Международный туризм и интеграционные процессы : факторы взаимовлияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:25, реферат

Краткое описание

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Интеграционные процессы…………………………………………………….5
2. Мировая экономическая интеграция(МЭИ). ..……………………………….8
3. Международный туризм……………………………………………………...12
4. Развитие международного туризма…………………………………….........13
5. Значение и функции международного туризма для развития экономики государства………………………………………………………………………28
6. Наиболее популярные направления туризма……………………………….28
7. Прогнозы развития международного туризма(UNWTO)…………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

международный туризм и интеграциооные процесс.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

      Неравномерность распределения туристических потоков  объясняется наличием различий туристско-рекреационного потенциала отдельных регионов (климат, животный и растительный мир, пляжи, минеральные источники, горнолыжные трассы и т.п.); особенностями историко-культурного и этнографического наследия (музеи, театры, фольклорные коллективы, традиции быта, архитектура и зодчество и т.п.); сложившимися традициями и технологиями обслуживания туристов, а также наличием необходимой инфраструктуры (гостиницы, конгрессно-выставочные центры, развлекательные объекты, парки отдыха, спортивные сооружения). На территориальную структуру международного туризма также оказывает влияние способность принимающего государства обеспечить безопасность туристов, сезонные колебания, стоимость и качество предоставляемых услуг, известность дестинации на международном рынке.

       Основными факторами, влияющими  на развитие выездного туризма  в высокоразвитых странах, являются  экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.

     К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

     Развитие  международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить  приток иностранной валюты и создать  новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса. Согласно данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др. Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта. В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом. Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров. Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке доходы от международного туризма достигают 10-20 % от общих доходов экспорта.

5.Значение и функции  международного туризма для развития экономики государства

       По  мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:

       1. Экономический рост и социальный  прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.

       2. Совершенствование всех видов  транспорта удешевило поездки.

       3. Увеличение числа наемных рабочих  и служащих в развитых странах  и повышение их материального  и культурного уровня.

       4. Интенсификация труда и получение  трудящимися более продолжительных отпусков.

       5. Развитие межгосударственных связей  и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.

       6. Развитие сферы услуг стимулировало  развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

       7. Ослабление ограничений на вывоз  валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.

       Значение  туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной  страны.

       В экономике отдельной страны международный  туризм выполняет ряд важных функций:

       1. Международный туризм — источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

       2. Международный туризм расширяет  вклады в платежный баланс и ВНП страны.

       3. Международный туризм способствует  диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

       4. С ростом занятости в сфере  туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

       Развитие  международного туризма приводит к  развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.

       Значение  туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает.

       Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах..

       Всемирная организация по туризму в своей  классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны, являющиеся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария).

       Подобное  развитие международных туристических  связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), организации, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере деятельности; неправительственные специализированные, международные коммерческие, национальные и региональные организации по туризму.

       Специализированная  организация в системе ООН  — Всемирная организация по туризму (ВОТ), которая была создана в 1975 году и в настоящее время объединяет 156 государств мира. Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВОТ статус межправительственной организации, отвечающей за развитие туризма.

       Согласно  Уставу ВОТ, целями ее деятельности являются поощрение туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.

       ВОТ приняла ряд деклараций в области  международного туризма, среди которых:

       — Манильская декларация о туризме в мире (1980);

       — Документ Акапулько (1982);

       — Хартия по туризму и Кодекс поведения  туриста (София, 1985);

       — Гаагская декларация по туризму (1989).

       К числу организаций ООН, занимающихся вопросами развития международного туризма эпизодически, относятся  Конференция ООН по туризму и путешествиям, экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация транспортной авиации (ИАТА).

       Неправительственные специализированные организации по международному туризму представлены:

       — Всемирной федерацией ассоциаций туристических  агентств (ФУААВ), объединяющей 71 национальную ассоциацию, куда входят более 20 тысяч туристических агентств. Эта организация была создана в 1996 году с целью защиты профессиональных интересов туристических агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.

