Обеспечение конкурентоспособности туристического продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:12, курсовая работа

Краткое описание

В данном курсовом проекте были рассмотрены явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятий и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия. Курсовой проект раскрывает суть видов конкурентного преимущества, также подробно раскрывается понятие конкурентоспособности в туристическом бизнесе. На примере отелей «Рэдиссон Лазурная» и «Ореанда» были рассмотрены сравнительные характеристики двух конкурентных организаций, была составлена таблица, которая наглядно показывает оценку конкурентоспособности одного из этих отелей.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 101.46 Кб (Скачать файл)

Основные факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.

Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.

Деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно либо для их создания требуются  незначительные государственные и  частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для  добывающих отраслей, отраслей, связанных  с сельским и лесным хозяйством и  отраслей, применяющих в основном стандартизированную технологию и  малоквалифицированную рабочую  силу.

Гораздо большее значение для конкурентоспособности  имеют развитые факторы, как факторы  более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные  по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое  условие самого создания развитых факторов – это использование высококвалифицированных  кадров и высоких технологий.

Особенностью развитых факторов является то, что, как правило, их трудно приобрести на мировом рынке. В то же время  они являются непременным условием инновационной деятельности предприятия. Успехи предприятий многих стран  мира напрямую связаны с солидной научной базой и наличием высококвалифицированных  специалистов.

Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов. То есть основные факторы, не являясь надежным источником конкурентного преимущества, в то же время должны быть достаточно качественными, чтобы позволить на их базе создать  родственные развитые факторы.

Другим принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы  делятся на общие и специализированные.

Общие факторы, к которым М.Портер относит систему работы с персоналом с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре  отраслей.

Специализированные факторы –  это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей. Примером сейчас служит разрабатываемое по контракту специализированное программное обеспечение, а не стандартные пакеты программ общего назначения.

Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются в значительном количестве стран.

Специализированные же факторы, которые  порой основываются на общих, образуют более солидную, долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто  более рискованное, что, однако, не означает отказа от участия в таком финансировании государства.

Из сказанного выше можно сделать  вывод, что в наибольшей степени  возможно повысить конкурентоспособность  предприятия при наличии у  него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного  преимущества и возможности его  усиления.

И, наконец, еще один принцип классификации  – деление факторов конкурентоспособности  на естественные (то есть доставшиеся сами собой: природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные. Понятно, что вторые - факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.

Создание факторов - это процесс  накопления: каждое поколение наследует  факторы, доставшиеся от предыдущего  поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки  зрения придерживается не только М.Портер, но и другие западные экономисты, такие  как Б.Скотт, Дж.Лодж, Дж.Бауэр, Дж.Зюсман, Л.Тайсон.

Исходя из рассмотренной выше концепции  конкурентоспособности предприятия, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя  к самому субъекту хозяйствования и  его продукции или услуге, разделить  на внутренние и внешние по отношению  к нему.

При этом под внешними факторами следует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.

Во-вторых, факторами конкурентоспособности  выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного  предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура  трудовых ресурсов.

К третьей группе внешних факторов следует отнести деятельность общественных и негосударственных институтов. С одной стороны, через различные  организации по защите прав потребителей, они выступают сдерживающим моментом роста конкурентоспособности предприятия. А с другой, через негосударственные  инвестиционные институты способствуют росту конкурентоспособности предприятия, обеспечивая инвестиции на наиболее перспективных направлениях деятельности.

К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного предприятия, следует отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический, производственно-технологический, финансово- экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; расширение каналов сбыта; уровень материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля, испытаний и обследований; уровень обеспечения пусконаладочных и монтажных работ; уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; сервисного и гарантийного обслуживания; мотивация и организация работы персонала. То есть речь идет о потенциальных возможностях самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

 

 

3.4.    Качество туристического  продукта – основа конкурентоспособности  туристического предприятия

 

     В современном мире  выживаемость и процветание любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями  -  уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Это можно проследить на примере отеля «Редиссон Лазурная», где качество предоставляемых услуг на большом уровне, в связи с чем он успешно конкурирует с другими отелями.

    Повышение конкурентоспособности товаров за счет повышения их уровня качества и престижности является наиболее значимым для потребительского сегмента с высоким уровнем доходов. Стремление производителей повысить конкурентоспособность товаров за счет повышения их качества будет способствовать общественному прогрессу.

    Конкурентоспособность,  являясь  категорией динамичной, зависит от характера и изменения  потребностей, рыночной ситуации, платежеспособного  спроса, сервисных условий и т.д.

    Так, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если заметно повысилась его цена за счет придания товару таких свойств, которые не представляют существенного интереса для покупателя. Поэтому во избежание ситуации снижения объемов производств, а значит уменьшения прибыли, предприятия часто приходят к решению о снижении цены на качественные продукты или введение различных условий, позволяющих потребителю в выгодных для него условиях произвести покупку.

    Для решения задачи, когда  высокое качество соответствует  высокой конкурентоспособности  выпускаемых товаров, необходимо, чтобы был соответствующий уровень  подготовки специалистов в области  менеджмента качества. Подготовке  специалистов по управлению качеством  уделяется повышенное внимание  именно в развитых странах,  хотя спрос на профессионалов  по управлению качеством резко  возрос во всем мире.

    Для повышения экономической  эффективности предприятия, для  его экономической устойчивости  все больше уделяется внимание  качеству выпускаемых товаров,  позволяющей обеспечить производство  конкурентоспособной продукции.

    Бедное население при  покупках почти не обращает  внимание на качество, а берёт  услугу (товар) подешевле. Стараясь  угодить покупателям в конкурентной  борьбе за покупателя, турфирмы  за счёт качества уменьшают  цену.

    Качество туристских  услуг является основным фактором  обеспечения конкурентоспособности  фирмы.

    Делая выводы из третьей  главы важно отметить, что в  условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в  товаре находит выражение в  акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

    Конкурентоспособность  продукции – способность продукции  отвечать требованиям данного  рынка в рассматриваемый период.

Однако конкурентоспособность  товара является необходимым, но не достаточным  условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить  конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным.

    Конкурентоспособность  предприятия – это комплексная  характеристика предприятия, характеризующая  его возможность в любой момент  времени обеспечивать свои конкурентные  преимущества и прибыльность, а  также адаптироваться к постоянно  изменяющимся условиям внешней  среды.

    Также важно сказать,  что конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда факторов, которые  можно считать компонентами (составляющими)  конкурентоспособности. Их можно  разделить на три группы факторов:

         • технико-экономические  (качество, продажная цена и затраты  на эксплуатацию (использование)  или потребление продукции или  услуги);

         • коммерческие (конъюнктура рынка, предоставляемый  сервис, реклама, имидж фирмы);

         • нормативно-правовые (отражают требования технической,  экологической и иной безопасности  использования товара на данном  рынке, а также патентно-правовые  требования).

Немаловажно то, что в основном конкурентоспособность турфирмы связана  с двумя показателями  -  уровнем  цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит  на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Для повышения экономической эффективности  предприятия, для его экономической  устойчивости все больше уделяется  внимание качеству выпускаемых товаров, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Таким образом, в  данном курсовом проекте были рассмотрены явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятий и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия. Курсовой проект раскрывает суть видов конкурентного преимущества, также подробно раскрывается понятие конкурентоспособности в туристическом бизнесе. На примере отелей «Рэдиссон Лазурная» и «Ореанда» были рассмотрены сравнительные характеристики двух конкурентных организаций, была составлена таблица, которая наглядно показывает оценку конкурентоспособности одного из этих отелей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Обеспечение конкурентоспособности туристического продукта