Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа
Сегодняшнее музееведение ввиду появления перед ним новых усложняющихся задач вынуждено в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку оно представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
МУЗЕЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………...5
Понятие «музей»………………………………………………….5
История формирования региональных музеев Сибири……..5
Музейный предмет и его свойства…………………………….10
Социальные функции музея……………………………………11
Музейная коммуникация………………………………………..12
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ………………………………………15
Музеи и их классификация………………………………………..…..15
РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ………………..29
История музеев Алтайского края……………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учереждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал АлтГУ в г. Славгороде
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Курсовая на тему:
«Развитие музейного туризма в Сибири»
Выполнила студентка
2-го курса 87 группы
Казантаева В.В.
_________________
Проверил к.г.н,доцент
Праздникова Н.Н.
_________________
Работа защищена
_________2010 г.
Оценка_________
Славгород 2010
РЕФЕРАТ
Тема моей курсовой – «Развитие музейного туризма в Сибири».
Цель дисциплины - ознакомление студентов с методами изучения памятников культуры.
Музейный предмет
– памятник материальной или
духовной культуры, объекты природы,
объективные закономерности, относящиеся
к процессам накопления, сохранения
традиций и эмоций посредством
музейных объектов, к процессам
возникновения, развития и
Объектом настоящего исследования избрана музейная и туристская деятельность.
Методы исследования. Музейное
дело нашей страны переживает кризис,
причины которого обычно видят в
сложном экономическом
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения информации.
Музей представляет исчезающие
из общества ценности и может привлечь
внимание к тем постоянным общечеловеческим
ценностям, утратой которых угрожает
современный прогресс. Он подчеркивает
их значение как наследия для поддержания
непрерывности и
Сегодняшнее музееведение ввиду
появления перед ним новых
усложняющихся задач вынуждено
в силу своих внутренних потребностей
по логике развития уделять внимание
разработке теоретических и
Использовать повышение интереса общества к предметно реализованным в музеях ценностям можно только с учетом и полезного многовекового опыта коллекционирования и музейной работы.
Это допустимо только при наличии построенного по проблемно-хронологическому принципу реконструктивно-аналитического обзора развития музееведения и туризма.
Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под мусейоном святилище муз, а со временем с этим словом стало связываться и представление о месте занятия литературой, наукой и научного общения. В эпоху средневековья когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Второю жизнь подарила ему эпоха возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Музеем сначала начали называть коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». Но уже во второй половине 16 века термин «музей» все чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется.
Появлению нового аспекта
в своей трактовке музей обязан
эпохи просвещения с ее акцентами
на равенстве образовательных
1.2 История формирования
региональных музеев в
Появление музеев в Западной
Сибири было обусловлено экономическими,
общественно-политическими и
При городских самоуправлениях
были созданы музеи: Барнаульский горный
(1823); Сибирский областной научно-
Первый музей в Западной Сибири появился в начале XIX века. Это был «Барнаульский горный музеум». Его создали в 1823 г. при Управлении Колывано-Воскресенских заводов по инициативе П.К.Фролова (1775-1839), инженера, изобретателя, начальника округа Колывано-Воскресенских заводов и Ф.В. Геблера (1782-1850), доктора медицины, натуралиста, исследователя Алтая. Музей в основном предназначался для рудокопного училища, а также для любителей наук. Первая его экспозиция состояла из модельной, минералогической, зоологической, нумизматической коллекций и собраний этнографических и археологических редкостей. Вместе с тем, в ней были и предметы, свидетельствовавшие о жизни, быте населения края [2, с.34-42.]. Он в основном выполнял задачу по пробуждению у местной интеллигенции интереса к собирательной деятельности, а не в организации исследования края. В 1907 г. археологическая, этнографическая и большая часть модельной коллекции Горного музея были переданы в Императорский Томский университет и Томский технологический институт, а 28 мая 1911 г. Алтайскому подотделу ЗСО ИРГО были переданы коллекции Горного музея и библиотека Алтайского округа. Они пополнили фонды районного краеведческого музея г. Барнаула [3, с. 9-10].
В Омске в этот период был открыт Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (ЗСО ИРГО), при котором создали и музей (1878 г.), в формировании которого приняли участие выдающиеся ученые, общественные деятели, исследователи Сибири, Центральной Азии и Алтая Г.Е. Катанаев, Г.Н. Потанин, И.Я. Словцов, Н.М. Ядринцев. Коллекции музея формировались в основном за счет сборов, проводимых членами ЗСО ИРГО во время экспедиций по Сибири и Центральной Азии, а также за счет добровольных поступлений от граждан. В течение многих лет проблема помещения для музея была актуальной [4,с. 27-29.].
