири, Средней Азии, Алтаю, Поволжью, Кавказу, Крыму и другим местам. Возросла роль музеев, увеличилась их посещаемость, возросла потребность в кадрах. При крупных музеях создаются курсы по подготовке экскурсоводов. В 1932 году в Москве был открыт первый туристско-экскурсионный техникум, который выпускал экскурсионных работников.
Специальные экскурсии разрабатывали для преподавателей школ, советских торговых служащих. Для неоднородных групп и одиночек составляли особую экскурсионную программу.
В Москве, Ленинграде и других крупных городах значительно увеличилась посещаемость музеев. В связи с возросшей потребностью в кадрах экскурсионных работников при крупных музеях создавались курсы по подготовке экскурсоводов. В 1932 г. в Москве был открыт туристско-экскурсионный техникум, в котором готовили экскурсоводов.
Центральная экскурсионная
база Наркомпроса в 1932 году была реорганизована
в Центральную детскую
Организованы курсы для подготовки из туристов-активистов руководителей детского туризма. Для совместной практической работы по детскому туризму привлечены общество «Друг детей» и детская комиссия при ВЦИК.
По инициативе водной секции ЦК ОПТЭ летом 1932 г. была организована экспедиция по реке Суре. Целью экспедиции было изучение взможностей семейного туризма на разборных байдарках во время отпуска в порядке самодеятельности.
В составе экспедиции было 5 мужчин, 3 женщины, и четверо детей в возрасте 9-19 лет. Экспедиция имела в своем распоряжении 5 байдарок.
В эти годы одновременно
с организационными формами туристско-
В помощь экскурсионным работникам
на местах экскурсионного сектора социального
воспитания Петроградского губернского
отдела народного образования издавала
научно-педагогический журнал «Экскурсионное
дело» под редакцией профессора
И.И. Полянского и академика В.М. Шимкевича.
В середине 30-х гг. были выпущены
в свет: сборник научно—педагогических
статей «Школьные экскурсии, их значение
и организация» под редакцией
профессора б.Е. Райкова и Э.В. Краснухи;
ряд работ А.Н Формозова «
В республиках, краях и
областях были созданы туристско-
Но поступательное развитие туристско-экскурсионного дела в стране было разрушено начавшейся второй мировой войной.
2.3 Возрождение и развитие
экскурсионного дела в
После окончания Великой
Отечественной войны советский
народ возобновил свое строительство.
Возобновили работу учреждения просвещения
и культуры, в том числе, туристско-экскурсионные.
Центральное туристско-
Подвиги советских людей были воплощены в памятниках партизанке Зое Космодемьянской в Петрищеве, разведчику Николаю Кузнецову в г. Ровно и Львове, генералам Черняховскому в г. Вильнюсе, Ватутину – г. Киеве, Ефремову – г. Вязьме и многим героям, отдавшим свою жизнь в борьбе с врагом.
Новому подъему экскурсионной работы способствовало празднование 1947 г. 800-летия Москвы. В связи с этим юбилеем были подготовлены различные экскурсии, рассказывающем об историческом прошлом русского народа, о роли Москвы и героической борьбе советского народа против фашистских захватчиков, о Москве – столице первого в мире государства рабочих крестьян.
В расширении тематики городских экскурсий большую роль сыграло решение Советского правительства от 20 июля 1995г. об открытии доступа в Кремль. В связи с этим маршруты обзорных многоплановых экскурсий по Москве были перестроены. Московский Кремль стал главным объектом столичных экскурсий. В частности, была обновлена пешеходная экскурсия «Красная площадь и Кремль».
В 50-е годы ознаменовались
усилием идеологической направленности
в экскурсионной работе. Коммунистическая
партия придавала большое значение
культурно-просветительской работе и
ее роли в формировании коммунистического
мировоззрения трудящихся и подрастающего
поколения. ЦК партии указывались необходимость
дальнейшего развития ленинских
принципов пропаганды: партийности,
высокой идейности, тесной связи
с жизнью народа, с практическими
задачами коммунистического
В связи с задачами научно-технической
революции экскурсионные
Работники экскурсионных бюро использовали праздники, юбилейные и памятные дни для обновления экскурсионной тематики. Обширная экскурсионная программа была подготовлена ко Всемирному молодежи и студентов, который проходил в СССР 1957 г., ко Всемирному конгрессу женщин(1963 г.), 60-летию Первой русской революции (1965 г.) В апреле 1965 г. вышел указ о праздновании 9 мая – Дня Победы, в след за этим последовало обновление военно-исторической тематики.
Информация о работе История экскурсионного дела в России как педагогического элемента