Организация туристического обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:31, лекция

Краткое описание

Роль транспорта в возникновении и развитии туристского бизнеса и предпринимательства. Современное состояние транспортных путей в нашей стране. Место отдельных видов транспорта в туристском движении. Транспортные услуги – одни из основных видов услуг в туризме.

Вложенные файлы: 1 файл

Kratky_konspekt_lektsy_MTU.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

5. Менеджмент железнодорожных путешествий. (4 ч.)

5.1  Развитие ж\д транспорта в мире, его современное состояние и   роль на туристском рынке. Прогрессивные технологии пассажирского и туристского обслуживания на ж\д транспорте.

    Участие ж\д компаний  в зарождении и развитии туризма.  Современное использование ж\д  для целей ж\д туризма. Высокоскоростные  магистрали и их влияние на  развитие туризма. Обслуживание  на поездах по формуле “  Евронайт”. Специальные туристские поезда, их виды, основные традиции обслуживания.

5.2  Организация и управление ж\д движением. Международные ж\д сообщения, виды поездов и маршрутов на ж\д транспорте, расписание движения.

Европейская система ж\д сообщений,  ж\д пути. Виды пассажирских перевозок. Рейсовые пассажирские перевозки. Чартерные ж\д перевозки. Категории поездов. Виды поездов в Европе. Трансконтинентальные маршруты. Специальные поезда. Расписание движения поездов.

5.3  Структура обеспечения перевозок: станции и вокзалы, технические службы, виды вагонов. Бронирование и виды ж\д билетов. Туристско–экскурсионные поезда.

Пассажирские станции. Ж\д вокзал. Технические службы ж\д. Виды и категории вагонов и мест в поездах. Покупка и бронирование ж\д билетов. Понятие и условия действительности билета. Правила продажи ж\д билетов в Европе. Тарифы и сборы. Виды туристско-экскурсионных поездов.  Назначение, формирование, следование и оплата турпоездов. Численность туристских работников на турпоезде. Документы руководителя маршрута.

 

 

Туристский поток на железнодорожном транспорте в России снизился в силу ряда объективных причин:

- значительного уменьшения числа  предоставляемых туристских поездов  со стороны Министерства путей  сообщения;

               - длительности поездки;

   - низкого качества обслуживания туристов в пути следования;

               - высоких тарифов и др.

      Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является  основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в бывшие республики СССР. В режиме внутреннего туризма железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях. В России перевозка туристов осуществляется на скорых (от 1 по 149 номер), скоростных (от 150 до 169) и пассажирских (от 170 до 699) поездах как отечественного, так и зарубежного производства.

Железнодорожный: – графиковый транспорт – транспорт, подчиненный определенному расписанию

  • международный железнодорожный транспорт
  • специализированные железнодорожные поезда

Россия обладает самой протяженной  сетью железных дорог в мире. Наличие  густой сети ж/д, особенно в европейской  части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме  и содержанию маршруты ж/д туров.

Министерство путей сообщения (МПС) – это главный орган в России, ответственный за управление ж/д сообщением, единственный владелиц всех ж/д в России (монополист). В структуру МПС входят главные управления и управления по отдельным отраслям ж/д транспорта.

В режиме внутреннего  туризма ж/д транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях.

Этот вид транспорта (наряду с  автомобильным) является основным в  приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что ж/д – это основной путь в Россию из этих государств.

        Тур железнодорожный (путешествие туристов с использование железнодорожного транспорта) включает групповые путешествия с использованием части места в графиковых поездах и путешествия в специальных туристских поездах - арендованных составах, предназначенных для организации путешествия с использованием спальных мест как базы размещения на данном маршруте, а вагонов-ресторанов поезда - как точек питания туристов. Меры по возрождению железнодорожного туризма в Европе:

- прокладка высокоскоростных магистралей;

- обслуживание по формуле «Евронайт» (ж/д перевозки + гостиничный сервис).

Общие правила перевозки пассажиров в международном сообщении, в том числе железнодорожным транспортом, регламентируются межправительственными соглашениями в рамках «Международной конвенции по контракту на путешествие», принятой 22 октября 1970г., «Конвенцией и Статусом о свободе транзита», принятой 20 апреля 1921 г., Бернской (1961г.) Конвенцией ООН и др.

