Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:31, лекция
Роль транспорта в возникновении и развитии туристского бизнеса и предпринимательства. Современное состояние транспортных путей в нашей стране. Место отдельных видов транспорта в туристском движении. Транспортные услуги – одни из основных видов услуг в туризме.
5. Менеджмент железнодорожных путешествий. (4 ч.)
5.1 Развитие ж\д транспорта в мире, его современное состояние и роль на туристском рынке. Прогрессивные технологии пассажирского и туристского обслуживания на ж\д транспорте.
Участие ж\д компаний
в зарождении и развитии
5.2 Организация и управление ж\д движением. Международные ж\д сообщения, виды поездов и маршрутов на ж\д транспорте, расписание движения.
Европейская система ж\д сообщений, ж\д пути. Виды пассажирских перевозок. Рейсовые пассажирские перевозки. Чартерные ж\д перевозки. Категории поездов. Виды поездов в Европе. Трансконтинентальные маршруты. Специальные поезда. Расписание движения поездов.
5.3 Структура обеспечения перевозок: станции и вокзалы, технические службы, виды вагонов. Бронирование и виды ж\д билетов. Туристско–экскурсионные поезда.
Пассажирские станции. Ж\д вокзал. Технические службы ж\д. Виды и категории вагонов и мест в поездах. Покупка и бронирование ж\д билетов. Понятие и условия действительности билета. Правила продажи ж\д билетов в Европе. Тарифы и сборы. Виды туристско-экскурсионных поездов. Назначение, формирование, следование и оплата турпоездов. Численность туристских работников на турпоезде. Документы руководителя маршрута.
Туристский поток на железнодорожном транспорте в России снизился в силу ряда объективных причин:
- значительного уменьшения
- длительности поездки;
- низкого качества обслуживания туристов в пути следования;
- высоких тарифов и др.
Этот вид транспорта
(наряду с автомобильным)
Железнодорожный: – графиковый транспорт – транспорт, подчиненный определенному расписанию
Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети ж/д, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты ж/д туров.
Министерство путей сообщения (МПС) – это главный орган в России, ответственный за управление ж/д сообщением, единственный владелиц всех ж/д в России (монополист). В структуру МПС входят главные управления и управления по отдельным отраслям ж/д транспорта.
В режиме внутреннего туризма ж/д транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях.
Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что ж/д – это основной путь в Россию из этих государств.
Тур железнодорожный (путешествие туристов с использование железнодорожного транспорта) включает групповые путешествия с использованием части места в графиковых поездах и путешествия в специальных туристских поездах - арендованных составах, предназначенных для организации путешествия с использованием спальных мест как базы размещения на данном маршруте, а вагонов-ресторанов поезда - как точек питания туристов. Меры по возрождению железнодорожного туризма в Европе:
- прокладка высокоскоростных
- обслуживание по формуле «
Общие правила перевозки пассажиров в международном сообщении, в том числе железнодорожным транспортом, регламентируются межправительственными соглашениями в рамках «Международной конвенции по контракту на путешествие», принятой 22 октября 1970г., «Конвенцией и Статусом о свободе транзита», принятой 20 апреля 1921 г., Бернской (1961г.) Конвенцией ООН и др.
Перевозки туристов в рамках СНГ регулируются межправительственными соглашениями, а также рекомендательным законодательным актом «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», принятым 29 октября 1994г.
Осуществление транспортных путешествий с использованием железнодорожного транспорта во внутреннем сообщении регулируется Законом РФ от 25 августа 1998 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», Законом РФ от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. №277).
Перевозка туристских грузов и багажа регулируется «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге в межгосударственном сообщении».
При осуществлении перевозок
«О руководителях туристских групп туристских транспортных маршрутов» (№ 10-18 от 24.04.84 г.);
«Должностные обязанности
«Об организации отдыха родителей с детьми на туристских железнодорожных маршрутах» (№ 26-7 от 25.11.83 г.) и др.
В Министерстве путей сообщения России пассажирскими и туристскими перевозками ведает Главное пассажирское управление, которому подчинены пассажирские службы в управлениях железных дорог.
Туристское путешествие может быть реализовано как обычными графиковыми поездами, так и специализированными туристскими поездами.
Перевозка туристов на специализированных туристских поездах, включая дальние расстояния, реализуется без пересадок, в режиме специального графика. Как правило, движение поезда осуществляется ночью, а днем проводятся экскурсии по заранее разработанному плану.
Перевозка туристов на железнодорожном транспорте осуществляется по трем основным группам маршрутов:
Групповые путешествия реализуются, как правило, к месту отдыха и обратно по предварительно спланированному маршруту. На маршруте движения принимающие бюро организуют обслуживание туристов (питание, экскурсии, проживание, трансфер и др.).
Туристско-экскурсионные поезда представляют собой полный комплекс обслуживания в поезде (проживание, питание, досуг и др.) за исключением экскурсионного обслуживания.
Групповые путешествия
и туристско-экскурсионные
Поезда здоровья («Грибник», «Лыжник», «Ягодник» и др.) - это однодневные маршруты с оздоровительными или спортивными целями. В ряде случаев такие маршруты могут быть 2-3 дневными. К числу таких маршрутов относятся и культурно-просветительные, например, вывоз жителей сельских местностей в города для посещения театров, кино, выставок, ярмарок и т.д.
