Организация туристического обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:31, лекция

Краткое описание

Роль транспорта в возникновении и развитии туристского бизнеса и предпринимательства. Современное состояние транспортных путей в нашей стране. Место отдельных видов транспорта в туристском движении. Транспортные услуги – одни из основных видов услуг в туризме.

Вложенные файлы: 1 файл

Kratky_konspekt_lektsy_MTU.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Ведущими странами крупных путешествий  стали Англия, США и Германия.

Вторая мировая война остановила развитие круизов почти на 10 лет, однако уже в начале 50-x годов было заложено большое число крупных  судов. Появление в середине - конце 50-x годов регулярных пассажирских, в том числе и трансатлантических, авиационных линий, дешевые авиационные тарифы привели к резкому падению спроса на линейные пассажирские суда, особенно на трансатлантических маршрутах. В результате многие из них были проданы и переоборудованы в круизные. В этот период возникло несколько круизных регионов, расположенных возле развитых государств: Средиземное море, Балтика, Северная Европа, острова южной части Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия), Аляска, Мексика, Гаваи и Карибский бассейн (США).

История советского морского туризма  начинается с 1957 г., когда ВАО "Интурист" начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах "Победа" и "Грузия" морские путешествия из Одессы в Ленинград вокруг Европы, а на "Петре Великом" - по Черному морю с туристами из соцстран. В 1960 г. на "Адмирале Нахимове" был организован первый круиз с советскими туристами на Крымско-Кавказской линии, а в 1962 г. на Дальнем Востоке - на теплоходе "Григорий Орджоникидзе" продолжительностью 20 суток с заходом в Находку, бухту Ольги, Совгавань, Холмск, Корсаков. В этот же период морской туризм начал развиваться на Севере и Балтике.   

Сегодня в мире морские круизы переживают счастливый период подъема. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции  пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые морские и океанские маршруты. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США и Германии. Но если ценящие время американцы отдают предпочтение недельным маршрутам (по Карибскому морю, к Бермудским островам, Аляске), то немецкие турфирмы, как правило, организовывают многодневные и кругосветные путешествия. В прошлом году, к примеру, вокруг земного шара совершил трехмесячный круиз работающий на немецком рынке "Федор Достоевский".

Крупнейшим рынком-поставщиком  круизных туристов является рынок США. Рост числа круизных туристов в США начался в 1980 г., и его темпы превысят среднегодовой показатель темпов роста туризма США в целом.

Прогнозируется, что возрастной состав клиентуры круизов США будет  молодеть. Если в настоящее время  средний возраст на круизных плаваниях - 50 лет, то в будущем он будет равняться 42 годам. В круизных плаваниях все больше смогут принимать участие туристы со средними доходами. По продолжительности самыми популярными круизами являются круизы от 6 до 8 дней. 

 Следующим рынком-поставщиком круизных туристов является рынок Великобритании. Третье место в мире на рынке круизов занимает Германия, число туристов - свыше 250 тыс. В то время как круизный рынок Великобритании в последние годы постоянно рос, рынок Германии оставался статичным. Спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии.

Программы круизных плаваний очень  разнообразны. Отдельные круизные плаванья посвящаются определенным датам, темам. Например, астрономический круиз, круиз, посвященный году Колумба, и т. д.

За последние годы изменился  имидж круиза как турпродукта. Теплоход превратился в плавучий отель,  где царит атмосфера развлечений  и праздника. Благодаря проведению интенсивных рекламных кампаний привлекательность круизов возросла среди всех слоев населения.

В последнее десятилетие круизный рынок характеризуют четыре фактора:

- специализация предложения 

- плавание на небольших комфортабельных  теплоходах 

- соответствие размера теплохода  набору услуг 

- автоматизация. 

Первые три фактора нашли развитие уже в 80-е годы в форме круизов-экспедиций, плаваний на роскошных яхтах и огромных теплоходах с числом мест более 2 тыс. Однако в последующие годы эти факторы отошли на второй план,  и первое место заняла автоматизация. В круизном бизнесе появилась необходимость создания простого управления информационной системой.

Одним из примеров может служить  внедряемая в греческих портах компьютерная программа берегового обслуживания круизных пассажиров в системе "Мультимедиа". Благодаря этой программе возможности предложения услуг на берегу, в портах захода (начиная от места швартовки и принятия воды и топлива судном и заканчивая полным спектром предложений по гостиницам, ресторанам, увеселительным заведениям, магазинам, аренде автомобилей и пр.) доводятся непосредственно до туристов на борт теплохода через бортовой, а в ряде случаев через каютный компьютер.

