Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:02, дипломная работа
Целями и задачами работы являются:
• всестороннее мониторинговое исследование туристского потенциала Выборгского района;
• дать представление о туристских ресурсах, туристском потенциале;
• проанализировать проблемы использования туристских ресурсов Выборгского района;
• обосновать рекомендации по повышению эффективности использования туристского потенциала Выборгского района.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы анализа туристского потенциала……..4
1.1. Исследования туристского потенциала………………………………7
1.2. Особенности рынка туристских услуг……………………………….11
1.3. Методология оценки и использования туристского потенциала региона…………………………………………………………………14
Глава 2. Туристский потенциал Выборгского района Ленинградской области…………………………………………………………………………..23
2.1. Историко-географическое описание региона………………………….23
2.2. Функционально-целевой анализ туристского потенциала развития
региона…………………………………………………………………...27
2.3. Проблемы развития туризма в Выборгском районе Ленинградской
области……………………………………………………………………38
Глава 3. Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области………………40
3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы……………………...40
3.2. Повышение инвестиционной активности в туризме………………….50
3.3. Рекомендации по развитию перспективных видов туризма………….54
3.4. Инвестиционная эффективность перспективных видов туризма
на примере горнолыжного……………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………..78
Перечень использованной литературы…………………………………….
Все субъекты и объекты стимулирования и поддержки сельского туризма находятся в определенной взаимосвязи.
Так, органы власти могут и должны стимулировать сельский туризм в следующих формах:
- разработка современной, отвечающей реальному положению дел,
концепции развития сельского туризма на государственном уровне
и на подведомственных территориях;
- разработка действенной государственной политики в сфере сельского туризма;
- разработка системы законов и иных нормативно-правовых актов,
регулирующих разносторонние аспекты сферы сельского туризма
в интересах его устойчивого развития и достижения целей государственной политики в этой сфере;
- разработка федеральных, региональных и муниципальных программ развития сельского туризма соответствующими органами
исполнительной власти и органами местного самоуправления;
- создание благоприятных условий для туристской деятельности в
сельской местности и инвестиций в индустрию туризма;
- информационное обеспечение и продвижение на внутренний и
внешний туристские рынки турпродукта сельского туризма;
- повышение качества туристских услуг путем введения стандартов
обслуживания и лицензирования отдельных видов деятельности
сельского туризма;
- финансирование научных исследований в сфере сельского туризма
в интересах его развития и доведения до заинтересованных
сторон их результатов;
- консультирование специалистами профильных комитетов
(отделов) органов власти граждан по различным аспектам
предпринимательской деятельности.
Ленинградская область обладают уникальным комплексом туристских условий и ресурсов. Большинство из них могут быть использованы в организации образовательных туров, поскольку здесь сосредоточены культурные ценности мирового значения, являющиеся национальным достоянием российского народа. Посещение рекреантами достопримечательных природных объектов также является традиционным для данной территории. Образовательными следует считать туры, организуемые в рамках познавательного туризма, целью которого является выполнения задач, определенных учебными программами различных образовательных учреждений. В зависимости от специфики учреждений образования можно выделить туры в рамках школьного и внешкольного образования, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования.
Программа образовательного тура зависит от нескольких факторов: продолжительности поездки, возраста участников тура, специфики туристской группы и региона, из которого группа прибывает в район, запланированного маршрута, а также возможностей финансовых затрат конкретных туристов, сезона года, интересов образовательных программ конкретной группы и т.п.
Одной из развитых категорий туризма на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области является детско-юношеский туризм. Он входит составной частью в учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях, действующих по основным общеобразовательным программам, а также в учреждениях дополнительного образования, в том числе во внешкольных профильных туристских центрах и станциях детско-юношеского туризма. Во время посещения Петербурга и Ленинградской области школьники имеют возможность непосредственно познакомиться с памятниками истории и культуры города и области, которые неоднократно рассматриваются в школьном курсе истории и литературы, побывать на крупнейших промышленных предприятиях и увидеть природные объекты, о которых идет речь в школьном курсе географии. Рассматриваемая территория предоставляет учащимся возможность изучить природные условия, историко-культурный ресурсный потенциал, экономическое и социальное развитие, а также выявить проблемы рационального природопользования и эффективного дальнейшего развития района туристского посещения. Приобретая навыки проведения исследований сравнительного характера, учащиеся, прибывающие из других регионов страны, получают возможность более четко определять специфику региона проживания.
