Организация туристического обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:31, лекция

Краткое описание

Роль транспорта в возникновении и развитии туристского бизнеса и предпринимательства. Современное состояние транспортных путей в нашей стране. Место отдельных видов транспорта в туристском движении. Транспортные услуги – одни из основных видов услуг в туризме.

Вложенные файлы: 1 файл

Kratky_konspekt_lektsy_MTU.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Туристские поезда дальнего следования формируются из 13-17 пассажирских вагонов  типа ЦМК (вагон цельнометаллический купейный) с 36 спальными местами, включая 2-3 вагона-ресторана типа ЦМВР (цельнометаллический вагон-ресторан).

Туристские поезда в местном  сообщении формируются в составе  не менее 10 пассажирских вагонов, в  пригородном - не менее 6 вагонов. При  включении в состав двух вагонов-ресторанов они ставятся под номерами 3 и 8, 3 и 13 или 8 и 13. Если в составе поезда три вагона-ресторана, они ставятся под номерами 3, 8 и 13.

В туристском поезде дальнего или  сверхдальнего сообщения дополнительно  вводится один вагон-клуб, где имеется  туристский кабинет, проводится показ  кино-видеофильмов и т.д. Такой вагон ставится под номером 0 или 16 (он является штабным вагоном).

Кроме того, в туристских целях  используются прогулочные (в том  числе детские) железные дороги, паровоз  и т.д. Так, туристская фирма «Окдайл» (Санкт-Петербург) специализируется на организации железнодорожных и ретро-туров на поездах паровозной тяги для любителей железных дорог. Ею также предлагается регулярный туристский маршрут Санкт-Петербург - Москва через старинные русские города Псков и Новгород на фирменном поезде «Новгород-экспресс» продолжительностью 3 дня. Туристам предлагаются различные варианты размещения: купе люкс на одного или двух человек или обычное четырехместное купе.

В программе экскурсий - достопримечательности  Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода (с  посещением Новгородского кремля и музея деревянного зодчества), Пскова (с посещением действующего Псково-Печорского монастыря с обедом в трапезной).

Увлекательному и малоутомительному  путешествию способствует преобразование вагонов поезда в «отель на колесах» (род-тель). При этом общее число купе в спальном вагоне не превышает восьми, а в каждом купе проживают один-два человека.

Купе оборудуются вертикально  или горизонтально расположенными мягкими кроватями (в ряде случаев - одной двуспальной кроватью), кондиционером, письменным столом, телевизором, телефоном. Туалетная и душевая комнаты могут быть как в каждом купе, так и один бытовой блок на два купе. В вагоне также имеется библиотека, вагон-салон, конференц-вагон, детский вагон с залом для подвижных игр, видеосалон, дискотека и др.

В России организованы суперконтинентальные железнодорожные туристские маршруты по транссибирской магистрали, вошедшей в эксплуатацию в 1900 г. Эта самая длинная в мире железнодорожная ветка (9000 км) соединяет Москву - Новосибирск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток. Время в пути - 158 ч.

По этой же трассе проходят международные  маршруты:

Новосибирск - Улан-Батор - Пекин, продолжительностью 140 ч;

Новосибирск - Пекин, продолжительностью 153 ч.

Организовано движение высокоскоростных поездов ЭР-200 между Москвой и Санкт-Петербургом.

По оценкам специалистов поездки  на высокоскоростных магистралях на расстояние до 1000 км рентабельнее авиационных.

В России такие проекты существуют для транспортных коридоров: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Минск - Брест, Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург и др.

Разработан проект создания трансконтинентальной магистрали «Аляска - Сибирь» (от Якутска к Беринговому проливу, далее через тоннель на Аляску).

Россия готова принять участие  в проекте сооружения трансконтинентальной железнодорожной магистрали по двум возможным направлениям: Пекин - Улан-Батор - Транссиб, Транссиб - Пекин - Казахстан - Туркменистан - Иран - Турция. Европейский Банк Реконструкции и Развития выделил России крупный кредит для развития и модернизации железных дорог России, в том числе на создание транспортных коридоров Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород и Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Липецк - Волгоград - Астрахань.