При Тюменском Александровском реальном училище, построенном на средства купца П.И. Подаруева, в 1879 г. был создан музей, Созидательному процессу его развития содействовал широкий круг местной интеллигенции, купцов, видных общественных деятелей. Особый вклад в создание музейного фонда внесли И.Я. Словцов (1844-1907) директор училища, Н.М. Чукмалдин (1836-1901) – купец и меценат, который приобрел для города коллекцию И.Я. Словцова и сам собрал немало редких вещей .
Небольшой музей открылся и при Томском университете. Его основал будущий попечитель Западно-Сибирского учебного округа и строитель Сибирского университета профессор В.М. Флоринский. Томская городская дума сформировала специальную исполнительную комиссию для устройства музея. Предприниматель М.К.Сидоров преподнёс в дар музею первую крупную археологическая коллекцию «тобольских древностей художника С.К. Знаменского». Датой основания стало 6 декабря 1882 г. – день празднования 300-летия присоединения Сибири к России.
Музейные собрания по археологии, этнографии, истории, нумизматике, бонистике, фалеристике, медалистике, разделам изобразительных искусств и документальных источников до начала 1920-х гг. формировались из частных пожертвований представителей самых разных слоев населения Сибири и европейской части России, коллекций расформированных музеев Сибири и отдельных приобретений университета.
В 1910-х – 1940-х гг. создаются губернские и окружные краеведческие музеи в Томске (1911 г.), в с.Улалле (ныне – Горно-Алтайск) (1918 г.), в Новониколаевске (1920 г.), в Ханты-Мансийске (1932 г.), в Кургане (1920 г.).
По настоянию интеллигенции
Томска городские власти в 1911 г. принимают
решение об открытии Областного Сибирского
научно-художественного музея
Горно-Алтайский музей свою историю ведет с 29 октября 1918 года, с приобретения Каракорум-Алтайской земской управой по инициативе Г.И.Чорос-Гуркина у известной династии сибирских краеведов, отца и сына Гуляевых, уникальных палеонтологических, археологических, минералогических коллекций, научной библиотеки и архивных материалов. Из-за того, что он не имел постоянного помещения, его коллекциям приходилось кочевать по сёлам: Улалу, Чемал, Кызыл-Озек. В результате частых переездов были потеряны многие экспонаты и описи предметов. И только 7.12.1926 г. специальным постановлением Ойротского облисполкома музею было предоставлено каменное здания на Базарной площади – дома-магазин купца Д. Тобокова, в котором располагался Союз охотников [9, с. 13-24].
Музей в Новониколаевске (ныне – Новосибирск) был образован в 1920 г. как музей Мироведения. В марте 1920 музейная секция устраивает первую выставку по мироведению в городском торговом корпусе «О происхождению жизни на Земле», «О Вселенной». В августе она, став самостоятельным учреждением, открывает первую экспозицию, в состав которой вошло два раздела: астрономический и геологический. В 1920-е был собран богатейший этнографический материал по русским старожилам и коренным народам Сибири, в том числе уникальная шаманская коллекция, сформирована библиотека и естественно-научная коллекция, украшение которой – полный скелет самки мамонта, найденный на территории Новосибирской области в 1939 г. Название и тематика музея неоднократно менялись, с 1937 года он имеет современное название – Новосибирский областной краеведческий музей.
Кемеровский областной краеведческий музей открылся 6 октября 1929 г. Он разместился в правом крыле на третьем этаже Дворца труда. Все собранные материалы для показа были объединены в несколько отделов: геологический, производственный, антирелигиозный, сельскохозяйственный и другие. Но представить эти коллекции одновременно не было никакой возможности, так как музей с самого начала не располагал достаточным помещением.
8 ноября 1929 г. пожар уничтожил
многие экспонаты и
В 1943 г. музей приказом отдела при НКП РСФСР получил статус областного и был переподчинён Кемеровскому областному отделу народного образования.
Ханты-Мансийский окружной
краеведческий музей был
В Кургане в 1920 г. один из
школьных музеев был реорганизован
в музей местного края. С 1924 г. начал
действовать окружной музей при
центральной городской