Задачами поездок, проводимых по программе образовательного туризма в рамках выполнения учебных программ студенческой молодежью на территории изучаемого района, могут быть: овладение приемами сбора, обработки, анализа данных на туристских маршрутах; развитие у учащихся комплексного подхода в составлении полных и логически последовательных характеристик отдельных объектов или территорий; развитие умений сопоставления личных наблюдений с информацией, полученной из иных источников (в частности, в ходе теоретического изучения особенностей данного региона в различных курсах, предусмотренных учебными планами подготовки специалиста); выделение типичных и особенных черт объектов и процессов; объяснение их причин; изучение главных и наиболее интересных особенностей исследуемой территории с позиции дальнейшего изучения ее, например, при написании выпускных квалификационных работ; общение с петербуржцами, установление личных и научных контактов и др.
Весьма аттрактивны для туристов, совершающих поездки по образовательным программам в области географии и биологии, особо охраняемые природные территории и объекты. Анализ предложений туристского рынка для школьников и студентов, убеждает, что поездки в Петербург и Ленинградскую область сегодня в большей степени носят развлекательный характер. Молодежный туризм не должен ограничиваться лишь этим направлением, но предусматривать разнообразные программы по линии образовательного (целевого познавательного) туризма. Весьма перспективным является рассматриваемый район для организации учебных туристских практик для студентов - будущих специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма.
3.4. Инвестиционная эффективность перспективных видов туризма на примере горнолыжного
Рассмотрим проект создания горно-лыжного центра в окрестностях поселка Коробицыно Выборгского района. Данный проект, по нашему мнению, будет конкурентоспособным по отношению к курортам «Красное озеро» и «Золотая долина».
Цель проекта: увеличить объем спроса, путем более полного удовлетворения спроса потребителей, чтобы предприятие стало прибыльным и поэтапно максимизировать прибыль. Получение прибыли за счет увеличения количества клиентов до 10 тыс. человек в год.
Таким образом, целями представленного инвестиционного проекта является:
разработка и описание путей создания организации, предоставляющей спортивно-развлекательные услуги, определение её организационно-правовой формы;
определение предполагаемого места положения создаваемой организации на рынке услуг;
описание услуг, которые организация будет предоставлять потребителям;
анализ целесообразности создания подобной организации с точки зрения рентабельности и прибыльности;
выбор оптимальных путей решения поставленных в бизнес-плане задач;
разработка конкретных мероприятий, связанных с реализацией бизнес-плана.
Первоначально основным направлением деятельности горнолыжного курорта “SKYRIDE” будет предоставление услуг горнолыжной индустрии туристам внутреннего и внешних рынков при относительно низких ценах и высоком качестве по сравнению с основными конкурентами.
В дальнейшем планируется расширение деятельности и решении основной проблемы курорта- сезонности путем организации летней программы отдыха
Преимущества горнолыжного курорта перед конкурентами:
цены ниже, чем у основных конкурентов;
высокий уровень качества предоставляемых услуг;
уникальное географическое положение;
наличие 3х подъемников: бугельного, кресельного, детского;
наличие отличных трасс для катания, как профессиональных лыжников, так и для начинающих и детей;
4 трассы общей протяженностью 9,5 километров;
наличие снегоуплотняющей техники - ратрака “Bombardier Yeti M” последнего поколения;
система пропускного контроля “Ski-Pass”.
Для реализации данного проекта необходимы средства в размере 288 тыс. долларов на покупку основных средств и строительства объектов инфраструктуры горнолыжного курорта.
93% капиталовложений составят собственные средства, что составит порядка 268 тыс. долларов, и 7% заемные средства в виде банковского кредита в 20 тыс. долларов с годовой процентной ставкой 24% на период 4 месяца.
Планируемый уровень спроса на услуги горнолыжного курорта составят порядка 8 тыс. человек в сезон. Дальнейшее увеличение спроса до 10 тыс. человек будет достигнуто в течение первых 3х лет.
Чистая прибыль первого года составит порядка 127 тыс. долларов.
Капиталовложения в проект полностью окупятся в период 3х лет где прибыль составит 122 тыс. долларов.
Общее время возврата капитальных инвестиций составит 2 года 1 месяц.
Планируемый уровень рентабельности предприятия составит 68%.
Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Прежде чем приступить к составлению бизнес-плана, мы провели детальное изучение рынка с целью выявления основных конкурентов. Это необходимо для того, чтобы определить выбор правильной конкурентной стратегии.