Международная ассоциация круизных компаний (КЛИА) объединяет около 33 турфирм, специализирующихся на продаже круизов. Благодаря специальной  профессиональной подготовке тур агентов и умело проводимой рекламной кампании КЛИА удалось превратить морские круизы в классический вид отдыха. 95 % всех круизов продается через туристские агентства ассоциации, причем реализация данного туристского продукта стоит на втором месте после продажи авиабилетов.

Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих  видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в три-пять раз  ниже общемировых благодаря более  низкой фрахтовой ставке судов и  более дешевому сервису. По этой причине конкуренция на отечественном круизном рынке существует только между "своими" турфирмами и почти отсутствует с иностранными. Занимающие более высокое положение, зарубежные круизные фирмы не предпринимают особых попыток внедрения на российский рынок. И даже открытие в России представительства известной западной турфирмы "Роял Кариббиэн Круиз ЛТД", работающей во многих водных бассейнах мира, - пока единственный случай.

Тот факт, что большинство единиц пассажирского флота страны базируется в Одессе, определяет направленность маршрутов морских круизов, представленных на российском рынке. Наиболее частыми предложениями являются - теплоходные путешествия по Средиземному морю с заходом в порты Турции (Стамбул), Греции (Пирей), Египта (Порт-Саид, Александрия), Израиля, Италии, Испании и других стран. Пользуются успехом у российских туристов круизные туры по Балтийскому и Северному морями, начинающиеся из С.-Петербурга или Калининграда и предусматривающие остановки в портах Северной Европы и Скандинавии. Особо популярен у россиян традиционный морской круиз вокруг Европы (Одесса - С.-Петербург), позволяющий за одну поездку повидать практически все ведущие страны "Старого света".

Сроки проведения морских круизов  самые разнообразные и в зависимости от направления маршрутов колеблются от одной недели до одного месяцам. Начинаться и заканчиваться они могут как в одном порту, так и в разных. Как в российских или украинских, так и в любых иностранных портах.

Морские круизы еще принято называть авиационно-теплоходными турами, так как туроператоры доставляют клиентов в порт отправления и возвращение обратно из конечной точки путешествия самолетом.  

Морской пассажирский флот России находится  в ведении: Азовского, Балтийского, Дальневосточного, Каспийского, Камчатского, Мурманского, Северного, Сахалинского и Черноморского пароходств, подчиненных Министерству морского флота России. Кроме судов названных пароходств, российские туристские фирмы и организации арендуют суда в Эстонском и Дунайском (Украина) пароходствах, "ЧИП-БЛАСКО" (Одесса). Туристские перевозки организуются во всех бассейнах, в том числе:

    • Южном - Черное и Азовское моря, бассейн реки Дунай
    • Северном - Баренцево и Белое моря, а также прилегающие к территории России моря Северного Ледовитого океана;
    • Каспийском - Каспийское море
    • Дальневосточном - Чукотское, Берингово, Охотское, Японское моря и прилегающий к территории России район Тихого океана.

Зарубежные круизы традиционно  организуют:

    • по Средиземному и Адриатическому морям с посещением Багамских островов
    • вокруг Европы с посещением Британских островов и о. Исландия
    • по Скандинавским страдам с посещением российского порта Санкт- Петербург
    • по странам Карибского бассейна
    • в США и Канаду
    • в США и Аляску, в том числе, из Тихого океана в Атлантический через Панамский канал или вокруг Южной Америки
    • через Аравию (Суэцкий канал) в Индийский океан и другие.

В каждом бассейне действуют пассажирские линии, среди которых различают:     

 а) внутренние (каботажные), связывающие  между собой российские порты,      

 б) международные (заграничные), связывающие российские порты  с иностранными,     

 в) местные, осуществляющие  перевозки в границах,     

 г) пригородные - деятельность  портового пассажирского флота.

Министерство морского флота России организует следующие рейсы:

    • туристские, действующие по специальным маршрутам и расписаниям. Они рассчитаны на большую продолжительность поездки, во время которой туристам предоставляют определенный комплекс услуг;
    • прогулочные - продолжительностью не более шести часов, без остановок в портах и без предоставления экскурсий и досугово-развлекательного обслуживания;
    • специальные - выполняемые по отдельным заказам;
    • линейно-транспортные, осуществляющие регулярные рейсы между отдельными портами для перевозки пассажиров по установленным маршрутам и расписаниям.

