Проблемы формирования туристской привлекательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной работы являются изучение проблем формирования туристской привлекательности и выработка рекомендаций по их решению. В качестве основных задач для достижения целей курсовой работы определены:
-изучить проблемы формирования туристской привлекательности территории;
-рассмотреть практику решения подобных проблем в России и за рубежом;
-предложить пути решения проблем и дать рекомендации по их реализации.

Вложенные файлы: 1 файл

Problemy_formirovania_turistskoy_privlekatelno.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

С предприятиями  питания в Республике дело обстоит  лучше. Существуют различные бары, закусочные, кафе, столовые, рестораны с различными ценами. Огромным плюсом послужил ресторан традиционной карельской кухни (которая в республике достаточно разнообразная) «Карельская горница», в котором также устраивают экскурсии, где рассказывают гостям о древних жителях республики. 4

Что касается соответствующего уровня обслуживания, то в Республике Карелия существуют высшие учебные  заведения (Петрозаводский Государственный  Университет, кафедра туризма и  филиал Российской Международной Академии Туризма), где готовят квалифицированных специалистов социально культурного сервиса и туризма.

- наличие определенного  набора достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов. Именно здесь возникает конкуренция между дестинациями, так как чем интересней место, тем выше его рейтинг среди дестинаций и, соответственно, тем больше оно посещается туристами;

Карелия исключительно  богата культурно-историческими и  природными объектами, способными удовлетворить  самые разнообразные интересы туристов. Число таких объектов составляет в общей сложности около 4 тысяч.

Недостаточная эффективность региональной маркетинговой  политики в сфере туризма, низкий уровень известности большинства  карельских туристских брендов (наиболее известны только бренды Кижей и Валаама, к которым привязывается большинство турпродуктов, значительная часть территории республики остается незадействованной в развитии туризма).

- наличие информационных  систем, которые являются необходимым инструментом деятельности дестинации на туристском рынке. Прежде всего это возможность доступа к информации систем компьютерного резервирования и бронирования.

Итак, обозначим  проблемы, существующие на пути формирования положительного имиджа Республики Карелия.

Согласно региональной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия до 2010 года», основной проблемой является низкая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Республики Карелия.

Степень его  использования не превышает 25 – 30%, а в некоторых районах составляет всего 3-4%, что свидетельствует о крайне низкой степени вовлечения туристских ресурсов территорий в туроборот (в среднем не более 16%). Вследствие незначительного охвата туристской активностью основной территории республики, близости основных высокоразвитых туристских комплексов на территории Финляндии, более 80% доходов от развития трансграничного туризма остаются не на территории РК, а у зарубежных туроператоров.

- Отсутствие  республиканского закона о туризме. 

Принятый в 1993 году первым среди субъектов РФ закон РК «О туризме» был упразднен в 2000 году как несоответствующий российскому законодательству. В этой связи представляется очень своевременной инициатива Комитета по туризму и спорту Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ и Северо-Западного отделения Российского Союза Туриндустрии по разработке модельного закона о туризме в ряде регионов Северо-Западного федерального округа. Разработка и принятие закона станут серьезным шагом к поиску адекватных мер государственной поддержки развития туриндустрии и усиления влияния межотраслевого туристского комплекса на развитие региона.

- Недостаточная  известность карельских турпродуктов  в наиболее крупных мировых  туристских центрах. 

Проблема существует, но она вполне решаема: участие в международных выставках, выпуск различного рода проспектов, календарей, брошюр, путеводителей с последующим их распространением на тех же выставках, в поездах дальнего следования, во время поездок по стране, за рубеж и т.д.

Вызвать интерес оказывается легче, чем поддерживать его длительное время. Говоря «туристским» языком – Карелия в основном использует ресурс первичных туристов, пожелавших разнообразить свои впечатления.  А задача в том, чтобы регион стал  возвратным направлением.

- Диспропорции в пространственном распределении туристской активности.

