Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:11, курсовая работа
Целями данной работы являются изучение проблем формирования туристской привлекательности и выработка рекомендаций по их решению. В качестве основных задач для достижения целей курсовой работы определены:
-изучить проблемы формирования туристской привлекательности территории;
-рассмотреть практику решения подобных проблем в России и за рубежом;
-предложить пути решения проблем и дать рекомендации по их реализации.
Туристская дестинация – один из важнейших элементов туристской системы. Она представляет собой территорию, привлекательную для туристов, а также обладающую природно-ландшафтными, историко-культурными ресурсами и развитой инфраструктурой. Можно выделить три основных вида туристских дестинаций. Первый вид – это крупные столичные города или приравненные к ним, которые привлекают туристов достопримечательностями, а также хорошими возможностями для решения проблем бизнеса. Существенную роль играет туризм с целью посещения знакомых и родственников, а также административных центров для решения задач управления, поэтому здесь существуют исторические, административные, торговые, бизнес-центры и рекреационные зоны. Второй вид делится на две подгруппы: центры целенаправленного развития туризма – деревни, города, в которых сохраняются обычаи, история, культура, для привлечения туристов отели строят на небольшом расстоянии от этих городов и деревень; а также притягательные для туристов центры, имеющие высокую степень привлекательности благодаря своей истории, культуре, науке. Третий вид – специально построенные для туристов центры.
В настоящее время в России сложилась вертикальная структура целевых программ развития туризма: федеральные целевые программы, программы развития туризма по федеральным округам, региональные программы развития туризма, местные программы развития туризма. На федеральном уровне в России были приняты такие программные документы, как Федеральная целевая программа «Развитие туризма в РФ на 1996 – 2005 гг.» и «Концепция развития туризма в РФ до 2005 г.». Однако существование пересекающихся программных документов в условиях недостатка финансирования привело к невозможности реализации обоих проектов. Как результат – с 2004 г. прекращено выполнение Федеральной программы «Развитие туризма в РФ…».
Такая ситуация на федеральном уровне негативно сказалась и на разработке и реализации программ развития туризма на других уровнях вертикальной структуры. Принятые или утверждаемые программы развития туризма в федеральных округах зачастую не учитывают приоритетов функционирования отрасли, устанавливаемых на федеральном уровне, документы не всегда корреспондируют друг с другом и с региональными проектами поддержки туриндустрии, что существенно снижает эффективность их реализации и выражается в недостатке финансирования. Одним из положительных примеров разработки программ развития туризма в федеральных округах является «Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа РФ на период до 2015 года», в которой туризм заявлен приоритетной отраслью для экономики Северо-Запада. Более благоприятная ситуация складывается на региональном уровне. Здесь разработчики программ учитывают приоритетные направления государственного регулирования туризма, региональное законодательство устанавливает льготы туристским организациям в регламентированных законом пределах.
В нашем регионе с 31.01.2009 г. реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009 – 2012 г. Цель – формирование в области эффективной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию области за счет увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала. Приоритетными направлениями развития туризма в программе названы культурно-познавательный, событийный, речной, экологический, деревенский и приключенческий туризм.
В соответствии
с Программой в области выделены
три «коридора развития» туризм
Также в Программе определены мероприятия для дальнейшего развития туристских потенциалов районов, однако в ней не представляется возможным предложить комплекс мероприятий для каждого района области, поэтому муниципальные образования заинтересованы в собственных Программах развития туризма. В настоящее время в Вологодской области такие программы имеют девять районов области из 26, и они, безусловно, способствуют более рациональному использованию имеющихся туристских ресурсов, и, следовательно, более активному социально-экономическому развитию. Создание Программы развития туризма в Тотемском районе также представляется необходимым условием для успешного его развития как туристской дестинации.
Тотемский район можно рассматривать как дестинацию второго типа, имеющую высокую степень туристской привлекательности благодаря своей истории и культуре, разнообразным ресурсам, находящуюся на фазе внедрения на рынок. Город Тотьма расположен на левом берегу реки Сухоны, к северо-востоку от областного центра. Соединяется с областным центром, от которого находится в 207 км, комфортабельной шоссейной дорогой «Сухонский тракт», водным сообщением на туристских судах. Первое летописное упоминание о городе относится к 1137 г. Тотьма – один из 15 заповедных городов Вологодской области, имеющий ценные градостроительные ансамбли и комплексы, природные ландшафты и древний культурный слой. Отметим также примечательные страницы российской истории, связанные с солеварением, открытием форта Росс, своеобразным архитектурным стилем «Тотемское барокко», поэтическими именами Феодосия Савинова и Николая Рубцова. С богатейшей историей города знакомят многочисленные музеи и комплекс Спасо-Суморина монастыря. Летопись города, вобравшая подлинность и легенды, расскажет о шатрах Ивана Грозного на Государевом лугу, о визитах Петра Великого в 1693, 1694, 1702 гг. и знаменитом памятнике природы – камне «Лось», величина которого, по описаниям геолога Н. Барбота-де-Марни, в два с половиной раза превосходит Гром-камень, попираемый конной статуей Петра в Санкт-Петербурге.
