Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:25, реферат
Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).
ВВЕДЕНИЕ
1. Интеграционные процессы…………………………………………………….5
2. Мировая экономическая интеграция(МЭИ). ..……………………………….8
3. Международный туризм……………………………………………………...12
4. Развитие международного туризма…………………………………….........13
5. Значение и функции международного туризма для развития экономики государства………………………………………………………………………28
6. Наиболее популярные направления туризма……………………………….28
7. Прогнозы развития международного туризма(UNWTO)…………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интеграция - это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйственный механизм).
Признаки интеграции:
Условия интеграции:
Уровни интеграции:
макроэкономический (государственный уровень);
микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Преимущества интеграции:
Отрицательные последствия:
Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли — экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик.
В современной теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:
Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально все из указанных этапов — ЕС. Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы.
3. Международный туризм
Туризм
занимает значительное место в международных
отношениях. Международный туризм является
не только популярным видом отдыха, но
и активно развивающейся сферой мировой
экономики. Однако информация о развитии
международного туризма не является абсолютно
точной, поскольку достаточно сложно измерить
туристические потоки. Из-за отсутствия
единого способа их учета значительно
осложняется сопоставление статистических
данных между странами. В положении о лицензировании
международной туристической деятельности
установлено, что под международной туристической
деятельностью понимается прием иностранных
туристов на территории Российской Федерации
и направление туристов за рубеж. Федеральный
закон "Об основах туристской деятельности
в РФ" гласит, что "туризм- это временные
выезды (путешествия) граждан РФ ,иностранных
граждан и лиц без гражданства с постоянного
места жительства в оздоровительных ,
познавательных, спортивных, религиозных,
профессионально-деловых и иных целях
без занятия оплачиваемой деятельностью
в стране (месте) временного пребывания".
В настоящее время туризм классифицируется:
По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный;
самодеятельный, в том числе с активными
способами передвижения; деловой и конгресс-туризм;
курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный;
охотничий; экологический; шоп - туризм;
религиозный; учебный и др.; по степени
мобильности: передвижной; стационарный;
смешанный; по форме участия: индивидуальный;
групповой; семейный; по возрасту: зрелый;
молодежный; детский; смешанный; по продолжительности:
однодневный; многодневный; транзитный;
по использованию транспортных средств:
автомобильный; железнодорожный; авиационный;
водный; велосипедный; конный; комбинированный;
по сезонности: активный туристский сезон,
меж сезон (полу сезон), не сезон; по географии:
межконтинентальный; международный (межрегиональный);
региональный; местный; приграничный;
по способу передвижения: пешеходный;
с использованием традиционных транспортных
средств; с использованием экзотических
видов транспорта (канатная дорога, фуникулер,
дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).
Международный туризм оказывает влияние
на развитие как отдельных стран, так и
мировой экономики в целом. По мере расширения
международной торговли и иных форм международных
экономических отношений, повышения уровня
культуры и образования международный
туризм также будет развиваться.
4. Развитие международного туризма
В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. Согласно данным Всемирной туристской организации в 2007 году число только международных туристских поездок составило около 900 млн (в 2004 году — 766 млн.). В 2005 году на Европу пришлось 444 млн прибытий, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 156 млн, на Северную и Южную Америки — 133 млн, на прочие регионы — 75 млн.
На сегодняшний день отрасль международного туризма в условиях современного мирового хозяйства можно охарактеризовать следующим образом: это крупнейшая отрасль современной мировой экономики, имеющая примерно 3,5 трлн. долларов оборотного капитала и включающая в себя такие компоненты как: путешествия, проживание, питание. Эта отрасль является ведущим налогоплательщиком, обеспечивает работой более 250 млн. человек в мире, представляет собой самую быстро развивающуюся отрасль мировой экономики.
Международный туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей современной мировой экономики. В сфере туризма занят каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 6% мирового экспорта, треть мировой торговли услугами и 3,5 трлн. долларов оборотного капитала. Темпы роста отрасли туризма являются одними из самых высоких в мире и составляют от 4 до 20% в год в зависимости от региона. В течение 2005-2007 годов мировой ВВП в неизменных ценах рос на 3,3%, 3,7% и 3,4% соответственно. Экспорт товаров рос с опережением и составил за этот период по годам соответственно 6,5%, 8,5% и 5,5%. Значительный сегмент мировой торговли занимает торговля услугами. В 2007 г. по данным ВТО на долю коммерческих услуг пришлось 19,4% мирового экспорта товаров и услуг. Основное, определяющее место в системе глобальной торговли услугами занимает туризм. На его долю в 2007 г. приходилось 5,1% мирового экспорта товаров и услуг и 26,4% общего объема глобального экспорта услуг. По данным UNWTO он занимает первое место в мировой торговле и в обеспечении доходов от экспорта. Доходы от туризма в 2007 г. составили US$ 856 млрд. USD (€ 625 млрд.). По данным президента Всемирного совета туризма и путешествий в 2005 г. индустрия туризма создала во всем мире более 200 млн. рабочих мест. Президент Европейской туристской комиссии (ETC) считает, что в Европе в туризме трудится 4,2-5,0% от общего числа занятых работников. Это 6,8- 8,0 млн. рабочих мест. Кроме того, косвенно сферу туризма обслуживает еще 20 млн. рабочих мест. Большинство из этих рабочих мест приходятся на малые, средние или семейные предприятия.
