Понятие туристского рынка и его элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы:
Раскрыть инфраструктуру рынка города Санкт-Петербурга.
Задачи:
Дать понятие «туристский рынок»
Выявить сущность и состав туристского рынка
Проанализировать туристский рынок на примере города Санкт-Петербург.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….3
Теоретическая часть « Туристского рынка и его элементы»
Сущность и специфика туристского рынка …………………………
Участники туристского рынка ……………..…
Основные компоненты туристского рынка ……………………….
Структура туристского рынка
Аналитическая часть «Туристский рынок города Санкт - Петербург»
Конъектура туристского рынка г. Санкт-Петербурга………………
Масштаб рынка
Тип рынка
Сбалансированность рынка
Уровень цен туристского рынка
Степень государственного регулирования рынка
Конкурентная среда туристского рынка
Сегментация туристского рынка………………
Основные тенденции развития рынка туристского рынка туроператоров г.Санкт-Петербурга ……………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

новый курсовик.docx

— 88.37 Кб (Скачать файл)
fy">     Туристическая компания "ПРИМА" - многопрофильная  туристическая фирма, занимающая одно из лидирующих мест на туристическом  рынке Санкт-Петербурга по эффективности, надежности и объемам работы. Фирма  была создана в 1991 г. на основе оригинальной идеи использования технических  рейсов самолетов, работающих на зарубежных линиях. Через определенное летное время самолет должен обязательно  вернуться на свою базу для текущего профилактического обслуживания. Обычно такой рейс выполняется без пассажиров. При содействии израильской чартерной  компании ЕНАТОР-ЧАРТЕРС было организовано использование таких рейсов для  туров в Стамбул.

     Член лидирующих в мире туристических зарубежных ассоциаций IATA (International Air Transport Association), ASTA (American Society of Travel Agents), PATA (Pacific Asia Travel Association), также входит в состав правления RUTI (Russian Union of Tourist Industry) - бывшая РАТА.

     В силу основополагающей концепции своей деятельности «Прима» осуществляет большой прием иностранных туристов в Санкт-Петербурге и других регионах России. У фирмы есть парк собственных комфортабельных автобусов.

     На  фирме работает более 100 специалистов. Выделено несколько крупных подразделений  в соответствии с профилем работ. Средний возраст работников –не более 25 лет.

     Бронирование  туристского обслуживания для индивидуальных туристов производится через автоматизированную систему АМАДЕУС, терминал которой  установлен в центральном офисе.

     Фирма отправляет туристов в Турцию, Италию, Болгарию, Францию, Тунис, Чехию, Скандинавию, Финляндию, на Крит, Кипр и др.

     Туристическая компания «Ривьера».        

       Туроператор «Ривьера» был основан  в 1996 году на основе организации  пляжного отдыха в Турции. Сегодня  туристический холдинг «Ривьера»  - это группа компаний с офисами  в 9 регионах России, в Турции, Египте, Казахстане. «Ривьера» является многопрофильным оператором и организует туры в Грецию, Египет, Испанию, Андорру, Таиланд, Хорватию, Чехию, Венгрию, Францию (является членом Французского клуба), Прибалтику, ОАЭ, Мальту (челен Мальтийского клуба), Скандинавию и др.         

       Кроме того, «Ривьера» занимается  приемом иностранных туристов  в Санкт-Петербурге и других  городах России, обслуживанием туристов  на внутреннем Российском рынке,  является членом комиссии по  въездному туризму Северо-Западного  отделения Российского Союза  Туриндустрии.         

       Приоритетом для компании является  сотрудничество с отечественными  авиакомпаниями.          
 
 
 

     2.2  Сегментация туристского рынка         

       Рынок туризма не является  однородным. Он формируется на  основе потребительского спроса, который, в свою очередь, характеризуется  различными желаниями, интересами, привычками потребителей. Рыночный  сегмент – совокупность действительных  или потенциальных потребителей, одинаково реагирующих на особый  набор побудительных стимулов  туристского путешествия.         

       На сегментацию влияют различные  демографические, социальные, мотивационные  факторы, а также поведенческие  стереотипы индивидов.

    • Мотивационные критерии.  

     На  рисунке 2 представлена мотивация туристских путешествий в соответствии с методикой ЮНВТО.

     Рисунок 2. мотивация туристских путешествий

       Основная масса туристов совершает  путешествия со следующими целями: развлечение, ознакомление с туристскими  достопримечательностями другой страны, отдых. Общая доля таких туристов в международном туризме составляет около 50 %. За этим сегментом следуют  деловые поездки, поездки с целью  посещения родственников.

