Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:05, курсовая работа
Цель данной работы – исследование возможностей рынка событийного туризма.
Задачами работы явились следующие положения:
-раскрыть сущность событийного туризма;
-изучить рынок событийного туризма, и выявить потенциал для развития данного вида туризма;
-рассмотреть возможности развития событийного туризма в Казахстане.
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕСТО СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В КЛАССИФИКАЦИИ ТУРИЗМА
1.1 Определение понятия «событие». Дефиниции событийного туризма.
1.2 Исторические аспекты развития событийного туризма.
1.3 Виды событийного туризма
2 МИРОВЫЕ ЦЕНТРЫ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА
2.1 Центры проведения карнавалов
2.2 Фестивали как объект туризма
2.3 Международные выставки и ярмарки
2.4 Центры спортивных событий
3 ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
У истоков карнавалов стоят античные сатурналии. С наступлением дней, посвященных римскому богу урожая и плодородия Сатурну, устраивались гулянья, в основе которых лежала идея перевоплощения. В эти дни рабы и господа были равны, они могли пировать за одним столом. При этом господа не гнушались подносить яства своим рабам. В начале сатурналий народом избирался лжекороль, участь которого была незавидной: в конце праздников он должен был покончить с собой, в противном случае он все равно погибал от ножа, огня или петли [8].
Торжества в Древнем Риме проводились в течение нескольких недель [8]:
С 24 ноября по 17 декабря — врумалии, представляющие собой карнавальные шествия ряженых и пляски, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина и были направлены на повышение плодородия земли и всей природы.
С 18 декабря по 23 декабря — необыкновенно веселые сатурналии, сопровождающиеся цирковыми представлениями. Все действие заканчивалось жертвоприношением свиньи.
1-5 января —
новогодние календы,
Городские праздники Средневековья, с их яркими зрелищами, развлечениями и маскарадами, восходили еще к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии отмечался вплоть до XIII в [7].
Существует множество версий того, когда именно прошел первый карнавал. Первое упоминание о нем относится к XI в. В то время, а именно в 1094 г., Венецианская республика получила по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные преимущества в налогообложении товаров, что делало ее фактическим лидером средиземноморской торговли. Это событие было ознаменовано праздником, который и стал первым Венецианским карнавалом. Согласно второй версии, Венецианский карнавал впервые был проведен в 998 г., таким образом венецианцы отмечали чрезвычайно важное событие - возвращение молодых невест, похищенных пиратами из Истрии. Венецианцы сумели отбить их и в честь этого устроили праздник. Наконец, в соответствии с третьей версией, первый карнавал состоялся в 1162 г. Жители Венецианской республики танцевали и веселились на площади святого Марка, празднуя славную победу в войне против патриарха Ульрико [9].
В древности, как,
впрочем, и сейчас, карнавал имел много
сходных черт с Масленицей. Оба
этих праздника сохранили
Во Франции карнавал проводился в новогодние праздники. В Средние века маскарад стремился выдержать натиск и гонения, обрушивающиеся со стороны инквизиции. Церковь имела над народом огромную власть, которая касалась буквально всех сторон жизни человека. Естественно, она была против веселья и танцев. Приведем в пример цитату из средневекового трактата начала XV в.: «Танец - это круг (средневековые танцы танцевались в кругу — прим, авт.), где центром является сам дьявол». В этом же трактате также говорилось о том, что танцующие являются помощниками нечисти. Не лишен истины и тот факт, что карнавалы проводились не только на протяжении нескольких дней, но порой и недель, следовательно, в это время люди не работали, а предавались разгулу. Власть и церковь не могли относиться к этому благосклонно [7].
Однако никакие запреты не могли помешать развитию карнавальной культуры в городах эпохи средневековья. В связи с этим карнавальные праздники стали проводиться не только в Новый год, но и в другое время. К тому же они постоянно меняли названия: «Праздник Короля Бобов», «Праздник Сумасшедших», «Процессия Лисицы», «Праздник Невинных», «Скоромный праздник». Все праздники являлись поводом для маскарадов, переодеваний, процессий и гуляний. Участники карнавала наряжались в старинные платья, одежду шутов и скоморохов и: весело шествовали по улицам под аккомпанемент музыки, крик, шум, пение.
