Но и обозначились самые острые проблемы.
Одна из них в том, что Дальний Восток и
Камчатка в частности по-прежнему продолжает
продавать ресурсы вместо того, чтобы
продавать туристические продукты. И остается
открытым вопрос: как сделать так, чтобы
сформировать конкурентоспособный, востребованный
турпродукт в области экотуризма и продвигать
его так, чтобы он стал интересен как на
российском, так и на международном рынке,
при этом нес бы минимальное антропогенное
воздействие на природу.
Помимо природного, на Камчатке имеется
колоссальный человеческий и культурный
ресурс, который также может быть активно
вовлечен в туристический оборот. Это
все, что связано с этнографией, культурным
наследием, традициями малых народов Камчатки.
В крае существуют среднесрочная и долгосрочная
концепции развития туризма, есть и соответствующая
инвестиционная программа. Но, к сожалению,
до сего времени данные документы не имели
под собой четкой и ясной базы. Поэтому
агентство создало специальную коллегию,
пригласив туда ученых, представителей
отраслевых министерств, чтобы совместно
вырабатывать политику и двигаться вперед.
Создан консультационный совет из ученых
и экологов. Кроме того, действует рабочая
группа по инвестициям. Задача - увязать
имеющиеся и потенциальные туристические
маршруты с возможностями сельских поселений
районов Камчатки. Если сегодня туристическая
деятельность, в основном, проводится
на территории четырех районов – Елизовского,
Усть-Большерецкого, Быстринского и в
меньшей степени Мильковского, то хотелось
бы вовлечь в эту деятельность и остальные
районы Камчатки. Карта будет хорошим
стимулом для инвесторов, которые должны
иметь четкое представление, где и какие
вложения могут потребоваться.
Создание туристической карты действительно
способно стать для потенциальных инвесторов
большим подспорьем, ответив на элементарные
вопросы: где необходима дорога, где и
какой классности построить гостиницу
и т.п. Однако всем понятно, что не стоит
ждать потока инвестиций на развитие туристической
инфраструктуры до тех пор, пока не решится
главная проблема: нереально высокие цены
на авиаперелеты. Ведь летом тому же японцу
(а именно Япония формирует на Камчатку
едва ли не половину турпотока) дешевле
долететь до Санкт-Петербурга, чем до Петропавловска.
Только за последний год было проведено
несколько совещаний с Министерством
транспорта на данную тематику, принят
ряд постановлений правительства РФ о
субсидировании воздушных перевозок для
жителей Дальнего Востока и Сибири на
часть поездок в европейскую часть страны.
Сегодня очень важно думать – или снижать
стоимость турпакета, или поднимать уровень
инфраструктуры под имеющуюся цену. Но
лучше найти золотую середину.
Уже 4-й год на Камчатке развивается программа
социальных туров для детей-сирот, инвалидов,
учителей, детей-победителей всевозможных
олимпиад.
Хотелось бы развития данного направления
и в дальнейшем.
Кроме того, элементарное отсутствие
информации – тоже не последний фактор,
сдерживающий развитие туриндустрии на
Камчатке.
Минкультуры РФ в 2013 году впервые сформировало
календарь событий, которые могли бы заинтересовать
туристов. Формируется календарь и на
2014 год. Минкультуры планирует привлечь
в регионы не только иностранных туристов.
Похоже, что озвучены на форуме были достаточно
очевидные для всех факты и проблемы. И
только время покажет, каков будет эффект
от многочисленных обсуждений и дискуссий
за «круглыми столами».
Также активно развивается нормативно-правовая
база. Министерством спорта и туризма
разработана «Стратегия развития туризма
в Камчатском крае».
Согласно утвержденной Стратегии
развития туризма в Камчатском крае до
2025 г. список ключевых инвестиционных
проектов в туристическом комплексе составляет
17 проектов. В то же время, реестр предлагаемых
инвестиционных площадок составляет 41
единицу, включающих как реализацию проектов
в сфере дорожного инженерного строительства,
так и возведение новых или реконструкцию
существующих объектов туристской инфраструктуры.
