Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 23:35, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современных условиях жесткой конкуренции рынка туристических услуг турфирмам необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться для того, чтобы быть конкурентоспособными на туристическом рынке.
Цель исследования:
сформулировать принципы конкурентоспособности на туристическом рынке.
Задачи исследования:
1)изучить положение конкурентоспособности в современной экономике.
2)сформулировать принципы применения конкурентоспособности на туристическом рынке.
3)выявить факторы конкурентоспособности на туристическом рынке.
Введение
1 глава: Конкурентоспособность и ее экономические аспекты
Понятие конкурентоспособности.
Развитие конкурентоспособности в современной экономике.
Оценка и способы повышения конкурентоспособности в экономике.
глава: Конкурентоспособность на туристическом рынке.
2.1 Особенности конкуренции на туристическом рынке в РФ.
2.2 Современный туристический рынок и его развитие.
2.3 Мероприятия, способствующие росту конкурентоспособности на туристическом рынке.
Заключение
Список литературы
К показателям скрытой ценовой конкуренции следует отнести сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке и обслуживанию. Однако в современном мире «война цен» в открытой форме возможна до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, а подобная форма конкуренции приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния организаций и их разорению.
Целесообразно применение ценовой конкуренции в случае проникновения на рынки с новыми товарами или для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, увеличение срока гарантийного ремонта и т. д.).
Важным фактором неценовой конкуренции является экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции заданного качества, в обозначенные договорными условиями место и время, с учетом минимальных совокупных затрат по транспортировке продукции. Нельзя не выделить и такой фактор неценовой конкуренции, как создание мощной сбытовой сети и службы сервиса.
1.2Развитие конкурентоспособности в современной экономике.
В наступившем периоде глобализации повсеместно усилилась конкуренция. Сегодня конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности любой компании, то есть ее выживания в суровых условиях экономической действительности и ее последующего эффективного развития.
В рыночных условиях высокая конкурентоспособность - гарант высокой прибыли. Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, минимизацию возможных потерь. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях, что всегда характеризуется тенденцией роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.
Конкурентоспособность определяется целым рядом микроэкономических и макроэкономических факторов и особенностей. Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию товаров и услуг, постоянному поиску новых каналов сбыта, новых покупательских групп, улучшению сервиса, рекламы.
Концепция стратегического управления представляет стратегическое управление в виде важнейшей составляющей жизни современной организации, касающейся трех таких жизненно важных, ключевых сфер организации, как выработка и осуществление стратегии развития и поведения во внешней сфере, выработка и осуществление стратегии в отношении создаваемого организацией продукта и, наконец, выработка и реализация стратегии в отношении персонала организации.
Определение стратегии
для фирмы принципиально
Как было сказано
выше, в самом общем виде стратегия
это генеральное направление
действия организации, следование
которому в долгосрочной
При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:
- какой бизнес прекратить;
- какой бизнес продолжить;
- в какой бизнес перейти; Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:
- что организация делает и чего не делает;
- что более важно и
что менее важно в
Существуют три основные области выработки стратегии фирмы на рынке.
Первая область связана
с лидерством в минимизации
издержек производства. Данный тип
стратегий связан с тем, что
кампания добивается самых
Вторая область выработки
стратегии связана со
Третья область определения
стратегии относится к
Находясь в конкурентном
окружении, фирмы прибегают к
множеству различных форм и
методов конкурентной борьбы, зачастую
далеко выходящих за пределы
традиционной конкуренции
Долгое время считалось, что суперкорпорация “Дженерал моторс” не может быть низвергнута никакими силами, разве что только мощью государства. “Считалось, что “Дженерал моторс” настолько мощна, что ей не страшна никакая конкуренция. Экономическая мощь компании позволяла ей назначать цены на легковые автомобили, дизели, грузовики, холодильники и прочие предлагаемые ею товары и быть уверенной, что никакой покупатель не в состоянии ничего изменить, отказавшись от её услуг 2 ” . И вот теперь “Дженерал моторс” оказалась на грани катастрофы. И американское государство пытается спасти её от полного краха. Основной причиной такой метаморфозы состоит в том, что продукция фирмы уступила в конкурентной борьбе товарам японских автомобильных фирм.
Наряду с теоретическими исследованиями
сущности конкуренции и конкурентоспособности,
в экономической литературе давно обсуждается
проблема практической оценки конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности является
частью системы маркетинговых исследований
на предприятии, под которой понимается
систематическое и объективное выявление,
сбор, анализ, распространение и использование
информации для повышения эффективности
идентификации и решения маркетинговых
проблем и использования маркетинговых
возможностей.
