Основные принципы и методы организации гостиничного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:15, реферат

Краткое описание

Невозможно установить точную дату возникновения первых гостиниц. История данной индустрии уходит своими корнями в глубину веков. Как только люди начали путешествовать, потребовалось место, где можно было бы остановиться. Уже в Древней Греции существовали помещения при тавернах, где размещались путешественники. Но начало гостиничной индустрии было положено в Риме. Именно здесь купцы и чиновники для разрешения торговых вопросов часто вынуждены были выезжать и путешествовать по стране. Результатом таких передвижений стала развитая сеть постоялых дворов и гостиниц, построенных в основном вдоль дорог для удобства путешественников. Проводимые в Риме театральные представления также требовали помещения для размещения зрителей. Их строили недалеко от театров, так как иногда во время спектаклей шли дожди, и зрители вынуждены были прятаться в этих помещениях.

Вложенные файлы: 1 файл

глава1.docx

— 119.36 Кб (Скачать файл)

С учетом проведенного анализа можно отметить, что гостиничное хозяйство в Республике Казахстан находится на стадии активного формирования и имеет широкие перспективы дальнейшего развития.

 

2.3 Анализ структуры управления  предприятиями индустрии гостеприимства  на территории РК

 

Гостиницы и рестораны – это не только важнейший вид предприятий экономической деятельности, но и сложная организационная структура, характеризуемая распределением  целей и задач управления между целыми подразделениями и отдельными работниками.

Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Как правило, организационная структура управления на любом гостиничном предприятии складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направленно, прежде всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.

В структре управления каждой гостиницей выделяются обязательные следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – это горизонтальные и вертикальные. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответсвующие функции управления либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений).

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления гостиницей. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Проведенный мной анализ некоторых управленческих структур крупных гостиниц Республики Казахстан таких как « КУМБЕЛЬ» (г. Алматы),  «Султан» (г. Астана), « Хайят Ритженси» (г. Алматы), «KING HOTEL ASTANA» (г. Астана) позволила мне выявить ряд следующих типов организационных структур управления наиболее распространенных на территории Республики Казахстан : линейная, функциональная и линейна функциональная.

Линейные связи в гостинице отражают движение управленческих решений и информации, исходящих от так называемого линейного менеджера, то есть лица, полностью отвечающего за деятельность гостиницы (как правило, небольшой) или ее структурных подразделений (в крупной). Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий все функции управления. При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность" за результаты всей деятельности управляемых ими объектов. Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия руководителей конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Следующий тип организации управления функциональный. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций возлагается на специалистов. Здесь  вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности гостиницы.

Линейно-функциональная (штабная) структура управления гостиницей. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.д.). Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях.

Как видно из таблицы 4, у каждого типа управления есть свои преимущества и недостатки.

Таблица 4. Преимущества и недостатки типов организационных структур управления на территории  РК

Тип структуры управления

Преимущества структуры управления

Недостатки структуры управления

Линейная

-единство и четкость  распоряжений

-согласованность действий  исполнителей

-простота управления (один  канал связи)

-четко выраженная ответственность

-оперативность в принятии  решений

-личная ответственность  руководителя за конечные результаты  деятельности своего подразделения

-высокие требования к  руководителю, который должен быть  подготовлен всесторонне, чтобы  обеспечить эффективное руководство  по всем функциям управления

-отсутствие звеньев по  планированию и подготовке решений;

-перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными

-концентрация власти  в управляющей верхушке

Функциональная

-высокая компетентность  специалистов, отвечающих за осуществление  конкретных функций

-освобождение линейных  менеджеров от решения некоторых  специальных вопросов 

-уменьшения потребности  в специалистах широкого профиля

-черезмерная заинтересованность в исполнении поставленных целей и задач «своих» подразделений

-трудности в поддержании  постоянных взаимосвязей между  различными функциональными службами

-появления тенденций  чрезмерной централизации

-длительность процедур  принятия решений

Линейно-функциональная

-лучшая подготовка решений  и планов, связанных со специализацией  работников

-освобождение главного  линейного менеджера от детального  анализа проблемы

-возможность привлечения  консультантов и экспертов

-отсутствие тесных взаимосвязей  и взаимодействий на горизонтальном  уровне между отделениями

- чрезмерная развитая  система связей по вертикали, то есть тенденция к чрезмерной  централизации

Примечание: разработано автором


 

Рассмотренные организационные структуры управления являются базовыми и могут быть изменены в зависимость от применения к конкретному объекту управления. Так, организационная структура гостиничного предприятия определяется его назначением, вместимостью номерного фонда, спецификой гостей и рядом других факторов.

