Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:16, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – рассмотреть организацию и специфика деятельности малых и средних гостиниц и выявить перспективы развития малых и средних гостиниц.
В соответствии с поставленной целью выделяем следующие задачи:
описать особенности организации и специфику деятельности малых и средних гостиниц;
рассмотреть типологию и сегментацию малых и средних гостиниц;
проанализировать тенденции развития российского рынка гостиничных услуг;
рассмотреть проблемы и перспективы развития малых и средних гостиниц.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Организация и специфика деятельности малых и средних
гостиниц_________________________________________________________5
1.1.Особенности и история развития малых и средних гостиниц_________5
1.2. Типология малых и средних гостиниц_________________11
1.3. Сегментация малых и средних гостиниц на классы________________15
Глава 2.________________________________________________________18
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малых и средних
гостиниц________________________________________________________24
3.1 Анализ тенденций развития российского рынка гостиничных услуг__24
3.2. Проблемы становления малых гостиниц Российской Федерации в городах-мегаполисах_________________________________________________30
3.3. Перспективы развития малых и средних гостиниц ________________36
3.4.Методические рекомендации по созданию механизма функционирования малых и средних гостиниц______________________________44
Заключение______________________________________________________48
Список использованной литературы_________________________________51
Анализ основных технико-экономических
показателей предприятия гостин
Таблица №3
«Технико-экономические показатели работы гостиницы за 2012 год»
Показатели |
Прогноз |
Факт |
Выполнение плана |
Отклонение от прогноза |
% |
Объем выполненных услуг |
66131 |
57404 |
0,87 |
-8727 |
-13,20 |
Основные средства и нематериальные активы |
44067 |
46162 |
1,05 |
2095 |
4,75 |
Фонд оплаты труда |
350 |
413 |
1,18 |
63 |
18,00 |
Затраты производства |
17503 |
29609 |
1,69 |
12106 |
69,17 |
Балансовая прибыль (убытки) |
48628 |
27795 |
0,57 |
-20833 |
-42,84 |
Налогооблагаемая прибыль |
47872 |
26318 |
0,55 |
-21554 |
-45,02 |
Чистая прибыль |
36447 |
20066 |
0,55 |
-16381 |
-44,94 |
Рентабельность производства |
2,78 |
0,94 |
0,34 |
-1,84 |
-66,21 |
По объему реализованной продукции 2011 году план был выполнен на 65%, а в 2012 году на 87%. Относительное отклонение в 2011 году составило – 20237 тысяч рублей, что аналогично -35,25% относительного отклонения от плана. В 2012 году абсолютное отклонение составило уже меньшую сумму, а именно -8727 тысяч рублей, или -13,20%.
Таким образом, невыполнение планов по объему реализованной продукции (работ, услуг) может быть следствием завышения плановых показателей, не соответствующих реальным возможностям предприятия. Для того, чтобы провести анализ выполнения прогнозного значения объема предоставляемых услуг проследим степень влияния изменения факторов, влияющих на результативный показатель. За 2011 год: (∆QT=2160,7т.р.);
(∆Qq=18076,24т.р.);
∆Q=-(∆QT+∆Qq);
-20237=-(2160,47+18076,24);
-20267=-20237.
За 2012 год: (∆QT=2523,24т.р.);
(∆Qq=6204,45т.р.);
∆Q=-(∆QT+∆Qq);
8727=-(2523,24+6204,45);
-8727=-8727.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малых и средних гостиниц
3.1 Анализ тенденций развития российского рынка гостиничных услуг
Лидерами спроса на гостиничные услуги будут города, обладающие высоким экономическим потенциалом. В свою очередь, экономический потенциал теоретически может привязываться к численности населения города. Естественно, экономика города с населением порядка 1 млн. человек развита лучше, чем в населенном пункте на 200 тыс. жителей. Приняв это предположение за основу сравнения, можно сопоставить экономический потенциал города, определяемый численностью его основного населения, и объем местного гостиничного рынка, выраженный в объеме номерного фонда (рис. 2). В качестве объектов для сравнения отобраны 14 региональных центров, расположенных в различных географических зонах и имеющих различный экономический потенциал.