В реестр инвестиционных площадок Стратегии
развития туризма, включено 69 возможных
для реализации крупных проектов. Объем
доступных инвестиционных ресурсов для
развития туристской деятельности в Камчатском
регионе существенно ограничен, и степень
удовлетворения существующих инвестиционных
потребностей составляет не более 10% от
требуемых капиталовложений.
Следует обратить внимание
еще на один важный аспект повышения туристско-рекреационного
потенциала выбранных территорий – сохранение
национальной культуры, поддержка развития
и включение в туристическую сферу коренных
малочисленных народов.
Туризм способен стимулировать
развитие традиционных видов хозяйства
и национальных промыслов, обеспечивать
приток необходимых для этого инвестиций.
Приоритетными направлениями
развития туристско-рекреационной сферы
Камчатского края являются следующие:
•развитие дорожно-транспортной
и инженерной инфраструктуры;
•создание государственной
управляющей компании туристско-рекреационной
сферы;
•проведение активной имиджевой
рекламной и маркетинговой кампании за
рубежом и участие в крупных международных
туристических выставках;
•совершенствование государственных
механизмов регулирования туристической
отрасли;
•экологически обоснованное
вовлечение новых территорий в рекреационное
использование и позиционирование новых
видов туризма;
Развитие инфраструктуры
туризма
Туристская отрасль Камчатского
края характеризуется неразвитостью материальной
базы. Существующая инфраструктура полностью
обеспечивает потребности только сезонных
видов туризма. Высокая степень физического
и морального износа туристской и сопутствующей
инфраструктуры на территории Камчатского
края является один из основных факторов,
препятствующих росту туристского рынка,
формированию качественного туристского
продукта.
Для обеспечения потребности
края в туристской инфраструктуре предполагается
реализация ряда мероприятий по подготовке
и реализации приоритетных проектов в
отрасли, привлечению федеральных средств
и средств внебюджетных источников, повышению
эффективности межведомственного взаимодействия
в Правительстве Камчатского края.
Реализация приоритетных
инвестиционных проектов
В рамках подготовки и реализации
приоритетных инвестиционных проектов
в сфере туризма предполагается:
- разработка за счет средств
краевого бюджета технико-экономических
обоснований и проектно-сметной документации
приоритетных инвестиционных проектов
в сфере туризма;
- привлечение средств федерального
бюджета для финансирования строительства
и реконструкции объектов туристской
и обеспечивающей инфраструктуры в рамках
приоритетных инвестиционных проектов;
- реализация проектов первой
очереди (центральная зона «ядро», в соответствии
с анализом кластерного потенциала), среди
которых проекты по развитию инфраструктуры
Паратунского кластера, строительству
гостиничного комплекса «Парус», развитию
горнолыжного туризма в Камчатском крае
и т.д.
Создание инфраструктуры
туристско-рекреационного кластера «Паратунка»
Основная цель проекта – формирование
современной высокоэффективной туристской
инфраструктуры и расширение спектра
и повышение уровня услуг, оказываемых
российским и иностранным туристам.
Паратунская курортная зона
находится на территории Елизовского
муниципального района в 40 км от г. Петропавловска-Камчатского,
входит в центральную зону «ядро» развития
туристских кластеров в Камчатском крае.
На территории кластера планируется
создание обеспечивающей транспортной
и инженерной инфраструктуры за счет федерального
и краевого бюджета, строительство новых
объектов туристской инфраструктуры –
за счет привлечения внебюджетных источников.
Объекты туристской инфраструктуры
предназначены для предоставления оздоровительных,
развлекательных и гостиничных услуг,
а также проведения спортивных мероприятий.
Общий объем инвестиций на создание
кластера составит 1 250 млн. руб., проект будет
реализован до 2018 года.
- успешная реализация проекта
позволит:
- увеличить турпоток на 85 тыс. человек в год;
- создать более 1 тыс. дополнительных
рабочих мест;
- привлечь инвестиции в сферу
туризма – более 3 млрд. руб.;
- обеспечить отчисления в бюджеты
всех уровней размером более 1 млрд. руб.
Строительство гостиничного
комплекса «Парус»
Комплекс включает в себя жилищно-административный
корпус, здание теплового пункта, трансформаторную
подстанцию, канализационную станцию
и открытую парковку на 80 машино-мест.
