Конкурентоспособность на туристическом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современных условиях жесткой конкуренции рынка туристических услуг турфирмам необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться для того, чтобы быть конкурентоспособными на туристическом рынке.


Цель исследования:
сформулировать принципы конкурентоспособности на туристическом рынке.


Задачи исследования:
1)изучить положение конкурентоспособности в современной экономике.
2)сформулировать принципы применения конкурентоспособности на туристическом рынке.
3)выявить факторы конкурентоспособности на туристическом рынке.

Содержание

Введение

1 глава: Конкурентоспособность и ее экономические аспекты
Понятие конкурентоспособности.
Развитие конкурентоспособности в современной экономике.
Оценка и способы повышения конкурентоспособности в экономике.

глава: Конкурентоспособность на туристическом рынке.

2.1 Особенности конкуренции на туристическом рынке в РФ.
2.2 Современный туристический рынок и его развитие.
2.3 Мероприятия, способствующие росту конкурентоспособности на туристическом рынке.

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 107.38 Кб (Скачать файл)

Процесс конкуренции имеет свою структуру. Он начинается с подготовки к непосредственному столкновению, переходит в стадию столкновения, которое обычно перерастает в конкурентную борьбу. Завершается данные процесс подведением итогов, выявлением, что именно конкуренты приобрели, либо потеряли в конкурентной борьбе, определением победителей и побежденных.

В конкурентной борьбе важен, прежде всего, эффект или результат функционирования системы, а это приводит к созданию функциональной теории конкурентной борьбы. В основу теории положено предположение о сущности и целях конкурентной борьбы, заключающихся в необходимости вывести из строя систему (конкурирующую фирму), сохранить свою фирму и обеспечить ее эффективное функционирование. Под отношениями, возникающими между участниками, понимается совокупность состояний элементов системы, определяющая необходимость и характер взаимодействий между ними. Установление отношений между фирмами означает определение характера и степени влияния их друг на друга, относительно расположения в пространстве и изменения субординации в течение всего времени конкурентной борьбы.

 

 

 

В курсовой работе был использован литературный метод исследования:

 
2"ib.rus.ec/b/176422/read" "n_4#n_4" o "Круглов В.В. Конкуренция: Учебное пособие. – М.:Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2004. (Дата обращения 11.05.13)


 

 

 

Конкурентная борьба предполагает выполнение каждой стороной необходимых целенаправленных действий – наблюдений, воздействий, активных действий. Вышеперечисленные действия можно считать конструктивными, поскольку результатом этих действий в конкурирующей фирме являются деструктивные процессы, выражающиеся в частичной или полной потере основных своих функций.

 

Этим процессам противостоят, с целью снижения их интенсивности, недопущения разрушения системы и реализации мероприятий по поддержанию и восстановлению нарушенных функций. Если деструктивные процессы в одной из систем развиваются сверх некоторого критического уровня, то в последствии она не сможет выполнять свои функции. Следовательно, ход конкурентной борьбы – это развитие во времени конструктивных и деструктивных процессов в конкурирующих системах. Интенсивность этих процессов определяется качеством конкурирующих систем и эффективностью их функционирования. Чем выше уровень развития фирмы, прочнее ее позиции на рынке, тем сильнее инициируемые ей конструктивные процессы и тем слабее в ней деструктивные процессы, вызываемые конкурентами на рынке.

 

Отличия конфликтного соперничества от неконфликтного состоят в следующем:

– в конфликтном столкновении проявляется противоположность интересов соперников и невозможность реализовать собственные интересы без ущемления жизненных интересов других участников конфликта, а неконфликтное столкновение не имеет принципиального характера;

– целевые установки, формируемые в процессе конфликтного соперничества, направлены на ослабление или окончательное подавление конкурентов ради обеспечения собственных выгод;

– в конфликтное соперничество двух сторон обязательно втягиваются другие стороны, которые на первых порах составляют лишь внешнее окружение конкурентов;

– само конфликтное соперничество может иметь затяжной, продолжительный характер.3

 

Й. Шумпетер создал теорию «созидательного разрушения», которая применима во многих областях, в том числе и в теории конкуренции. По его мнению, сила любого производителя определяется наличием новых товаров, новой технологии, нового типа организации. У рынка, состоящего из нескольких фирм, будет более эффективная структура, если участники будут ориентироваться на научно-технический прогресс. Автор теории делал различие между изобретением (зарождением новой идеи) и инновацией (коммерческим применением новой идеи).

 

Производитель, осуществляющий инновации, обладает большими возможностями получить прибыль. Это значит, что производитель предлагает некий товар (услугу) прежде, чем ее предложат другие, либо использует новые технологии, предлагая уже известный товар по более низкой цене. Цель его усилий – производство новой и более дешевой продукции. Если доступ на рынок свободен, приходят новые участники, чтобы действовать не подобно конкурентам, а эффективнее, чем они.

 

Производитель, предлагающий инновации, оказывается единственным участником рынка, и роль его определяется предлагаемой им новой продукцией. С точки зрения традиционной экономической теории предприниматель – монополист. Его доля на рынке данной продукции составляет 100 %. В течение некоторого времени он остается единственным производителем на рынке и получает сверхприбыль – предпринимательскую прибыль. Когда он принимается за производство новой продукции, при условии, что доступ на рынок свободен, он берет на себя риск, связанный с затратами времени и капиталов и действует, надеясь на получение устраивающей его прибыли. Побуждением к действию выступает потенциальная прибыль его как монополиста. А поскольку она носит остаточный характер, то размер ее заранее никогда не известен.