Перевозки туристов в рамках СНГ  регулируются межправительственными соглашениями, а также рекомендательным законодательным актом «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», принятым 29 октября 1994г.

Осуществление транспортных путешествий  с использованием железнодорожного транспорта во внутреннем сообщении регулируется Законом РФ от 25 августа 1998 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», Законом РФ от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. №277).

Перевозка туристских грузов и багажа регулируется «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге в межгосударственном сообщении».

При осуществлении перевозок туристов по системе туристского поезда целесообразно использовать (с изменениями и дополнениями) инструкции бывшего Центрального Совета по туризму и экскурсиям:

«О руководителях туристских групп  туристских транспортных маршрутов» (№ 10-18 от 24.04.84 г.);

«Должностные обязанности работников туристско-экскурсионного поезда» (№ 10-19 от 26.06.83 г.);

«Об организации отдыха родителей  с детьми на туристских железнодорожных  маршрутах» (№ 26-7 от 25.11.83 г.) и др.

В Министерстве путей сообщения России пассажирскими и туристскими перевозками ведает Главное пассажирское управление, которому подчинены пассажирские службы в управлениях железных дорог.

Туристское путешествие может  быть реализовано как обычными графиковыми поездами, так и специализированными туристскими поездами.

Перевозка туристов на специализированных туристских поездах, включая дальние расстояния, реализуется без пересадок, в режиме специального графика. Как правило, движение поезда осуществляется ночью, а днем проводятся экскурсии по заранее разработанному плану.

Перевозка туристов на железнодорожном  транспорте осуществляется по трем основным группам маршрутов:

    • групповые маршруты;
    • туристско-экскурсионные поезда;
    • поезда «Здоровья».

Групповые путешествия реализуются, как правило, к месту отдыха и обратно по предварительно спланированному маршруту. На маршруте движения принимающие бюро организуют обслуживание туристов (питание, экскурсии, проживание, трансфер и др.).

Туристско-экскурсионные  поезда представляют собой полный комплекс обслуживания в поезде (проживание, питание, досуг и др.) за исключением экскурсионного обслуживания.

Групповые путешествия  и туристско-экскурсионные поезда реализуются как по радиальным, так и по кольцевым маршрутам.

Поезда здоровья («Грибник», «Лыжник», «Ягодник» и др.) - это однодневные маршруты с оздоровительными или спортивными целями. В ряде случаев такие маршруты могут быть 2-3 дневными. К числу таких маршрутов относятся и культурно-просветительные, например, вывоз жителей сельских местностей в города для посещения театров, кино, выставок, ярмарок и т.д.

Назначение туристско-экскурсионных  поездов дальнего следования осуществляется приказом (указанием) начальника железной дороги отправления по заявкам организаций и туристско-экскурсионных бюро.

Туристские поезда местного и пригородного сообщений назначаются  начальником Пассажирского управления дороги.

Туристы размещаются по 2-4 человека в купе. Отдельные купе предоставляются: директору маршрута, штабу турпоезда, врачу (под изолятор).

В каждом вагоне должна быть программа  обслуживания туристов, ф.и.о. директора  поезда, проводников, инструкторов, врача  и т.д.

На каждый пассажирский туристский вагон дальнего следования назначаются два проводника. Готовность к отправлению туристского поезда (за 6 часов до отправления) проверяется комиссией в составе представителя пассажирской службы отделения дороги, санитарного врача, представителя фирмы - организатора путешествия или арендатора поезда, представителя службы вагонов-ресторанов. Готовность к приемке поезда оформляется актом.

В арендную плату входит оплата всех вагонов, включенных в поезд, постельного  белья из расчета одного комплекта  на туриста на 7 дней, стоимость проезда по установленным тарифам, стоимость холостого (нулевого) пробега, стоимость отстоя поезда на специально оборудованных путях, стоимость 3-4 разового питания и другие расходы.

К сумме чистой арендной платы добавляется  сумма установленной (объявленной) нормы прибыли.