Наблюдения позволяют также сделать вывод относительно несоответствия степени развития гостиничной базы и потенциальных возможностей регионального центра. Приняв такой вывод в качестве руководства к действию, можно смело направлять инвестиции в те города, где имеется высокий потенциал для роста спроса на гостиничные номера, который очевидно не будет удовлетворен существующим гостиничным предложением. В этом смысле перспективен гостиничный сегмент Воронежа, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Красноярска. Екатеринбург и Казань приближаются к «точке насыщения», а такие города, как Владивосток, Калининград, Новороссийск, являются лидерами развития гостиничной сферы.
Рис. 1. Сравнение гостиничного потенциала региональных центров РФ
Фактором, показывающим степень развития гостиничного сегмента и позволяющим делать предположения относительно перспектив его дальнейшего роста, является анализ показателей основных параметров деятельности гостиничных предприятий, таких как загрузка и средняя цена продаж номеров. Именно эти показатели определяют возможности возврата инвестиций, а, следовательно, и интерес, который инвесторы проявляют к региону. Последнее обстоятельство наглядно проявляется в количестве объектов, введенных на региональный гостиничный рынок за последние 3-5 лет (рис. 2).
Рис. 2. Потенциал развития регионального гостиничного рынка РФ
На диаграмме видно, что в последние годы наиболее привлекательным для гостиничного бизнеса был рынок Казани. Это нашло отражение как в количестве реализованных проектов, так и в степени заполнения верхнего сегмента рынка. В этом же городе расположено максимальное количество объектов, включенных в гостиничные сети российского происхождения. Но и международные операторы проявляют интерес к местному рынку.
Дополнительным фактором, определяющим направление инвестиций, будет анализ экономических показателей гостиниц, действующих в том или ином городе (см. рис. 3).
Рис. 3. Сравнительная динамика работы гостиничных рынков различных
региональных центров РФ
Низкоэластичный спрос, складывающийся на региональных гостиничных рынках под воздействием недостатка предложения и отсутствия субститутов, позволяет участникам рынка предельно увеличивать расценки на номера. Как показывает рис 3, региональные предложения схожи по своей ценовой составляющей более чем по каким бы то ни было иным показателям. Высокие цены сокращают сроки возврата инвестиций в проекты и способствуют росту привлекательности гостиничных рынков регионов. С этой точки зрения сибирские города демонстрируют не менее высокий потенциал, чем лидеры южных регионов России.
Пока же о гостиничном рынке в полном понимании этого слова можно говорить только применительно к нескольким городам: Москве, Петербургу, в меньшей степени Сочи и Екатеринбургу [22, с.53]. Там уже можно проследить деление на сегменты (нижний, средний и верхний). Они представлены, как правило, не одним объектом, поэтому между ними развивается конкуренция. В других городах ситуация иная: на рынке действует несколько объектов размещения, построенных еще в советское время, при этом основное предложение сконцентрировано в бюджетном или экономическом сегменте, верхний сегмент практически отсутствует, средний представлен единичными объектами. Новые проекты формируются, как правило, в сегменте мини-отелей (до 10 номеров) и малых гостиниц (10–50 номеров), которые, в силу малого формата бизнеса, не могут рассматриваться как полноценная замена «индустриальным» гостиницам (с номерным фондом, превышающим 100 единиц). По той же причине малые гостиницы неинтересны гостиничным операторам.
В целом участники рынка выделяют несколько параметров, по которым отечественные управляющие компании уступают западным конкурентам:
Проблем российским сетям добавляет отсутствие глобальной системы резервирования номеров, профессиональных тренинговых центров для обучения обслуживающего персонала, недостаточно внимательное отношение к вопросам маркетинга и трудности в поисках инвестора. Из-за отсутствия опыта управления к российским операторам инвесторы относятся довольно сдержанно. Есть и другой нюанс. Вложения в офисную и торговую недвижимость приносят потенциальным инвесторам и девелоперам более высокую прибыль. Как известно, инвестиции в гостиничный сектор - одни из самых долгосрочных. По оценке экспертов, новая гостиница в лучшем случае может окупиться через 8 лет, а при строительстве торгового центра деньги можно вернуть уже через пять лет. Из-за этого, по мнению всех участников рынка, отечественные гостиничные сети не могут конкурировать с западными аналогами, так как существенно ограничены в своем развитии.