     Мотивационные факторы эластичны и изменчивы. Следует также учитывать поведенческие  стереотипы индивидуумов внутри каждого  из сегментов. Поведенческие стереотипы как индивида, так и туристских группы складываются в результате влияния различных социально-экономических, культурных, психологических, нравственных и национальных и других факторов. Но в рамках общего туристского спроса они представляются в виде устойчивых рыночных сегментов. На практике эти стереотипы учитываются туроператорами путем дифференциации набора и качества услуг, вида транспорта, содержания программ.  

  • Транспорт.

     В изучении спроса на туристские поездки  очень важна сегментация спроса на различные виды транспорта.

     Большую популярность на рынке Санкт-Петербурга заслужили автобусные туры. Объясняется  это просто: большинство туристов, прибывающих в Санкт-Петербург из дальнего зарубежья используют авиационный транспорт. Субрынок авиационных перевозок состоит из двух сегментов – регулярных и чартерных рейсов. Чартерные авиаперевозки играют решающую роль в развитии массового туризма. Они имеют преимущества в силу более низких тарифов и возможности обеспечения доставки непосредственно из ближайшего к месту жительства аэропорта к месту, максимально приближенному к пункту назначения, что ведет к экономии времени.        

       В связи с появлением в России  большого количества частных  авиакомпаний, использование чартерных  рейсов становится перспективным  направлением деятельности российских  рецептивных туроператоров. 

     Морской и речной транспорт также весьма перспективны в качестве направлений  деятельности фирм, работающих на отправку и прием туристов. По своему социальному  составу в круиз туристы направляются 50-55% с семьей, со знакомыми 27%, остальные  в одиночку. Возрастной состав до 25% лет 30%, 25-40 лет 22%, старше 40 лет 48%. Следует  отметить большой процентный состав замужних женщин – до 35%. При выборе вида отдыха туристы пользуются следующими мотивациями:

  • Демографические критерии.

     По  демографическим критериям рынок  делится на несколько сегментов. Наиболее важными для маркетинговых  исследований являются половые и  возрастные характеристики потенциальных  туристов.

     Порядка 60% туристов, прибывающих в Санкт - Петербург из западных стран – женщины, что должно находить отражение в маркетинговых стратегиях рецептивных фирм.

     По  возрасту путешествующих выделяют следующие сегменты:

     Молодежный  туризм (до 30 лет) – предпочитает дешевые поездки, менее комфортабельные средства размещения, активное общение с местным населением, посещение баров, дискотек, клубов.

     Туризм  среднего возраста (30-50 лет) – претендует на комфорт и удобства, содержательные экскурсионные программы, широкая география путешествий.

     Туризм  «третьего возраста» (старше 50) – требует не только комфорта, но и личного внимания со стороны обслуживающего персонала, наличия блюд диетического питания в ресторанах, размещение в гостиницах, расположенных в тихих местах.

     Туризм  «четвертого возраста» - программы для физически немощных людей, которые не могут совершать поездки без сопровождающих. Потенциал данного сегмента огромен, однако существуют ограничения, в первую очередь, по здоровью. На развитие данного направления положительно влияет наличие у людей «четвертого» возраста практически не ограниченного свободного времени.

  • Социально-экономические критерии.

     Эти критерии определяют рыночный спрос  по уровню доходов, покупательной способности  населения, наличию свободного времени  и другим подобным признакам.

     Зависимость между доходами населения и интенсивностью путешествия за границу является определяющим фактором международного туризма в любом регионе, в  т.ч. Санкт-Петербурге. Поставщиками туристов в Санкт-Петербург долгое время  являются страны с высоким уровнем  доходов населения, но и в них  спрос на поездки имеет дифференциацию. С одной стороны, это сегмент  дорогостоящих путешествий (VIP-туризм), с другой – массовый туризм по средним  и низким ценам. 

      2.3 Основные тенденции развития рынка туроператоров     г. Санкт-Петербурга

     Туристический рынок России и Санкт-Петербурга в целом развивается достаточно динамично. Однако существует ряд проблем, сдерживающих развитие международного и внутреннего туризма.

       Выездной туризм.