В случае отказа арендатора от аренды после подписания договора за 20 дней до его отправления он уплачивает неустойку в процентном отношении от суммы аренды. Аналогичную неустойку оплачивает дорога при отказе в услугах по договору.

В штате туристско-экскурсионного поезда дальнего следования кроме обслуживающих поездных бригад предусматривается: директор турпоезда (руководитель маршрута), инструктор-методист по туризму, культорганизатор, аккомпаниатор, врач.

Директор турпоезда назначается  из высококвалифицированных туристских работников, имеющих опыт воспитательной, административной и туристско-экскурсионной работы. Он отвечает за работу подчиненного ему персонала, должный порядок во всех вагонах, выполнение плана-графика маршрута, проведение воспитательной, культурно-массовой, экскурсионной работы.

Он участвует в комиссии по проверке готовности поезда к рейсу, ведет учет и отчетность, проводит вступительную и заключительную беседы с туристами, отвечает наравне с бригадиром (начальником) поезда за качество предоставляемых услуг в соответствии с договором.

Он имеет право удалять с  поезда туристов, систематически нарушающих правила внутреннего распорядка.

Инструктор-методист составляет планы  воспитательной, культурно-массовой и  туристско-экскурсионной работы и  отвечает за организацию досуга. Он проводит регулярные беседы в туркабинете или по радиотрансляционной сети, знакомит туристов с путевой информацией, организует концерты, плановые экскурсии, встречи и т.д.

В его оперативном подчинении находятся  культорганизатор и аккомпаниатор.

Инструктор-методист отвечает за посадку туристов и их размещение, обеспечение туристскими путевками, получение газет, журналов, личной корреспонденции для туристов.

Врач турпоезда работает в соответствии с его должностными обязанностями. Он назначается из лиц, имеющих стаж лечебной работы и прошедших инструктаж по вопросам гигиены и эпидемиологии. Его основной обязанностью является оказание экстренной медицинской помощи в пути следования и профилактика заболеваний, контроль за соблюдением санитарного режима в вагонах и ресторанах.

Число поездов «Здоровье» в настоящее  время сократилось, однако значительно  вырос уровень сервиса. Например, поезд Москва-Боголюбово (Владимирская область), где выступает оператором фирма «Росинтур» и компания «Русь-рейл», состоит из комфортабельных вагонов из известных составов «Русь-экспресс», «Президент-экспресс» и «Восточный экспресс». В составе поезда вагоны-рестораны, вагон конференц-зал, вагон-видеосалон, вагон-душевая и др. Пассажировместимость такого поезда 500 человек. Питание туристов на поездах маршрута «Здоровье» (выходного дня) производится также через поездные буфеты либо с помощью выездной торговли.

Обязанности персонала поезда «Здоровье» аналогичны вышеописанным. В вагонах туристских поездов и туркабинете должны быть также правила для туристов, доска объявлений оперативной информации, расписание движения по маршруту, план туристскоэкскурсионных мероприятий, график питания, меню, распорядок дня туристов.

Продолжительные путешествия планируются, как правило, в высококомфортабельных  поездах. При этом поездной стресс снижается за счет интересной культурной программы, кратковременных остановок в зеленых и экологически чистых зонах (в лесу, у озера, в горах, на берегу моря и др).

На сегодняшний день наиболее известными туристскими железнодорожными операторами являются две фирмы: «Русь-рейл» (Москва) и «Окдайл» (Санкт-Петербург). Они организуются как внутренние, так и международные железнодорожные туристские маршруты. Фирма «Русь-рейл» проводит недельный тур по маршруту «Великий шелковый путь»: Москва - Бухара - Самарканд - Ташкент - Алма-Ата на «Восточном экспрессе». Однако стоимость данного тура 1800 дол. США, как и стоимость северо-западного тура фирмы «Окдайл» - 2000 DM, не рассчитаны на массовый туризм.

Аналогичным по цене является десятидневный железнодорожный туристский маршрут Москва - Омск - Новосибирск - Иркутск - Улан-Батор - Пекин на «Восточном экспрессе».

Для перевозки туристов используются как обычные, так и специально построенные (или модернизированные) туристские вагоны с максимальным уровнем комфорта в пути.

Информация о работе Организация туристического обслуживания