В настоящее время фирмами «Ориент-Экспресс сервис» и «Железнодорожный путешественник» (Москва) уже осуществляются сезонные международные перевозки туристов на сверхдальние расстояния (трансконтинентальный экспресс «Россия» по транссибирской магистрали по маршруту: Москва - Новосибирск - Иркутск - Улан-Батор - Пекин).

Кроме того, предполагается строительство  новой суперскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург.

Существенным недостатком при  международных перевозках по железным дорогам является различная ширина колеи. В России она принята равной 1524 мм, в большинстве стран Европы -1435 мм.

Такая несогласованность требует  перестановки вагонов на другие колесные тележки, что связано с увеличением  продолжительности пребывания в пути.

Особой популярностью пользуется железнодорожный приграничный туризм с Финляндией. Сейчас в Хельсинки можно доехать тремя фирменными скорыми поездами: «Лев Толстой» (из Москвы), «Репин» и «Сибелиус» (из Санкт-Петербурга). Отечественные поезда «Лев Толстой» и «Репин» сформированы из вагонов 1-го и 2-го классов (двухместные «СВ» и четырехместные купейные).

В вагонах-ресторанах данных поездов  большой выбор блюд и российских деликатесов.

В составе данных поездов имеется  вагон бизнес-класса на 10 пассажиров, в котором обеспечены все условия  для комфортной работы и отдыха деловых людей. В вагоне имеется душ, круглосуточно работающий бар, а также другие атрибуты комфорта. По заявке пассажиров к поезду прицепляется специальный вагон для перевозки автомобилей.

Все составы сопровождаются нарядами транспортной милиции. Финский поезд «Сибелиус» отвечает всем международным стандартам. Все члены поездной бригады владеют русским и другими европейскими языками. В данном поезде также предусмотрен специальный вагон для бизнесменов.

Большим достоинством путешествий  на данных поездах является их точное следование по расписанию, высокий  уровень комфорта, выезд из центра одного города и прибытие в центр  другого, а также проведение таможенного  досмотра во время движения.

Для российских туристов, выезжающих в Финляндию, одновременно с приобретением билета можно забронировать место в гостинице.

Предполагается пустить суперэкспресс  «Пендолино» между Санкт-Петербугом и Хельсинки, который позволит сократить  время в пути с шести до трех часов.

     На туристские поезда оформляются индивидуальные (именные) или групповые билеты, в стоимость которых включается:

  • «плацкарта» - право на спальное место в поезде,
  • право перевозки багажа;
  • страховка;
  • комиссионный сбор за услуги кассы по предварительной продаже (заказу) билетов;
  • сбор за доставку билетов (при необходимости);
  • местные сборы.

Железнодорожный билет является договором  пассажира с железной дорогой на транспортные услуги. Данные взаимоотношения по договору регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и вышеперечисленными нормативными актами.

В соответствии с данным договором железная дорога обязуется предоставить ряд услуг:

  • перевозку пассажира в пункт назначения;
  • перевозку багажа;
  • предоставление дополнительных услуг за отдельную плату (постельные принадлежности, чай, кофе, поднос багажа, продажа газет и журналов, сувениров и др.).

Железная дорога предоставляет  пассажиру (в туристском поезде туристу) ряд льгот:

  • бесплатную перевозку багажа весом до 35 кг;
  • бесплатную перевозку одного ребенка до 5 лет, если он не занимает отдельного места;
  • льготные тарифы на детей до 12 лет;
  • сезонные льготные тарифы и др.

В международных поездах предусматривается  целый ряд других льгот. Так, на поездах  между Россией и Финляндией установлена скидка для минимальных групп туристов от двух человек.  Здесь же можно приобрести «билет бизнесмена» на 10-50 поездок, который не является именным, и этим билетом может воспользоваться любой сотрудник фирмы. На билет от 40 поездок и выше установлена 50-процентная скидка, а срок его действия - 6 месяцев. Кроме того, в бизнес-центрах вокзалов Москвы, Санкт-Петербурга и Хельсинки можно оформить визу, забронировать место в отеле, приобрести льготный билет на все виды городского транспорта и т.д. Пассажир может объявить при сдаче багажа его ценность, заплатив соответствующий сбор; тогда в случае утери багажа пассажир получит компенсацию в размере двукратной объявленной стоимости.