Суда для туристских целей (круизов) арендуются по специальному договору (фрахт-контракту), заключаемому между  туристской организацией и морским  пароходством.

Обязательными приложениями к договору являются:

    • Расписание движения судна, согласованное с туристской организацией.
    • План-карта судна, утвержденная на момент заключения договора.
    • Расчет платы за аренду судна по категориям кают и элементным ставкам для каждого морского бассейна с учетом сезонных скидок.

Виды круизов. В целом для  организации круизных поездок наиболее распространенной (до 60%) является классическая европейская система, которая предусматривает  морское путешествие с заходом  в различные порты с экскурсионной  программой. Однако все большую популярность завоевывает и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту. В последнее время практически во всех регионах пользуются большим спросом "круизы в никуда" - одно- и двухсуточные поездки без захода в другие порты. Как правило, такое судно уходит из базового порта часов в 6 вечера в пятницу и возвращается в воскресенье к вечеру.

Экскурсионные и прогулочные рейсы: к прогулочным рейсам относятся перевозки групп туристов, совершаемые непродолжительное время с целью отдыха и ознакомления с памятными историческими и другими достопримечательными местами, осуществляемые, как правило, между двумя портами с заходами и остановками в них или без заходов и остановок. Эти рейсы могут быть продолжительностью более или менее 24 час. Рейсы продолжительностью менее 24 часа совершаются, как правило, судами портового флота и проводятся в пригородных и внутригородских зонах.

Символом круизного флота стали  комфорт и комплексность обслуживания туристов. Сегодня на судах уровень обеспечения туристов различными услугами может сравниться лишь с самыми дорогими курортами. Номенклатура мероприятий для достижения этого на борту отличается большим разнообразием: несколько ресторанов, индивидуальная отделка помещений и мебели, своя кухня, спортивные и оздоровительные мероприятия для различных возрастных групп, пляж во время стоянок, различные развлекательные программы, наличие казино, тематические лекции, выставки, программы для детей и подростков.

Морской круизный лайнер - это целый  плавучий город в миниатюре, который  принимают на свой борт от двухсот  до пятисот-шестисот туристов и примерно столько же человек обслуживающего персонала и команды. Гостям корабля  предоставляется возможность разместиться в комфортабельных 2-комнатных люксах и полу люксах, а также в 1-местных и 2-местных номерах со всеми удобствами и в 3- и 4-местных семейных каютах. На теплоходах созданы все условия для того, чтобы морское путешествие прошло без забот. Для путешественников работают уютные рестораны и бары, магазины, кинозалы, музыкальные салоны и разнообразные службы сервиса. На 5-7 просторных пассажирских палубах обычно расположено несколько закрытых и открытых бассейнов, соляриев, спортзалов, саун. На все дни круиза предусмотрена разнообразная культурно-развлекательная программа. Она включает экскурсии в местах швартовки корабля, разнообразные увеселительные мероприятия, праздники и тематические дни на борту судна. В продолжение всего тура у отдыхающих практически не бывает свободного времени - так плотно составляется график. Кроме того, некоторые турфирмы организовывают специальные круизы, посвященные какой-либо отдельной профессиональной, занимательной или любой другой тематике.

Морфлот предоставляет для перевозки и обслуживания туристов суда, укомплектованные экипажем, снабженные всем необходимым и находящиеся в состоянии, соответствующем требованиям и нормам Морского Регистра. Смена постельного белья в каютах путешественников производится не реже 1 раза в 7 суток. Это входит в стоимость обслуживания.

Платными услугами, предоставляемыми туристам за наличный расчет, являются: игральные автоматы, спортивно-медицинские  тренажеры, сауны, массаж, услуги парикмахерских, портных, фотографов, почты, прачечных и химчистки, продукты и товары, приобретенные в магазинах, киосках, буфетах барах, работу которых обеспечивает судовладелец, экскурсии на берегу, телефон. На заграничных участках плавания продажа продуктов и товаров в буфетах, барах, киосках производится с оплатой туристами согласно действующему Положению. Бесплатно на теплоходах обычно предоставляются: медицинское обслуживание, камеры хранения (кроме автоматических), библиотека-читальня,  детские комнаты,   пользование салонами,  внутренним телефоном,  телевизорами в каютах и салонах, гимнастическими залами,  бассейнами, ванными и душами, шезлонгами и циновками, постельным и банным бельем, справками справочного бюро по вопросам проезда.

Информация о работе Организация туристического обслуживания