Назначение туристско-
Туристские поезда местного
и пригородного сообщений назначаются
начальником Пассажирского
Туристы размещаются по 2-4 человека в купе. Отдельные купе предоставляются: директору маршрута, штабу турпоезда, врачу (под изолятор).
В каждом вагоне должна быть программа обслуживания туристов, ф.и.о. директора поезда, проводников, инструкторов, врача и т.д.
На каждый пассажирский туристский вагон дальнего следования назначаются два проводника. Готовность к отправлению туристского поезда (за 6 часов до отправления) проверяется комиссией в составе представителя пассажирской службы отделения дороги, санитарного врача, представителя фирмы - организатора путешествия или арендатора поезда, представителя службы вагонов-ресторанов. Готовность к приемке поезда оформляется актом.
В арендную плату входит оплата всех вагонов, включенных в поезд, постельного белья из расчета одного комплекта на туриста на 7 дней, стоимость проезда по установленным тарифам, стоимость холостого (нулевого) пробега, стоимость отстоя поезда на специально оборудованных путях, стоимость 3-4 разового питания и другие расходы.
К сумме чистой арендной платы добавляется сумма установленной (объявленной) нормы прибыли.
В случае отказа арендатора от аренды после подписания договора за 20 дней до его отправления он уплачивает неустойку в процентном отношении от суммы аренды. Аналогичную неустойку оплачивает дорога при отказе в услугах по договору.
В штате туристско-экскурсионного поезда дальнего следования кроме обслуживающих поездных бригад предусматривается: директор турпоезда (руководитель маршрута), инструктор-методист по туризму, культорганизатор, аккомпаниатор, врач.
Директор турпоезда
Он участвует в комиссии по проверке готовности поезда к рейсу, ведет учет и отчетность, проводит вступительную и заключительную беседы с туристами, отвечает наравне с бригадиром (начальником) поезда за качество предоставляемых услуг в соответствии с договором.
Он имеет право удалять с
поезда туристов, систематически нарушающих
правила внутреннего
Инструктор-методист составляет планы воспитательной, культурно-массовой и туристско-экскурсионной работы и отвечает за организацию досуга. Он проводит регулярные беседы в туркабинете или по радиотрансляционной сети, знакомит туристов с путевой информацией, организует концерты, плановые экскурсии, встречи и т.д.
В его оперативном подчинении находятся культорганизатор и аккомпаниатор.
Инструктор-методист отвечает за посадку туристов и их размещение, обеспечение туристскими путевками, получение газет, журналов, личной корреспонденции для туристов.
Врач турпоезда работает в соответствии с его должностными обязанностями. Он назначается из лиц, имеющих стаж лечебной работы и прошедших инструктаж по вопросам гигиены и эпидемиологии. Его основной обязанностью является оказание экстренной медицинской помощи в пути следования и профилактика заболеваний, контроль за соблюдением санитарного режима в вагонах и ресторанах.
Число поездов «Здоровье» в настоящее время сократилось, однако значительно вырос уровень сервиса. Например, поезд Москва-Боголюбово (Владимирская область), где выступает оператором фирма «Росинтур» и компания «Русь-рейл», состоит из комфортабельных вагонов из известных составов «Русь-экспресс», «Президент-экспресс» и «Восточный экспресс». В составе поезда вагоны-рестораны, вагон конференц-зал, вагон-видеосалон, вагон-душевая и др. Пассажировместимость такого поезда 500 человек. Питание туристов на поездах маршрута «Здоровье» (выходного дня) производится также через поездные буфеты либо с помощью выездной торговли.
Обязанности персонала поезда «Здоровье» аналогичны вышеописанным. В вагонах туристских поездов и туркабинете должны быть также правила для туристов, доска объявлений оперативной информации, расписание движения по маршруту, план туристскоэкскурсионных мероприятий, график питания, меню, распорядок дня туристов.
Продолжительные путешествия планируются, как правило, в высококомфортабельных поездах. При этом поездной стресс снижается за счет интересной культурной программы, кратковременных остановок в зеленых и экологически чистых зонах (в лесу, у озера, в горах, на берегу моря и др).
На сегодняшний день наиболее известными туристскими железнодорожными операторами являются две фирмы: «Русь-рейл» (Москва) и «Окдайл» (Санкт-Петербург). Они организуются как внутренние, так и международные железнодорожные туристские маршруты. Фирма «Русь-рейл» проводит недельный тур по маршруту «Великий шелковый путь»: Москва - Бухара - Самарканд - Ташкент - Алма-Ата на «Восточном экспрессе». Однако стоимость данного тура 1800 дол. США, как и стоимость северо-западного тура фирмы «Окдайл» - 2000 DM, не рассчитаны на массовый туризм.
Аналогичным по цене является десятидневный железнодорожный туристский маршрут Москва - Омск - Новосибирск - Иркутск - Улан-Батор - Пекин на «Восточном экспрессе».
Для перевозки туристов используются как обычные, так и специально построенные (или модернизированные) туристские вагоны с максимальным уровнем комфорта в пути.