       — Международной ассоциацией научных  экспертов по туризму (АИЕСТ), образованной в 1951 году.

       — Всемирной ассоциацией по профессиональному  образованию в туризме, созданной в 1969 году под эгидой ВОТ.

       — Международным бюро социального  туризма, которое было образовано в 1963 году по инициативе ряда профсоюзных  организаций для создания условий, способствующих участию в международном туризме широких слоев населения.

       — Международным туристическим альянсом, специализирующимся на страховании при автомобильных поездках за границу.

       — Международной организацией профессиональных организаторов конгрессов.

       — Всемирной ассоциацией туристических  агентств, объединяющей представителей средних по размерам туристических бюро, являющихся международными коммерческими организациями.

       К числу национальных и региональных организаций, содействующих развитию международного туризма, относятся:

       — Американское общество туристических  агентств (АСТА).

       — Ассоциация британских туристических  агентств.

       — Конфедерация организаций по туризму  Латинской Америки (КОТАЛ).

     — Арабский союз по туризму, объединяющий 18 арабских государств и организаций развития туризма из 11 франкоговорящих стран Африки.

       Расположенный в Мадриде секретариат ВТО  ежегодно публикует официальные  статистические данные ООН по международному туризму. В целях упорядочения учета в платежном балансе всех стран поступлений и расходов по статье «Туризм». Международный валютный фонд выработал соответствующие рекомендации.

       Подобный  статистический учет операций по международному туризму имеет очень большое  значение как при анализе ситуации Hа внутреннем рынке страны, так и при работе с другими государствами.

     Туризм  и его международная составляющая являются существенным

элементом мировой экономики. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.

     Важной  особенностью современного глобального  общества стало развитие сферы услуг и международной торговли услугами. На ее долю приходится около 20% мирового экспорта. В мировой структуре экспорта коммерческих услуг 26% приходится на долю туризма и 23% на долю транспорта. Услуги – самая крупная и самая высокоэффективная сфера мировой экономики. Одной из наиболее значимых отраслей в мировой экономики и в сфере услуг является международный туризм. Мировой оборот туризма выше, чем у автомобилестроения, сельского хозяйства или электронной промышленности.

     Стоимость экспорта международных услуг распределяется по отдельным их видам неравномерно. Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм (до 30%) и транспорт (около 25%).

     Международный туризм стал неизменным спутником развития мировых глобальных интеграционных процессов последних десятилетий. Туризм сегодня является одной из движущих сил мировой экономики. Растет число международных туристических прибытий и доходы от туризма. Индустрия туризма производит свыше 10% глобального ВВП. В Европе туризм производит непосредственно 5% европейского валового внутреннего продукта и косвенно еще 10%. Туриндустрия, основанная на принципах Глобального этического кодекса туризма, является инструментом достижения Целей развития тысячелетия ООН.

     Туризм  играет ключевую роль в платежном  балансе многих стран, особенно небольших развивающихся государств, для которых он часто является единственным средством конкурентной борьбы в динамичной мировой индустрии услуг. Рабочие места и туристские компании нередко создаются в наименее развитых регионах, открывая экономические возможности перед жителями самых разных частей страны, создавая стимулы для жизни в сельской местности.

     Преимущества  туризма не сводится к чисто экономическому понятию. Доходы от продажи туристских товаров и услуг направляются правительствами на реставрацию памятников, открытие музеев и создание заповедников. В результате в выигрыше оказываются также природа и культура. По мере развития туризма растет потребность в инфраструктуре: строятся аэропорты, дороги, порты, канализационные и очистные сооружения, что ведет к улучшению качества жизни местного населения. Туристы, путешествуя, вступают в контакт с местной культурой: наблюдая за сельским праздником, обедая в ресторане, торгуясь в сувенирной лавке. В выигрыше оказываются и продавцы и потребители. Современная комплексная отрасль «туризм» представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов

Информация о работе Международный туризм и интеграционные процессы : факторы взаимовлияния