Так же в организационной структуре управления гостиничным предприятием нельзя не отметить основные четыре функции управления, которые относятся к любому типу управления представленных выше это: функция планирования, организационная функция, мотивация и функция контроля. Все эти четыре функции позволяют наилучшим образом настроить систему управления и достичь главной задачи гостиничного предприятия. А главной задачей управления гостиничным предприятиям является обеспечить эффективную работу всех структур и подразделений предприятий.

Итак, функция планирования понимается систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования и управления развития предприятия. В процессе планирования принимаются решений о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Функция планирования строится на моделировании будущей ситуации. На основе планирования разрабатывается политика предприятия, обеспечивающая его жизнеспособность и развитие. Формирование политики предприятия осуществляется на высшем уровне управления.

Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Стратегическое планирование (высший уровень). Главная задачи планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише. На среднем уровне управления – занимаются тактическим планированием, определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Третий уровень – оперативное планирование – стандарты деятельности, описание работ. Эта такая система, при которой каждый направляет свои усилия на достижения общих и главных целей организации. С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с этой проблемой и более эффективно реагировать на нее.

Второй функцией управления является функция организации. «Организация» (от фр. organisation, от позднее лат. organizo – «сообщаю стройный вид, устраиваю»). Данная функция в гостиничном предприятии связана с формированием технической, экономической, социально-психологической, правовой деятельности. Функция направлена на упорядочение деятельности персонала. Экономисты учитывают то, что организационная деятельность ведет к эффективной работе предприятия. Организационная функция необходима для эффективного управления персоналом. Организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом, которой выступают люди.

Третья функция это мотивация. Мотивация это вспомогательный инструмент для общего управления. Как правило мотивация направлена на трудовую деятельность работников, которая представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определённых целей. Стимулирование деятельности персонала может быть и материальным, и моральным. Стимулирование является внутренним побуждением к труду. Главная особенность – заинтересованность персонала в высоком качестве труда. Чтобы мотивировать работу, направить энергию людей на выполнение определенной работы, менеджеру необходимо настроить персонал на выполнение данной работы.

И последняя функция это - контроль. Контроль – процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. В процессе контроля менеджер не столько отдает приказы сотрудникам, сколько оценивает успешность выполнения намеченных организаций планов и удовлетворение потребностей внутренней и внешней среды.

Подводя итоги анализа структуры управления гостиничными предприятиями на территории Республики Казахстан можно сделать вывод, что структура управления в гостиницах осуществляется по законам менеджмента, которые популярны во всём мире. В нем наблюдается административно-иерархическая система. Как правила данная система осуществляется людьми ( работниками данной организации). Системой охватывают: владелеца гостиницы, генерального директора, директор номерного фонда, руководитель службы приема, руководитель службы горничных, директор прачечной, главный инженер, руководитель службы безопасности, директор по питанию, шеф-повар, директор ресторана, сменные повара, региональные коммерческие руководители, директор финансовой службы, главный бухгалтер, кассир, руководитель кадровой службы, руководитель хозяйственной службы, директор по обслуживанию.

Итак, при рассмотрении структуры управления предприятиями индустрии гостеприимства нужно учитывать, что правильное структурное разделение функциональных полномочий между различными отделами организации играет крайне важную роль в эффективной работе данного предприятия. Это ведет к достижению целей, разработке индивидуального имиджа, что влечет за собой повышение уровня популярности у клиентов.

То, какой тип организационной структуры управления выберет гостиничное предприятие будет зависеть от размера предприятий, целей и задач которых предприятие ставит перед собой. Но каждый тип управления будет основаться на определенных функциях.

Подводя итоги всей главы хотелось бы отметить, что организационная структура в индустрии гостеприимства это сложная система, которая отличается своим построением, гибкостью и организацией. Было выяснено, что на территории Республики Казахстана индустрии гостеприимства находится не на высшей ступени своего развития. Наблюдается дефицит крупных комфортабельных гостиниц. В стране преобладают гостиничные предприятия малого и среднего уровня. Но применяются меры по улучшению гостиничного бизнеса в нашей стране, этому способствует развитие определённых территориальных кластеров в стране; открытие различных санаториев и провидения различных международных мероприятий


Информация о работе Основные принципы и методы организации гостиничного хозяйства