Ускорение развития мировой торговли услугами, в том числе туристическими, приводит к усложнению и иерархизации мирового рынка туристических услуг, представленного всеми странами мира. Оказывая огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие. Туристический рынок выступает катализатором социально-экономического развития и может стать точкой роста для национальной экономической системы, что особенно актуально для стран с развивающейся экономикой, поскольку международный туризм способствует рациональному использованию ресурсов, получению валютной выручки, ускорению инвестиционного процесса, повышению занятости, уравновешиванию платежного баланса.
Туризм и территория, на которой он развивается, взаимовлияют друг на друга, взаимозависимы и взаимодополняемы. В основе региональной политики развития туризма должен лежать учет специфики региона, состояния местного самоуправления, охраны и восстановления природных и историко-культурных туристских ресурсов.
Одним из важнейших факторов эффективного функционирования и развития туристического рынка является его управление, отражающее оперативную и гибкую реакцию на быстро меняющуюся ситуацию в современных условиях. Успешный и прибыльный туристический бизнес - это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристического рынка, на полном и всестороннем исследовании потребностей и запросов туриста. Современная туристическая индустрия не может эффективно функционировать без совершенствования управляющей подсистемы. Важнейшие направления маркетинговых исследований в туризме: исследование продукта, рынка продаж, цен, продвижения продукта маркетинговыми методами и технологии доведения продукта до потребителя.
Выделяется
несколько функций
Прямое
влияние туризма на экономику
страны - это количественный показатель,
характеризующий объем расходов
туристов на покупку услуг и товаров
в ходе поездки, за вычетом объема
импортируемых товаров и услуг,
необходимых для полного
Международный туризм можно рассматривать как одно из средств развития национальной экономики стран мира, которое проявляется в рациональном использовании странами своих природных ресурсов и на этой основе производстве и предоставлении туристам дополнительных видов товаров и услуг, что расширяет участие стран в международном разделении труда; как эффективный источник валютных поступлений; в том, что валютные доходы от туризма ускоряют инвестиционный процесс не только в сфере туризма, но и в других отраслях региональной и национальной экономики, способствуя развитию других регионов. Туризм в международной сфере способствует повышению качества, расширению ассортимента и осуществлению структурных сдвигов в национальном производстве товаров и услуг, обеспечивает рост числа занятого населения; поступления от туризма компенсируют пассив платежного баланса.
Как
отрасль мирового хозяйства международный
туризм отличается крайне неравномерным
уровнем развития в регионах мира,
что объясняется как разными
уровнями социально-экономического развития,
особенностями структуры
Таким образом, с одной стороны, туризм способен оказать активное влияние на экономику регионов, стран, в которых он развивается, на их хозяйственную, социальную и гуманитарную сферу, с другой стороны, сама территория оказывает воздействие на туристические потоки за счет своих природно-географических, культурно-исторических, этнографических, научных и других ресурсов, привлекающих посетителей. То есть, туризм и территория, на которой он развивается, взаимно влияют друг на друга, взаимозависимы и взаимно дополняемы.
Каждый
регион как потенциальная зона развития
туризма, имеет реальные особенности
и отличия в туристских ресурсах
и инфраструктуре, в развитии экономики
и внешнеэкономической
Основываясь на изучении особенностей регионального распределения туристических потоков, а также, принимая во внимание, оценки экспертов ведущей международной организации в области туризма, в развитии современного мирового туристического рынка можно выделить следующие основные тенденции: рынок туристских услуг характеризуется постоянным приростом в среднем в размере 3,7% в год (в 2006 г. - прирост составил 4,5%, количество прибытий - 842 млн.); рост в последние годы достигается в основном за счет выездного рынка Азиатских государств, Среднего Востока, Центральной и Южной Америки и Европы; длительный международный туризм рос более быстрыми темпами, нежели краткосрочный; усилилось влияние на туризм внешних факторов (экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий). Значительное воздействие на туризм оказали: широкое использование систем on-line бронирования; совершенствование авиаперевозок; оперативный обмен электронной информацией; эффективные коммуникационные системы. Возросла роль маркетинговых исследований, регулирующих туристическую политику.
Информация о работе Международный туризм и интеграционные процессы : факторы взаимовлияния