Великолепные спектакли, устраиваемые бродячими театрами, причем совершенно бесплатно, фарсы, комедии и водевили, шуточные хоругви, с которыми ряженые выходили на улицу, прельщали взоры приезжих.
Большое место в карнавальном действе занимали танцы. В эпоху Средневековья танцы были народными (или городскими) и придворными. Конечно же, народные танцы отличались простотой, естественностью, бесшабашностью и веселостью [7].
Городские власти стремились обезопасить себя, поэтому карнавал имел очень важное правило: для шествия выбирался староста или, как его иначе называли, шафер. Этот человек должен был отвечать за все действия толпы. В случае непредвиденных обстоятельств с него и спрашивали. Нередко староста должен был внести определенную сумму денег, причем довольно большую, в залог того, что карнавал пройдет без эксцессов. Если в процессе праздника был нанесен ущерб общественному имуществу, то залог забирался в городскую казну. Если же все проходило более или менее нормально, деньги возвращались хозяину [7].
Одной из основополагающих особенностей карнавала является профанация, которая направлена на снижение традиционно высоких образов. Сюда же относятся и карнавальные кощунства, непристойности, и даже вульгарные пародии на священные тексты. Именно эта особенность послужила причиной того, что французский король Карл IV в 1399 г. запретил маскарады и карнавалы. В 1509 г. эдикт парламента Франции подтвердил данное запрещение, и оно действовало вплоть до конца XVII в [7].
И все же народная любовь к этому празднику безудержного веселья и смеха, масок и переодеваний, плясок и гуляний была настолько сильна, что в начале XVIII в. карнавал вновь вернулся, хотя и не полностью. Окончательно маскарад отстоял свои позиции во времена Французской революции. При этом он не видоизменился, сохранив те же черты, которые имел еще в XII в.
Наиболее яркими и веселыми праздниками были маскарады и мистерии, устраиваемые на Рождество. Мистерии сочинялись интеллигентной прослойкой общества того времени: богословами, домашними учителями, юристами, учеными, врачами. Руководство театральными постановками взяла на себя высшая буржуазия города, но это не повлияло на характер мистерий. Они оставались массовым площадным самодеятельным искусством. До нашего времени дошла известная «Мистерия Ветхого завета», которая настолько объемна, что охватывала 242 действующих лица. Ее размах был поистине широким: 50 тысяч стихов, 38 отдельных эпизодов. Эта мистерия изображала историю сотворения мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса. Велика была честь, оказываемая актеру, если ему предлагали сыграть Бога или ангелов, Люцифера, Адама или Еву. Но кроме таких мистерий, которые рассматривали глобальную сторону мироздания, создавались и постановки на житейские темы, поднимающие обычные, рядовые, но от этого не менее важные проблемы, интересовавшие общественность.
К сожалению, в 1548 г. во Франции, центре развития мистерии, эти постановки были признаны аполитичными, что послужило причиной их запрещения [6].
После падения Венецианской республики и постоянно усиливающейся борьбы католической церкви с языческими празднествами шумное празднование карнавалов постепенно стало утихать. Наконец, когда в 1797 г. французские войска заняли Италию, декретом Наполеона карнавалы были запрещены, причем на долгие годы. Но поскольку после окончания второй мировой войны Венеция превратилась в крупный туристский центр Европы и стала возрождаться к новой жизни — открывались новые музеи, театры, кафе и рестораны, гостиницы, — то оказалось, что город полон туристов лишь в летнее время, а зимой все культурные постройки пустуют. Вот тут-то и вспомнили о карнавале, да не только вспомнили, но и активно принялись воплощать в жизнь идею его возрождения. Случилось это в конце 70-х гг. XX в. И в 1980 г. в Венеции на площади Сан-Марко после долгого перерыва вновь состоялся карнавал. Своеобразным знаком его стала бумажная голубка, взвивающаяся в небо. С этого дня бумажная голубка ежегодно взлетает в воздух, символизируя жизненную силу карнавала. Каждый год под конец зимы в Венецию стремятся туристы, причем такого наплыва не знает ни одна другая страна. Порой их количество превышает число проживающих в городе граждан [9].