Если железная дорога докажет  пассажиру, что стоимость его  багажа была объявлена завышенной, то компенсация будет выплачена по реальной стоимости.

Справка о реальной стоимости  заявленных вещей может быть получена в бюро товарных экспертиз или  комитете по статистике.

Если багаж пассажира  принят без объявленной ценности, то компенсация пассажиру при  его утере будет выплачена по специальному тарифу.

При задержке доставки багажа по вине железной дороги пассажиру выплачивается компенсация в размере 10% суточной оплаты провоза при наличии акта, составленного по требованию пассажира.

При утере билета проводником составляется соответствующий акт, заверенный штампом и подписью начальника поезда, а на станции со стоянкой не менее 10 минут новые проездные документы оформляются начальником поезда (без участия пассажира).

Другие нормы, касающиеся билетов, тарифов, льгот и перевозки багажа регулируются вышеизложенными «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277).

Если с пассажиром по вине железной дороги произошел несчастный случай, то он имеет право на получение страхового возмещения, так как в стоимость билета входит страховой взнос.

Уставом железных дорог регламентированы также соответствующие права и обязанности пассажиров.

 

Перевозка туристских грузов и багажа регламентируется «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277) и «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге в межгосударственном сообщении».

Туристские грузы (оборудование, снаряжение, палатки и др.) перевозятся как  в режиме ручной клади, так и грузобагажа.

Процедурно отнесение ручной клади  к той или иной категории груза производится на железнодорожных станциях и вокзалах в специальных весовых с переоформлением ручной клади в багаж при превышении нормы 36 кг. При посадке на малых станциях, где нет весовых, эта задача возложена на проводника вагона (в который производится посадка). В некоторых крупных городах появились контрольно-пропускные пункты (КПП) - весовые. И в том, и в другом случае при превышении нормы взимают дополнительную плату, зависящую от превышения веса и расстояния, на которое перевозится груз.

Ручной кладью считаются легко  переносимые предметы и вещи независимо от их рода и вида упаковки, которые  по своим размерам без затруднений  помещаются в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади.

Забота о целости и сохранности  перевозимой ручной клади - обязанность  пассажира.

Не допускается размещение ручной клади на местах, предназначенных для пассажиров, а также в проходах между сидениями, в коридорах, на площадках вагонов (в тамбурах). Запрещается также перевозка крупногабаритных вещей, не относящихся к ручной клади, размер которых по сумме трех измерений превышает 200 см.

Каждый пассажир имеет право  провести с собой бесплатно ручную кладь весом не свыше 36 кг (на билет полный или детский). Разрешается провоз при себе байдарок в счет нормы веса ручной клади пассажира в разобранном виде, которые по своим размерам могут быть размещены в вагоне на местах, предназначенных для ручной клади. Излишнюю ручную кладь пассажир обязан сдавать в багаж.

Не допускаются к перевозке  ручной кладью вещи, которые могут  повредить или загрязнить вагон  или вещи пассажиров, а также огнестрельное  оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества (кроме случаев, предусмотренных специальными правилами), а также предметы, не допускаемые к перевозке таможенными правилами.

К перевозке багажом принимаются  вещи и предметы, вес одного места которых не превышает 75 кг, а длина 3 м. Минимальный вес отправки -10 кг. Неделимые предметы весом свыше 75 кг принимаются к перевозке из расчета одно место на один билет. Перевозка предметов весом более 75 кг, сданных сверх этого количества, оплачивается по тарифу грузобагажа.

При согласии пассажира багаж может быть отправлен по другому маршруту или в другом поезде, не указанном в билете, в том числе ранее поезда, на котором должен следовать пассажир. Об этом в багажной квитанции делается отметка: «Багаж отправить... (число)» или «Багаж отправить по маршруту...».

В случае неприбытия багажа, о выдаче которого пассажиром предъявлено требование, станция назначения обязана на обратной стороне багажной квитанции после истечения срока доставки сделать отметку «Багаж не прибыл», поставить штемпель с обозначением года, месяца, числа и получить от пассажира заявление с указанием адреса для посылки ему уведомления о прибытии багажа.

Багаж считается утраченным и пассажир имеет право потребовать возмещения его стоимости, если багаж не прибудет на станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока его доставки.

Информация о работе Организация туристического обслуживания