Вместимость гостиничного комплекса
"Парус" европейского уровня составит
318 человек (166 номеров), категория 3-4 звезды,
предусмотрены номера более высокого
уровня.
Участок примыкает к красной
линии магистрали общегородского значения.
Общий объем инвестиций составит
порядка 750 млн. руб., сроки строительства
– 2013-2016 гг.
Развитие горнолыжного
туризма
В рамках развития горнолыжного
туризма в Камчатском крае планируется
реализация 4-х инвестиционных проектов:
- Развитие горнолыжного курорта
г. Морозная – г. Седло;
- Строительство горнолыжного
комплекса «Петровская сопка»;
- Строительство горнолыжного
комплекса у подножья Авачинского вулкана;
- Создание горнолыжного комплекса
«Хребет Тополовый».
Реализация проектов по развитию
горнолыжного туризма будет способствовать
расширению спектра туристских услуг,
оказываемых на территории Камчатского
края, не оказывая влияния на действующие
туристские продукты центральной зоны,
а дополняя и расширяя ассортимент услуг.
Принципы определения степени
приоритетности проекта, а также разделение
территории Камчатского края на зоны в
соответствие с перспективами развития
туристских кластеров на рассматриваемых
территориях приведены в разделе 2.1.2 «Кластерный
потенциал развития Камчатского края»
настоящей Стратегии.
Полный перечень приоритетных
инвестиционных проектов в сфере туризма
приведен в Приложении IV настоящей стратегии.
Инвестиционные
идеи и площадки на территории Камчатского
края
В рамках развития туризма в
Камчатском крае предполагается реализация
инвестиционных идей и развитие инвестиционных
площадок в сфере туризма в долгосрочной
перспективе.
Формирование кластеров на
территории края, как эффективный механизм
для достижения целей и решения задач
настоящей стратегии предполагает развитие
площадок и идей на территории центральной
зоны (ядра) (Елизовский, Мильковский муниципальный
район, Петропавловск-Камчатский городской
округ).
В долгосрочной перспективе
предполагается развитие площадок периферийной
зоны (кольца) (окружающие «ядро» муниципальные
районы).
Реестр инвестиционных площадок
приведен в Приложении III, план размещения
в Приложении V к Стратегии.
Мероприятия по стимулированию
формирования туристских кластеров
Стимулирование формирования
кластеров на территории Камчатского
края обеспечивается посредством реализации
мероприятий по подготовке проектов формирования
кластеров:
- определение границ кластеров
и их специализации;
- поиск и привлечение потенциальных
инвесторов;
- рассмотрение целесообразности
и разработка проекта создания на основе
формирующихся кластеров туристско-рекреационной
ОЭЗ
- определение механизмов ГЧП
для реализации проектов в туристической
и сопутствующих отраслях
- подготовка комплекса мероприятий,
в том числе по реализации приоритетных
проектов, указанных в настоящей стратегии,
в контексте кластерного развития, для
внесения поправок в краевую целевую программу
«Развитие внутреннего и въездного туризма
в Камчатском крае на 2013-2015 годы»
и мероприятий, направленных
на реализацию проектов формирования
кластеров:
- Реализация приоритетных туристических
проектов, для создания основы кластеров;
- Компенсация части процентной
ставки для предприятий региона, реализующих
приоритетные для развития туризма проекты;
- Реализация проектов по развитию
сопутствующих туризму отраслей, необходимых
для формирования кластеров;
- Проведение мероприятий по
формированию на основе каждого кластера
самостоятельного туристического бренда
и комплексного имиджа туризма Камчатского
края.
Организационные
мероприятия по развитию инфраструктуры
туризма
- создание Координационного
совета для повышения эффективности мероприятий
по развитию туристской инфраструктуры
на территории края;
- реализация Долгосрочной краевой
целевой программы «Развитие внутреннего
и въездного туризма в Камчатском крае
на 2013-2015 годы»;
- согласование мероприятий по
развитию инфраструктуры смежных отраслей
в рамках соответствующих разрабатываемых
краевых целевых программ.