Территориальные диспропорции заключаются в сосредоточении активности в известных туристских центрах, в незадействованности  основного объема туристских объектов. Плотность рекреационно-туристских объектов чрезвычайно низкая по европейским меркам. Приоритетные объекты показа находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга. Это заметно усложняет использование имеющегося потенциала. Выход имеется в приумножении туристских ресурсов за счет создания новых элементов рекреационного потенциала в существующем ландшафте.

- Ограниченные  возможности инженерно-коммуникационной  и дорожно-транспортной инфраструктуры  по приёму дополнительных туристских  потоков.

Несоответствие  автобусного парка требованиям туристов (недостаточное количество современных комфортабельных автобусов большой и средней вместимости, отсутствие кондиционеров и туалетов в салонах).

Нехватка пассажирских ж/д составов в «высокий» сезон.

Постоянные  проблемы с а/п Бесовец – необходима модернизация и реконструкция, увеличение численности и географии авиарейсов, продуманная и гибкая система тарифов для туристов.

К этому же комплексу  проблем относится и неразвитость инфраструктуры всех видов водного  туризма (от морского и речного круизного туризма до катерно-яхтенного и экскурсионно-прогулочного туризма); наличие проблем с благоустройством территорий, прежде всего, прибрежных и придорожных.

- На повестку  дня выходит проблема  сохранения  памятников истории и культуры.

Историко-культурная среда на большей части административно-территориальных единиц в настоящее время находится в деградирующем состоянии. Некоторые районы (Калевальский, Лоухский), уже практически перешли в категорию районов «с разрушенной историко-культурной средой». Значительное количество памятников находится в аварийном состоянии – 24%, а также в неудовлетворительном – 36% от общего количества памятников в республике. Безусловно, содержать, реставрировать, консервировать более 4 тысяч объектов весьма обременительно и в сегодняшних экологических условиях превышает возможности бюджета республики.

- Маргинализация  российского общества.

Маргинализация - процесс разрушения гражданского общества, проявляющийся в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности, извращении эстетических, этических, правовых, физиологических и иных общечеловеческих норм и ценностей, превращении людей в духовных и социальных люмпенов, полностью зависимых от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов.

Все процессы в  человеческом обществе двойственны, диалектичны, биологическая природа человека связана с социальными условиями, в которых человек живет и  действует. Любой процесс, любой вид деятельности, связанный с людьми , имеет социальный характер. В том числе и туризм. Огромное влияние на него оказывает человеческий фактор. Но в настоящее время серьезные проблемы связаны именно с качеством населения, с состоянием его генофонда как основы развития общества и государства. Вызывают серьезные опасения физическое, психическое и социальное здоровье людей, особенно их интеллектуальный и образовательно-профессиональный уровень, а также морально-нравственные ориентиры. С человеческим фактором связана и проблема качества предоставляемых услуг в сфере туризма и проблема качества образования.

- Сезонные колебания  туристского спроса.

Сезонность  – это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. Региональный туристский рынок Карелии в состоянии преодолеть этот негативный фактор, т.к. в республике существуют возможности для круглогодичного привлечения туристов. С целью сглаживания негативных последствий сезонных колебаний туристского спроса для гостиничных предприятий можно практиковать сезонную дифференциацию цен. Разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50%. Еще один путь – стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям, например, деловой, конгрессный.

- Принятие непродуманных  управленческих решений.

К таким решениям относится, например, лишение гостиниц права регистрации иностранцев, что очень осложнило работу персонала. Одно из последних странных решений – решение об оплате консульского сбора для получения визы в Финляндию только через Балтийский банк, причем с дополнительным сбором  в 70 рублей за услуги. Безусловно, список проблем, стоящих перед туристской отраслью, отнюдь не ограничивается  вышеперечисленными. Но все они, как это ни парадоксально, укладываются в классическую формулу: «дураки и дороги». 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Особенности решения проблем формирования туристской привлекательности в России и за рубежом

2.1 Проблемы  формирования туристской привлекательности  Республики Карелия и пути  их решения

 

По словам начальника отдела по развитию туризма Владимира Громова, Республику Карелия в прошлом году посетили около 1,62 млн. человек организованных туристов и экскурсантов.