Представляется целесообразным проведение SWOT-анализа развития Тотемского района как туристской дестинации для определения сильных и слабых сторон, выявления возможностей и угроз для его дальнейшего развития.
Выделим ключевые сильные стороны: наличие уникальных памятников истории и культуры; сильные культурно-исторические традиции; наличие природных ресурсов; наличие качественной продовольственной продукции местного производства; растущий спрос на природные, экологически безопасные виды туризма; удачное транспортное расположение (на пути в Великий Устюг); широкий спектр видов туризма; устойчивый интерес к району со стороны творческой интеллигенции (художники). Далее определим слабые стороны, из них важнейшими являются нехватка объектов размещения различных уровней; низкое качество сервиса туристской инфраструктуры; недостаточное развитие объектов развлечений; недостаточно развитая транспортная инфраструктура; недостаточная деятельность по продвижению районного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынке; несовершенство (отсутствие) местной организационной и нормативно-правовой баз, регулирующих туристскую отрасль; отсутствие профессиональной подготовки кадров для туристской отрасли; высокая конкуренция на рынке туристских услуг; сезонность. Однако есть хорошие возможности: например, создание современного туристского комплекса; увеличение туристского потока; выход на внутренний и внешний рынки. Основными угрозами являются экономическая нестабильность как результат мирового финансового кризиса; быстрое появление новых туристских дестинаций как в данном регионе, так и в других.
Сравнивая сильные стороны и возможности для развития туризма в Тотемском районе можно выделить основные виды туризма, которые могут стать направлениями роста туриндустрии (спортивный, паломнический, экологический, культурно-познавательный и др.). Соотнося слабые стороны туристской отрасли и возможности, имеющиеся на рынке туристских услуг можно заключить, что существующая система управления, законодательная база, кадровое обеспечение и инфраструктура туристской отрасли не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в районе. Анализируя сильные стороны и угрозы, можно оценить потенциал стратегических преимуществ туристской отрасли Тотемского района и ее способность противостоять внешним угрозам.
С развитием туристской инфраструктуры Тотемский район будет находиться в конкурентных отношениях как с районами Вологодской области, так и с другими регионами. Для усиления конкурентоспособности района необходимо реально оценить потенциальный рынок туруслуг области, разработать и начать реализацию программы активного продвижения турпродуктов, провести целевую переподготовку персонала, отработать принципы и механизмы государственной поддержки и повышения инвестиционной привлекательности туристской отрасли Тотемского района. Сопоставление слабых сторон и угроз определяют ограничения развития туризма в данном районе, которые выражаются в недостаточной эффективности координации совместных усилий органов власти, предпринимателей, СМИ и местных жителей.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что использование резервов развития туризма в Тотемском районе может произвести положительный эффект, однако необходима разработка комплексной программы поэтапного решения проблем в туристской индустрии для активного развития Тотемского района как туристской дестинации. Однако не все существующие возможности для успешного развития данной дестинации используются в полной мере. В частности, это касается организационного потенциала (необходимо создание органа, основной деятельностью которого будет развитие сферы туризма в районе, разработка нормативно-правовой базы, регулирующей сферу туризма в районе), информационного потенциала (более активное использование различных средств продвижения территории), рекреационно-ресурсного потенциала, а именно, туристской инфраструктуры, состояние которой в настоящее время нельзя назвать, соответствующей запросам туристов. Представляется, что для выхода из сложившейся ситуации необходимо создание комплексной Программы развития Тотемского района как туристской дестинации.
Расположение и состояние фортификационных сооружений на территории Калининградской области неразрывно связано с историческим развитием этой территории. О развитии цивилизации на балтийском побережье нашего региона рассказывают немало исторических источников, многие из которых подкреплены археологическими находками и письменными документами. На территории региона последовательно сменились несколько цивилизаций. Наиболее древней считается цивилизация пруссов, которые представляли собой 11 земель: Скаловия, Надровия, Самбия, Натангия, Вармия, Бартия, Помезания, Погезания, Галимбия, Судовия и Сассовия (Любовия). Каждая из них имела центр – укрепленное поселение – городище.
