Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 17:37, курс лекций
Тема 1. Место учебной дисциплины «Правовое регулирование туристической деятельности» в системе юридических и специальных дисциплин
Тема 2. Конституция РФ и сфера туризма.
Тема 3. Гражданское законодательство и сфера туризма.
Тема 4. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» - базовый правовой акт в сфере туризма
Тема 5. Основы государственного регулирования туристской деятельности, лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристских услуг
Туроператоры и турагенты обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные нг обеспечение безопасности туристов.
Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах.
Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболевании, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.
Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.
Статья 17. Страхование при осуществлении туристской деятельности
В случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.
Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещениедах расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.
Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.
.■'.-■■'■.■ .
Глава VIII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма
Правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответствии с Федеральным законом «С международных договорах Российской Федерации».
Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной
власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации
В целях продвижения туристского продукта на мировом туристском рынке федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма создает представительства за пределами Российской Федерации. Порядок создания, деятельности и ликвидации указанных представительств определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о туристской деятельности
Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов
в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Тема 5. Основы государственного регулирования туристской деятельности, лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристских услуг
В последние годы сфера туристского бизнеса выходит на качественно новый уровень. В 2002 году Правительством РФ принята Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. В ней говорится о необходимости создания в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах. Эта цель находит свое выражение в том комплексе нормативных правовых актов, регламентирующих участие российского государства в функционировании туристской индустрии.
Следует признать, что в современной литературе, нормативных источниках, посвященных рассматриваемой теме, роль государства определяется по-разному. Например, если в одном случае речь может идти о «государственной поддержке»,1 то в другом - о государственном управлении туризмом.2 Если в Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» задачи государства формулируются в направлении организации туристической деятельности и управлении развитием туризмом,3 то в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» этот же круг вопросов подведен под понятие «государственное регулирование».
В общем плане подобная терминологическая нестрогость, по всей видимости, не содержит большой проблемы. Однако уже изначально стоит глубже понять суть вопроса. Так, анализ понятий «регулирование» и «управление» показывает, что для отождествления их нет достаточных оснований," но и противопоставлять их не стоит, т.к. одно из них является одновременно стороной другого.
Говоря об управлении, в целом представляется целесообразным взять за основу наиболее общую дефиницию. Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.5 Исходя из данного определения, можно выделить основные задачи управления и в сфере туризма:
- реализация цели (программы) функционирования системы;
- поддержание заданного режима деятельности;
- сохранение структуры.
Одним из приоритетных путей осуществления этих задач является разработка и принятие государством необходимых нормативных правовых актов, стимулирующих или ограничивающих деятельность различных субъектов сферы туризма.
Важной вехой на этом пути стало вступление в силу в 1996 году Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данный нормативный акт определил основные цели государственного регулирования туристской деятельности:
> обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; ■■ - ,
> охрана окружающей природной среды;
> создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
> развитие туристской индустрии,
обеспечивающей потребности
. 'государства и граждан
Для достижения поставленных целей ст.4 указанного Федерального Закона определяет ряд способов, к которым относятся:
> создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
> содействие в продвижении
туристского продукта на
> защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности;
> лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта;
> установление правил въезда
в Российскую Федерацию, выезда
из Российской Федерации и
пребывания на территории
> прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
> создание благоприятных
условий для инвестиций в
> налоговое и таможенное регулирование;
> предоставление льготных кредитов, установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
> содействие кадровому обеспечению туристской деятельности; развитие научных исследований в сфере туристской индустрии; содействие участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах; обеспечение картографической продукцией;
■' > иные способы, применяемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Субъектом управления в данном контексте выступают, как правило, государственные институты - организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.6 В отношении туризма как объекта управления государственное регулирование осуществляется через различные органы и организации,7 относящиеся ко всем основным ветвям власти.
1.1. Нормативно-правовая база государственного регулирования туристской деятельности
Правовые основы государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации закрепляются в следующих нормативно-правовых актах.
- Конституция РФ, принята 12.12.1993 г.
- ФКЗ от 17 декабря 1997 г№ 2-ФКЗ «О Правительстве РФ».
- ФЗ от 24.11.1996 г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в РФ».
- Указ Президента РФ от 24.04.1994 г. №813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма».
- Указ Президента РФ от 22.12.1995 г. №1284 «О реорганизации и развитии туризма в РФ», в котором была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в РФ.
- Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре органов исполнительной власти».
- УКАЗ Президента РФ от 18.11.2004 №1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту».
- Постановление Правительства РФ от 26.02.1996 г. №177 «О Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации».
Ш Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р.
- Постановление Правительства РФ от 6.04.2004 г. № 166 «Вопросы Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму».
В последние годы сфера туристского бизнеса выходит на качественно новый уровень правового обеспечения. В Указе Президента РФ от 24.04.1994 г. закреплено положение, по которому государство признает всемерную поддержку развития туризма в РФ одной из приоритетных задач.
В развитие этого положения разработан правовой акт программно-целевого характера - Концепция реорганизации и развития туризма в РФ, одобренная Указом
Лицензирование и стандартизация в сфере туризма
Правовые основы лицензирования туристской деятельности
В соответствии с ФЗ «Об основах туристской деятельности» (ст. 5) в целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование и стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристической индустрии.
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемой относит такую деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Юридическая справка
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лииензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Лииензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с действующим законодательством.
Соискатель лииензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.