Результаты исследований показали, что наиболее популярными и технически обеспеченными горнолыжными курортами республики, а, следовательно, и основными конкурентами для создаваемого нами курорта будут являться следующие:
1. «Золотая долина». Горнолыжный центр «Золотая Долина» находится в 100 км от Санкт-Петербурга в Ленинградской области, поселок Коробицино. Предоставляются 12 освещенных трасс различной степени сложности, с перепадом высот от 10 до 105 метров и от 80 до 800 метров в длину. Склон для начинающих оборудован бесплатным подъемником.
Ежедневный уход за склонами ведется самым тщательным образом. Горнолыжный центр «Золотая Долина» имеет систему искусственного оснежения, что позволяет делать снег при 0 С.
Оборудование проката: горные лыжи, сноуборды, горнолыжное оборудование, ватрушки, обновляется каждый год.
На территории центра регулярно проводятся соревнования по сноуборду, горным лыжам и карвингу.
2. «Красное озеро». На курорте функционируют: cпортивные площадки,
теннисные корты, мини-гольф, пляж с вышкой для прыжков в воду,
весельные и парусные лодки, горка для водных ватрушек, трамплин для прыжков в воду на горных лыжах и сноубордах, 9 трасс длиной от 300 до 1100 метров с перепадом высот от 60 до 120 метров, парнокресельный и 3 бугельных подъемника, бесплатный подъемник "baby-lift" для детей и начинающих, трасса для беговых лыж, каток, прокат инвентаря.
Кроме общего описания конкурентов необходимо определить их общие преимущества и недостатки.
Преимущества:
огромная площадь
взаимоотношения со сторонними организациями на высоком уровне
популярность
известность в Ленинградской области
квалифицированный коллектив
развитый маркетинг и сеть сбыта
Недостатки:
высокие цены;
качество предлагаемых товаров и услуг среднего качества.
большое скопление народу на ограниченной площади, очереди к подъемникам.
недостаточный уровень качества подготовки трасс.
Таким образом, учитывая недостатки конкурента, Горнолыжной базе необходимо установить цены ниже, чем у конкурента и приемлемые для людей со средним доходом и установить высокое качество обслуживания. В результате проведения вышеперечисленных мероприятий будет обеспечен высокий объем продаж, доход, а, соответственно, и прибыль. Только в этом случае горнолыжная база имеет возможность быть конкурентоспособной. Мы считаем, что основными направлениями конкурентной стратегии горнолыжной базы должно быть установление приемлемых цен и предоставление более качественных услуг. Зачастую горнолыжные базы устанавливают неоправданно высокие цены на свои услуги, стремясь максимизировать свою прибыль. Услуги конкурентов пользуется определенным спросом, но приобрести ее могут лишь граждане с довольно высокими доходами. Достижение стратегии низких цен возможно путем реализации проекта по уменьшению текущих и производственных затрат, внедрении системы различного рода скидок. В действиях конкурентов следует опасаться изменений маркетинговой политики и возможного снижения цен на свою продукцию. В противодействие конкурентам предполагается введение собственных маркетинговых мероприятий по реализации продукции. Это проведение рекламных кампаний на местном радио, телевидении, в местных органах печати и на торговых точках а так же создание собственного сайта в Интернете.
Для определения целевого сегмента проведена сегментация рынка, результаты которой представлены в следующей таблице:
Таблица 2 – Сегментация рынка
Сегментация рынка по признакам | ||
| 2007– 2008 | 2008 – 2009 |
1. Географический | ||
- регион | Северо-западный | Северо-западный |
- административное деление | Выборгский район | Выборгский район |
- плотность населения | Любая | Любая |
2. Демографический | ||
- возраст | Любой | Любой |
- пол | М/Ж | М/Ж |
- семейное положение | Не имеет значения | Не имеет значения |
- уровень дохода | От 300 $/мес | От 300 $/мес |
- образование | Не имеет значения | Не имеет значения |
- национальность | Не имеет значения | Не имеет значения |
3. Психологический | ||
- социальный слой | Средний достаток | Средний достаток |
- стиль жизни | спортивный | Спортивный |
4. Поведенческий | ||
- степень случайности покупки | Иногда, регулярно | Иногда, регулярно |
- степень потребности в товаре | 1-2 раза в год | 1-2 раза в год |
- степень готовности купить товар | Интерес, желание | Желание |
- эмоциональное отношение | Нейтральное, положительное | положительное |