     В целом, выездной туризм на данный момент - самое развитое направление деятельности туроператоров. Компании города способны обеспечить туры в любой регион мира, предлагаемый продукт достаточно дифференцирован  и диверсифицирован. Туроператоры Петербурга предлагают широкий ассортимент, разные ценовые предложения. В результате, потребитель со средним уровнем  дохода может позволить себе недорогие  путешествия, что ведет к увеличению объема рынка. В то же время, турфирмы удовлетворяют даже  самые высокие запросы потребителей. Наименее развитым сегментом является молодежный познавательный туризм, так как на данный момент является менее ликвидным по сравнению с другими направлением деятельности.  Неблагоприятным фактором развития выездного туризма является отсутствие поддержки со стороны государства, несовершенная правовая база. Так, например, согласно п.2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав потребителей», турфирмы обязаны указывать цены на услуги в рублях. Но, поскольку большинство иностранных партнеров используют для расчетов и выставляют счета в долларах США, евро и других валютах, предоставление цен в рублях представляется проблематичным, и фирмы вынуждены нарушать закон. В противном случае компании вынуждены были бы заведомо завышать цены на услуги во избежание убытков, связанных с изменением курса валют.

     Въездной  туризм.

     Наиболее  перспективное направление, также  является одним из наиболее проблемных.         

       Одна из главных проблем –  неблагоприятный образ России  как страны, где нет гарантий  безопасности туристов, процветает  терроризм, идет война, постоянно  холодно и пр. Во многом такой  образ на протяжении многих  лет создается российскими телеканалами, вещающими за рубежом, а также местными СМИ. Намечается приятная тенденция – высшее руководство страны, правительство Санкт-Петербурга наконец-то обратили внимание на создание положительного имиджа России и Петербурга за рубежом. Ведется подготовка к открытию специального российского телеканала. Однако неизвестно, какой образ России высшее руководство страны считает привлекательным, и совпадает ли его мнение с мнением потенциальных гостей нашей страны.         

       Не лучшим образом сказывается  на въездном потоке визовая  политика страны. Необходимо упростить  и ускорить выдачу российских  виз, сделать ее более дешевой  для экономически развитых стран.  Также негативно сказывается  процедура регистрации.           

       Количественно-качественный состав  гостиничных номеров до сих  пор является сдерживающим фактором  притока туристов (см наполняемость гостиниц в приложении 4,5). Следует заметить, что  В 2003-2005 гг. в городе открылось 9 больших (св. 150 номеров) гостиниц на 1 624 номера (3 157 мест). Гостиничное строительство стало столь ликвидным инвестиционным направлением, что даже при наличии средств реализовать проект не так-то просто, прежде всего с точки зрения хорошего землеотвода. Однако в условиях, когда формально взят курс на развитие частной собственности на землю, а с другой стороны, главным рычагом развития этого рынка является административный ресурс, последний во многом является фактором, препятствующим инвестиционным намерениям.        

       Огромным шагом вперед является Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра. Она разработана ведущей международной консалтинговой компанией The Boston Consulting Group (BCG) в тесном контакте с отраслевыми комитетами Правительства Санкт-Петербурга при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ, принятая в 2005 году. В основе Программы лежит стратегия «5x5x5», что означает войти в пятерку крупнейших европейских туристических городов – через 5 лет ежегодно принимать 5 млн. туристов. Эти изменения должны увеличить приток туристов в 1,5 раза, приносить ежегодно дополнительно 200-250 млн. долларов в городской бюджет и создать не менее 50 тысяч рабочих мест в туристской индустрии и в смежных отраслях. В рамках программы предусмотрено создание «Агентства Городского Маркетинга», разработка маркетинговой стратегии города, организация сбора и анализа туристской статистики, развитие аэропорта, увеличение номерного фонда гостиниц, модернизация музеев, повышение эффективности их использования, развитие транспортного сообщения, обеспечение информационной поддержки туристов, повышение безопасности пребывания туристов в городе, упрощение визового режима, создание Конвенционного Бюро, организация ежегодных событий, способных привлекать туристов в течение года, техническая модернизация пригородов, меры по благоустройству города и многое другое. Объем финансирования программы составит 120-240 млн.долл. ежегодно, за счет бюджетных и внебюджетных источников. Итоговый результат программы развития туризма, по прогнозам BCG, составит около 1 млрд. долл. Рекомендуемый имидж бренда объединяет два варианта – «Гений чистой красоты» - как основной, «Дружеская теплота» - как дополнение к «Гению чистой красоты».

Информация о работе Понятие туристского рынка и его элементов