О сохранении потока туристов в республику свидетельствуют итоги конкурса «Лидеры карельского турбизнеса», которые традиционно подводятся по итогам туристического сезона. Большинство участвовавших в нем турфирм сохранили объемы и качество услуг на уровне прошлого года.

Несмотря на экономический кризис, главные туристические достопримечательности Карелии в минувшем сезоне посетило больше туристов, чем в прошлом году. Исключение составил только музей - заповедник «Кижи».

Ценовую политику, проводимую туроператорами и гостиничными предприятиями в минувшем сезоне, можно охарактеризовать положительно, но все же руководители компаний могли бы не повышать стоимость своих услуг. Это одна из основных проблем формирования туристской привлекательности республики.

По данным ряда информационных агентств, Карелия находится на третьем месте по стоимости гостиничных услуг на Северо-Западе после Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Сейчас некоторые гостиничные предприятия все же снизили цены, но сделали это уже по завершении активного туристического сезона.

Республика Карелия вошла в перечень туристско-рекреационных зон, которые, как ожидается, будут приоритетными для финансирования из российской казны в рамках федеральной целевой программы по развитию въездного туризма, которая сейчас разрабатывается в Москве. Этого удалось добиться благодаря созданию в республике генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма. В области разработки подобных документов Карелия является пионером — впервые в России размещение объектов и инфраструктуры туризма увязано в пределах всего региона, а конкретные предложения для инвесторов по строительству гостиниц, курортов, кемпингов и баз отдыха детально проработаны вплоть до размещения на планах поселков конкретных строений.

В «Генеральной Схеме размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия» описывается современное состояние сферы туризма в РК, специализация и участие РК в межрегиональных и международных туристских проектах; даётся характеристика современного состояния туризма в РК; оценка существующих объёмов и направлений туристских потоков и потенциала туристского рынка; перечисляются основные объекты туристской инфраструктуры и их характеристика по центрам туристской активности; даётся оценка уровня использования туристского потенциала центров туристской активности РК. Далее приводятся те туристские зоны, что нуждаются в инвестировании и даётся оценка доходов т.е. экономическая эффективность. Схема, имеющая пилотный для регионов характер, нацелена на выявление конкретных объектов инфраструктуры туризма в отобранных зонах для поэтапного инвестирования.

В ней выделены 12 перспективных зон отдыха и туризма в Карелии. Для каждой зоны разработаны Карты-схемы перспективного развития туризма с нанесенными на них существующими и планируемыми объектами туризма и инфраструктуры, пояснительные записки к Картам-схемам, экономические обоснования и оценки потребности в инвестициях.

Правительством  Республики Карелия туризм признан  одним из приоритетных направлений развития экономики. Об этом заявил Глава Республики Карелия А.В. Нелидов. Проблемы и перспективы развития туризма в республике будут обсуждаться 20 мая этого года на Координационном Совете по туризму, который состоится в Правительстве под председательством Главы.

В условиях кризисных явлений, происходящих как в мировой, так и российской экономике, возникают проблемы с развитием туристской отрасли и, в частности, средств размещения, без которых невозможно говорить об увеличении туристских потоков.

Кроме того туризм характеризуется мультипликативным  эффектом, оказываемым на экономику  региона, где он развивается. При  увеличении потока туристов происходит развитие сферы оказания услуг, что также способно благотворно сказаться на развитии региона.

Развитие водного  туризма является одним из приоритетных направлений развития туризма в  Республике Карелия. Об этом говорится  в проекте новой Республиканской  Целевой Программы.

Территория  Республики Карелия обладает развитой гидрографической сетью, относящейся  к бассейнам Белого и Балтийского  морей. Одной из ярких особенностей гидрографии является развитие озерно-речных систем — цепочек озер различной  величины, соединенных между собой небольшими реками и ручьями. Следует отметить, что в результате водохозяйственного освоения гидрографическая сеть подверглась значительному изменению. Например, была создана такая уникальная гидротехническая система как Беломорско-Балтийский канал, большая часть крупных озер, в т. ч. и Онежское, в настоящее время являются водохранилищами.

Информация о работе Проблемы формирования туристской привлекательности