Определение конкурентоспособности
предприятия является неотъемлемым элементом
деятельности любого хозяйствующего субъекта.
В частности, оценка конкурентоспособности
хозяйствующего субъекта необходима в
целях: разработки мероприятий по повышению
конкурентоспособности; выбора контрагентов
для совместной деятельности; составления
программы выхода предприятия на новые
рынки сбыта; осуществления инвестиционной
деятельности; осуществления государственного
регулирования экономики.
Основной задачей каждого менеджера
или экономиста, изучающего проблему оценки
конкурентоспособности предприятий, является
отыскание критериев конкурентоспособности,
ее источников и факторов. Ниже рассмотрены
наиболее распространенные методы оценки
конкурентоспособности предприятия: матричные
методы; методы, основанные на оценке конкурентоспособности
продукции предприятия; методы, основанные
на теории эффективной конкуренции; комплексные
методы.
Группа матричных методов базируется
на оценке маркетинговой стратегии предприятия
с использованием построения матрицы
конкурентных стратегий. В основе методики
лежит анализ конкурентоспособности с
учетом жизненного цикла продукции предприятия.
Сущность оценки состоит в анализе матрицы,
построенной по принципу системы координат:
по горизонтали – темпы роста (сокращения)
объема продаж; по вертикали – относительная
доля предприятия на рынке. С некоторыми
вариациями подобный подход можно встретить
в работах И. Ансоффа, А. Томпсона и А. Стрикланда,
разработках Бостонской консалтинговой
группы, а также МакКинзи и Ко. Наиболее
конкурентоспособными считаются те предприятия,
которые занимают значительную долю на
быстрорастущем рынке.
Преимущества метода: при наличии информации
об объемах реализации и относительных
долях рынка конкурентов метод позволяет
обеспечить высокую адекватность оценки.
Недостатки метода: исключает проведение
анализа причин происходящего и осложняет
выработку управленческих решений, а также
требует наличия достоверной маркетинговой
информации, что влечет необходимость
соответствующих исследований.
Методы, основанные на оценке конкурентоспособности
продукции предприятия, базируются на
суждении о том, что конкурентоспособность
предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность
его продукции. Под конкурентоспособностью
продукции понимается ее способность
быть проданной на рынке в данный период
времени. Для определения конкурентоспособности
продукции используются различные маркетинговые
и квалиметрические методы, в основе большинства
которых лежит нахождение соотношения
цена-качество. Качество – это не просто
отсутствие дефектов в товаре, а состояние
потребительских свойств.
Расчет показателя конкурентоспособности
по каждому виду продукции ведется с использованием
экономического и параметрического индексов
конкурентоспособности. В свою очередь,
указанные индексы определяются путем
суммирования частных индексов по каждому
оцениваемому параметру с учетом весовых
коэффициентов.
Каждый из частных индексов по соответствующему параметру принимается как отношение фактического значения оцениваемого параметра к значению соответствующего показателя у конкурирующей продукции (либо иной продукции, выбранной за базу сравнения). При этом параметрический индекс определяется на основе оценки технических (качественных) параметров продукции, экономический индекс – стоимостных.
Перечень стоимостных и технических
параметров, а также вес каждого из параметров
устанавливается экспертным путем. В частности,
в ряде методов в качестве одного из стоимостных
параметров рассматривается величина
затрат по послепродажному обслуживанию
продукции.
Параметрический и экономический индексы
конкурентоспособности позволяют рассчитать
интегральный показатель конкурентоспособности
рассматриваемой продукции по отношению
к конкурирующей продукции. Он определяется
как отношение параметрического индекса
к экономическому.
Показатели конкурентоспособности вычисляются
по каждому виду продукции предприятия.
Далее определяется коэффициент конкурентоспособности
самого предприятия: находится средневзвешенное
значение среди показателей по каждому
виду продукции, где в качестве весов выступает
объем реализации соответствующего вида
продукции.
К несомненным преимуществам рассматриваемого
подхода можно отнести то, что он учитывает
одну из наиболее важных составляющих
конкурентоспособности предприятия –
конкурентоспособность его продукции.
К недостаткам – то, что он позволяет получить
весьма ограниченное представление о
преимуществах и недостатках в работе
предприятия, так как конкурентоспособность
предприятия принимает вид конкурентоспособности
продукции и не затрагивает другие аспекты
его деятельности. Кроме того, определенные
нарекания вызывает сведение конкурентоспособности
продукции к оценке соотношения цена-качество,
не учитывающее степень инновативности
продукции, имеющей существенное значение
при позиционировании продукции на рынке.
Информация о работе Конкурентоспособность на туристическом рынке