Для городища выбиралось место, имеющее естественные границы и труднодоступное для завоевателей. Чаще всего таким препятствием служила река – наиболее показательным примером является городище Камсвикус (п. Тимофеевка), расположенное на длинном мысу в излучине р. Анграпа. Мыс длиной около 1 км и шиной до 300 м был отделен от материковой части высоким валом, насыпанным в самом узком месте, ширина которого составляет всего 100 м. В этом месте к реке с обоих сторон спускаются крутые склоны и единственная дорога, ведущая на мыс, оказывается надежно защищена. Следует отметить, что такая схема расположения городища не единична. Аналогичный мыс с древним городищем есть на р. Витушка. Исторические документы сохранили сведения о прусских укреплениях. Для строительства пруссы свозили камни и складывали из них высокий вал. Вал обмазывали глиной и возводили на нем частокол в два ряда. Между бревнами частокола насыпался слой мелких камней и земли. С частокола охранявшие городище могли видеть все, что происходит снаружи. Во время штурма городища на вал выливалось огромное количество воды, чтобы глина, которая связывала камни, становилась скользкой. В связи с отсутствием каменных конструкций, а также имевшими место интенсивными боевыми действиями в период захвата Пруссии рыцарями Тевтонского Ордена, прусские укрепления практически не сохранились. В ряде случаев на их месте были возведены замки крестоносцев (Хонеда – Бальга; Твангсте – Королевский замок), иногда они просто сжигались дотла. Сегодня эти укрепления могут быть только археологическим объектом, так как в ряде случаев ландшафты полностью изменены историческими событиями.
Следующим этапом появления фортификационных сооружений в Калининградской области стало строительство орденских замков в Восточной Пруссии. Первым был построен замок Бальга, который датируется 1239 г. В период 1239 - 1378 гг. были построены орденские замки, отличающиеся, прежде всего, статусом. Высшим статусом в Ордене обладал статус замка Великого Магистра. В это время таким статусом обладал замок в г. Мариенбург (ныне – г. Мальборк, Польша). На территории нынешней Калининградской области строились замки второго ранга – комтурские замки. Таких замков насчитывалось 5 - Рагнит, Инстербург, Кенигсберг, Бранденбург, Бальга. Позже замок Инстербург утратил статус комтурского. Третий ранг – прочие замки – сюда входили епископские замки и центры пфлегиамтов, игравшие вспомогательную роль, всего таких замков насчитывается 32. Земли находятся в разной степени сохранности. Некоторые сохранились практически идеально, но имеют своих владельцев и не могут быть использованы в туристских целях, например, тюрьма в замке Тапиау, (г. Гвардейск) или учебное заведение в замке Вальдау (п. Низовье). Другие замки, напротив, превратились в руины, однако это и дает им шанс быть восстановленными и использоваться в качестве объектов проведения туристских мероприятий. Имеются, также, замки, которые уже давно не существуют на местности и представляют интерес лишь как объекты археологических раскопок. К этой категории можно отнести замки Велау (п. Знаменск), Лохштедт (п. Павлово) и др. К величайшему сожалению в этой категории находится и замок Кенигсберг, построенный в 1255 г., положивший начало г. Кенигсбергу и далее – Калининграду. Комтурский замок, ставший магистерским в 1457 г., когда сюда из замка Мариенбург была перенесена резиденция Великого Магистра Тевтонского ордена, бывший 1525 – 1701 г. герцогским замком, а далее – Королевским, был разрушен в 1967 г., как «чуждый» советскому присутствию на этой земле.
Вместе с тем, как уже было сказано, в области сохранилось немало замков, которые, находясь в различной степени сохранности, могут быть использованы для проведения мероприятий событийного туризма. К таким замкам можно отнести, прежде всего, замок Инстербург (г. Черняховск), получивший федеральное финансирование и в настоящее время находящийся на реконструкции. С 2008 г. на территории замка начаты реставрационные работы. Наряду с этим, на территории замка уже более 15 лет действует общественная организация «Дом – Замок», которая создала на его территории музей, регулярно проводит экскурсии по замку и более крупные мероприятия, такие как исторические рыцарские фестивали. В рамках собственно событийного туризма на территории и «живых декорациях» замка возможно проведение исторических реконструкций литовско-тевтонских войн, когда замок неоднократно подвергался осаде и даже был взят штурмом. Также возможны праздники, посвященные более поздней истории замка, когда он стал государственным и культурным центром поселения Инстербург. Также объектами событийного туризма могут быть: замок Бальга (историческая реконструкция штурма замка отрядами пруссов, боровшихся за свою независимость), замок Лабиау (г. Полесск), с реконструкцией сражений времен литовско-тевтонских войн; замок Шаакен в котором останавливался Петр I, будучи в Пруссии в составе великого посольства в 1697 г.. Важно отметить, что военно-историческая реконструкция в современный период развивается как составная часть мирового событийного туризма. Наиболее близким примером может быть организация событийных мероприятий на базе замков Тевтонского Ордена в Польше. Необходимо отметить, что за редким исключением (например, замок в г. Торунь), замки находятся в идеальном состоянии. В них располагаются музеи, гостиницы и рестораны, что само по себе определяет туристскую направленность их использования. Вместе с тем, проводимые мероприятия событийного туризма позволяют многократно повысить популярность замка и увеличить его посещаемость.
Информация о работе Проблемы формирования туристской привлекательности