Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 17:37, курс лекций
Тема 1. Место учебной дисциплины «Правовое регулирование туристической деятельности» в системе юридических и специальных дисциплин
Тема 2. Конституция РФ и сфера туризма.
Тема 3. Гражданское законодательство и сфера туризма.
Тема 4. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» - базовый правовой акт в сфере туризма
Тема 5. Основы государственного регулирования туристской деятельности, лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристских услуг
Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
Аккредитация - официальное признание органом
по аккредитации компетентности физического
или юридического лица выполнять работы
в определенной области оценки соответствия.
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Цели сертификации:
> создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
> содействие потребителям
в компетентном выборе
> защита потребителя от недобросовестности исполнителя;
> контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
Нормативно-правовую базу сертификации в сфере туризма составляют:
- ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утв. Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26;
- Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17;
- О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения. Письмо Госстандарта России от 14 августа 2000 г. № ЮГ-110-19/2558;
- Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 11 «Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р» (с изм. от 22 апреля 2002 г.);
- Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. №12 «Об утверждении правил по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе"»;
- Рекомендации по информационному обеспечению сертифицированных туристских услуг и услуг средств размещения, введены в действие Приказом Госстандарта РФ от 3 июля 2000 г. №251;
- Постановление Госстандарта России от 26 сентября 2001 г. №82 «О создании государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категории»;
- Постановление Госстандарта России от 21 августа 2003 г. №97 «Об утверждении нормативных документов Системы сертификации ГОСТ Р при проведении добровольной сертификации»;
- О сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р. Письмо Заместителя председателя Госстандарта России от 11 июля 2003 г. №ВК-110-28/2522;
- Правила по сертификации «Оплата работа по сертификации продукции и услуг», утв. Постановлением Госстандарта России от 23 августа 1999 г. (в ред. от 5 июля 2002 г.);
- Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 21 июня 2003 г. №197 «Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения»;
- ГОСТы;
- СанПиН (санитарные правила и нормы);
- Нормы по безопасности и др.
Исходя из положений ст. 21 ФЗ «О техническом регулировании», туристские услуги являются объектом добровольного подтверждения их соответствия требованиям стандартов, Систем добровольной сертификации и договорам.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
В отличие от других способов оценки подтверждение соответствия применяется на дорыночной стадии оказания услуг и может быть осуществлено независимыми от исполнителей и потребителей органами - третьей стороной (сертификация).
Функции органа по сертификации:
> осуществляет подтверждение
соответствия объектов
> выдает сертификаты
> предоставляет заявителям
право на применение знака
соответствия, если применение знака
соответствия предусмотрено
> приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
Тема 6. Статус туриста, его права и обязанности. Объединения туристов. Туристские формальности. Страхование в туризме
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТА
Статья 6. Права туриста
При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;
свободу передвижения,стободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта (далее - договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
беспрепятственный доступ к средствам связи.
Статья 7. Обязанности туриста
Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:
соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда:
соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
Статья 8. Предоставление льгот отдельным категориям туристов
Отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
Туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности) а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать об~ нения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Объединения туристов
Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав пр совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные! объединения в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и сод ствие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, за прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности орга ций туристской индустрии и решение иных задач.
Статья 17. Страхование при осуществлении туристской деятельности
В случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены иребования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является •сновной формой предоставления таких гарантий.
Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещениедах расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.
Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.
Тема 7. Реализация туристического продукта и правовое регулирование оказания основных туристических услуг
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРОДВИЖЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
Статья 9. Формирование и продвижение туристского продукта
Туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или конкретному заказу туриста.
Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с. цами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, печивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.
Конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу турист на формирование туристского продукта туроператору оформляется в письменной форме соглашение, имеющее характер предварительного договора.
При продвижении туристского продукта туроператор и турагент несут ответственно за достоверность информации о туристском продукте в порядке, установленном законе тельством Российской Федерации. Если письменная информация о туристском прод содержит все существенные условия договора, предусмотренные Гражданским кодекс Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом, и Оформлена как i ложение, из которого усматривается воля туроператора или турагента заключить договор г указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, такое предложение признает офертой (публичная оферта).
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор за-J ключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской] Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.
К существенным условиям договора относятся:
информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
сведения о туристе (покупателе)
в объеме, необходимом для реализации
туристского продукта;
информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туроператорской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;
дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
права, обязанности и ответственность сторон;
розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
порядок и сроки предъявления претензий туристом.
Иные условие договора определяются по соглашению сторон.
Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;
недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;
резкое изменение курса национальных валют.
Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.
Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.
Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера.
Дополнительные требования к организации путешествий лиц с ограниченной дееспособностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Тема 8. Правовое регулирование безопасности туризма