 

Следовательно, новые товары или методы производства, требующие меньших издержек, возникают под давлением конкуренции.

 

При любых обстоятельствах остается в силе сформулированное еще Ф. Энгельсом положение, что отношение производительной силы к потребительной, так или иначе, проявится в форме состязательности (соревнования), которая по системе экономических параметров имеет обобщенное интегральное определение и называется конкуренцией. Только она определяет, в конечном счете, и продолжительность пребывания товаропроизводителей на рынках, и интенсивность смены поколений техники, и скорость соединения результатов научных исследований и новых технологий. 

Таким образом, под конкуренцией следует понимать процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя.

 

В курсовой работе был использован литературный метод исследования: 
 
3"ib.rus.ec/b/176422/read" "n_5#n_5" o "Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. – М., 2004. С. 19.(Дата использования 11.05.2013)


Важными в этом определении являются следующие аспекты:

 

1) рыночная конкуренция  есть непосредственное взаимодействие  организаций на рынке, та борьба, которую они ведут, продвигая свой товар;

2) конкуренция ведется  за ограниченный объем платежеспособного  спроса, именно ограниченность спроса  заставляет фирмы конкурировать  друг с другом;

3) рыночная конкуренция  развивается только на доступных  сегментах рынка.

 

Конкуренция является движущей силой развития общества4

 

Где речь шла о стимулировании развития экономического соревнования, конкуренции. В 1993 г. была принята Программа организационных мер по демонополизации и развитию конкуренции в сфере торговли и общественного питания на 1993 г. В марте 1994 постановлением Правительства РФ утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. В апреле 1993 г. принято Положение о Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Действует с поправками Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (приведен в Приложении к данному учебному пособию). Разработана и утверждена концепция развития товарных рынков, в которой видное место отводится мерам по повышению конкурентоспособности товаропроизводителей.

 

 

В курсовой работе был использован литературный метод исследования: 
 
4"ib.rus.ec/b/176422/read" "n_6#n_6" o "Одно из первых упоминаний о конкуренции – в Законе «О кооперации в СССР» (май 1988 г.),.(Дата использования 11.05.2013)


 

 

Она порождает лучшее использование способностей и знаний, совершенствование и разнообразие человеческих благ, рациональное поведение продавцов и покупателей как необходимое условие существования на рынке.

 

По степени интенсивности конкуренция может быть:

 

– привлекательная, в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

– умеренная, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

– ожесточенная, когда один субъект конкуренции поглощает, уничтожает либо вытесняет другого из данного сегмента.

 

По формам удовлетворения потребностей различается конкуренция:

 

– функциональная – обусловлена тем, что потребность может быть удовлетворена разнообразными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами;

 

– видовая – является следствием того, что существуют товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся друг от друга по каким-то существенным параметрам и, соответственно, имеющие разные виды;

– предметная – заключается в том, что организации выпускают идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления, а иногда, и одинаковые по качеству.

 

Известный специалист в области маркетинга Ф. Котлер выделял четыре направления конкуренции:

 

1) конкуренция торговых марок – соперничество субъектов бизнеса, предлагающих идентичные товары одним и тем же целевым покупателям по сопоставимым ценам;

2) отраслевая конкуренция – соперничество фирм, производящих и реализующих однородные товары, при этом в качестве отрасли рассматривалась группа компаний, предлагающих потребителям идентичные товары;

3) формальная конкуренция – соперничество субъектов бизнеса, осуществляющих производство продукции, призванной обеспечить удовлетворение одних и тех же потребностей;

4) общая конкуренция – соперничество всех без исключения субъектов предпринимательского бизнеса.

 

Рассматривая виды добросовестной конкуренции нельзя обойти вниманием недобросовестную конкуренцию, включающую следующие действия:

– дезорганизация деловой деятельности конкурентов (получение, использование, разглашение информации о конкурентах и их коммерческих тайнах без их согласия, уничтожение средств наружной рекламы конкурентов, негативное воздействие на партнеров и клиентов соперника);

– прямая дискредитация конкурента (распространение ложных, неточных или искаженных сведений о конкурентах посредством недобросовестной и неэтичной рекламы);

– косвенная дискредитация конкурентов (некорректное сравнение своих товаров с товарами конкурентов);

– паразитическая конкуренция (самовольное использование чужого товарного знака, самовольное копирование товара, его упаковки или внешнего оформления);

– прямой и позиционный демпинг.

 

 

Конкуренция на рынке выполняет несколько функций:

 

1.Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

 

2. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

 

– предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции);

 

– предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

 

3. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

 

4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

 

Выпуская конкурентоспособную продукцию, производитель обеспечивает себе прочное место на рынке благодаря использованию методов ценовой и неценовой конкуренции.

 

Ценовая конкуренция основывается на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам. С помощью снижения цены продавец (производитель) выделяет свой товар, привлекает к себе внимание и, в конечном счете, завоевывает себе желаемую долю рынка. Скрытую конкуренцию используют в случае, когда товар продается по такой же цене, как у конкурентов, но более высокого качества.

Информация о работе Конкурентоспособность на туристическом рынке