Однако существующие гостиничные операторы обладают важным качеством, которое позволяет им выжить. Единственное достоинство российских сетей по сравнению с западными - это их гибкость. Например, они не требуют базового вознаграждения за свои услуги. Кроме того, экономят на затратах: инфраструктурный ремонт, который они делают, не требует качественных вложений. С другой стороны, существенный спрос и отсутствие конкуренции позволяют им заработать на росте рынка. Например, по данным руководителя отдела консалтинга Praedium Елизаветы Эстриной [20, с.21], за последний год стоимость проживания в пятизвездочном московском отеле выросла в среднем на 78,4 %, в четырехзвездочном - на 40%. Потому окупиться «новые русские» отели могут значительно быстрее восьми лет.
3.2. Проблемы становления малых гостиниц Российской Федерации в городах-мегаполисах
Рынок гостиничных услуг является одним из наиболее привлекательных и динамично развивающихся видов деятельности. Развитие туризма непосредственно зависит от развитости гостиничной инфраструктуры и является одним из важнейших факторов, определяющих объемы въездного потока туристов в Россию. По данным Российского союза туриндустрии за шесть месяцев 2010 года въездной туристский поток в Россию по сравнению с 2009 годом снизился на 7,6%. Одной из основных причин является дефицит современных гостиниц туристского класса как в регионах, так и в Москве и Санкт-Петербурге. Среди 115 туроператорских компаний, работающих на рынке въездного туризма, эту ситуацию оценили как критическую 47% туроператоров. Это означает, что состояние гостиничной инфраструктуры стало важнейшим негативным и сдерживающим развитие туризма фактором. Преодолеть сложившуюся ситуацию можно только путем серьезных инвестиционных вложений в гостиничную индустрию.
Однако стоит отметить, что Москва является относительно благополучным городом, с точки зрения конъюнктуры рынка гостинично-ресторанных услуг. В регионах дела обстоят намного сложнее.
Москва – столица России и крупнейший её город. Сюда стремятся бизнесмены со всего мира, так как в Москве сконцентрирован весь российский бизнес. Именно здесь расположены штаб-квартиры всех крупнейших компаний страны и иностранных фирм. Московская сеть гостиниц и других рекреационных предприятий развита лучше.
В регионах – меньшее количество иностранных представительств. Сюда поток бизнесменов ослабевает. Строить большое количество гостиниц нет смысла.
На начало 2010 года в Москве насчитывалось порядка 279 гостиниц, общий номерной фонд составил около 35 тыс. номеров. В настоящее время лидирующее место в структуре номерного фонда занимают гостиницы среднего класса (44%). На отели более высокого уровня (4 и 5 звезд) приходится 26% рынка. Основная часть гостиниц Москвы сконцентрирована в Центральном и Северо-Восточном округах. В совокупности на эти округа приходится около половины гостиничного фонда.
Стоимость проживания в гостиницах Москвы продолжает расти и считается одной из самых высоких в Европе (около 300 евро). На рост цен оказывают влияние такие факторы, как дефицит гостиниц всех категорий, увеличение спроса со стороны въездного и внутреннего туризма, заинтересованность инвесторов в увеличении прибыльности гостиничных объектов и отсутствие острой конкуренции.
Согласно генеральной схеме размещения гостиниц в Москве к 2012 году их общее число возрастет до 556, а количество мест составит 186473. Уже в 2009 году введены в эксплуатацию 28 гостиниц на 5263 места, тогда как за период с 2000 по 2008 год в Москве было введено в эксплуатацию всего лишь 50 гостиниц на 11530 мест.
Дальнейшее развитие гостиничного рынка во многом зависит от создания благоприятных условий для ведения бизнеса и успешного решения ряда существующих проблем. По мнению экспертов, к первоочередным вопросам, которым необходимо уделить внимание, относятся жесткие требования московского правительства к участникам проектов, высокая стоимость права аренды земельных участков и существующие сложности с их получение
Предпринимательская деятельность
в гостеприимстве предполагает умение
адекватно оценивать и
Информация о работе Перспективы развития средних и малых гостиниц в республике Татарстан