Самым популярным и пышным карнавалом, вне всякого сомнения, является Венецианский. Но последняя неделя перед Великим постом сопровождается шумным весельем и во многих других странах. В преддверии весны пьянящий карнавал охватывает всю Италию (особенно Рим), Францию и Швейцарию, Австрию и Германию, Канары и Испанию, а также некоторые страны Южной Америки. Бразильский карнавал в последние десятилетия приобрел не меньший размах, чем Венецианский.
Выставки получили свое развитие несколько позже, чем карнавалы.
1 мая 1851 года в столице туманного Альбиона, городе Лондоне состоялось открытие «Великой выставки изделий промышленности всех наций». С этого момента началась история всемирных выставок. Впервые на этом международном форуме проанализировали результаты произошедшей к тому времени в развитых странах, Промышленной революции. Специально для этого мероприятия, по указу правительства Британии, был сооружен павильон, получивший название «Хрустального дворца». Впоследствии это здание стало своеобразным эталоном, на который равнялись строители выставочных павильонов следующих всемирных выставок. Ажиотаж вокруг выставки был настолько огромным, что за шесть месяцев работы на ней побывало более шести миллионов человек. Это позволило получить организаторам форума колоссальную прибыль. Позже, именно на эти деньги в Англии были открыты новые научные и образовательные заведения, к числу, которых принадлежат снискавший громкую славу Лондонский музей науки и естествознания и геологический музей. На эти же средства построили павильон, в котором в 1862 году расположилась третья Всемирная выставка [10].
География первых всемирных выставок совпадает с распределением крупных торговых и промышленных центров мира. Международные форумы проходили в наиболее промышленно развитых странах и городах. 1851 и 1862 гг. – Лондон, 1855, 1867, 1878, 1889, 1900 гг. – Париж, 1873 г. – Вена, 1876 г. – Филадельфия, 1893 г. – Чикаго, 1901 г. – Глазго, 1904 г. – Сент-Луис, 1905 г. – Льеж и так далее. Для того чтобы продемонстрировать миру необычайные возможности, организаторы всемирных выставок создавали неповторимые проекты павильонов (первые всемирные выставки проводились только в одном павильоне), а также каких-либо отдельных аттракционов или сооружений [11].
Примером такого строительства может послужить «Хрустальный дворец» Джозефа Пакстона, на несколько десятилетий ставший эталоном выставочных павильонов. Для проведения международной выставки в Вене организаторы соорудили Ротонду, павильон, под самым огромным в мире куполом. Для всемирной выставки в Мельбурне в 1880 году построили Королевский выставочный павильон, который в наши дни включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Эйфелева башня, возведенная в Париже для выставки 1889 года, стала его символом, а мост Александра III, сооруженный для всемирной выставки 1900 года, проходившей в этом же городе, стал самым роскошным мостом через Сену [12;10].
Первые международные
выставки были призваны показать промышленную
и государственную мощь представленных
на них стран. Именно поэтому основными
экспонатами таких форумов
Несколько позже к ним присоединились этнографические экспозиции и выставки произведений искусств. На всемирных выставках стали проводиться конгрессы по самым актуальным вопросам того времени.
Впервые такая выставка изобразительного искусства была проведена одновременно с международным промышленным форумом в 1862 году, в Лондоне. С того времени изобразительные выставки стали обязательным атрибутом всех всемирных выставок. С огромным успехом на них представлялись картины известных русских художников. К примеру, на выставке 1873 года, проходившей в Вене, выставлялись «Грачи прилетели» Саврасова, «Петр и Алексей» Ге, «Бурлаки» Репина, «Рыболов» и «Охотники на привале» Перова. А картина Пикассо на выставке 1937 года в Париже стала основным экспонатом Испании [10].
Наряду с выставками начали развиваться и ярмарки.
Термин «ярмарка» (fair – англ.) впервые был использован в средние века. Он произошел от латинского слова «feria», означающее религиозный фестиваль, который, как правило, происходил возле церкви или монастыря. Тот же смысл имеет и немецкое слово «Messe», произошедшее от латинского «Missa». На религиозных службах священник произносил последние слова «ite, Missa est», означающие окончание религиозной службы и являющиеся сигналом к открытию рынка, обычно расположенному на площади перед церковью [10].
Первая из известных ярмарок называлась Foire de Saint Denis. Проходила она около Парижа. Основал ее король Дагоберт в 629 году. А к 710 году она уже собирала более 700 купцов [13].
В течение XVIII–XIX вв. с развитием производств, которые стали продуктом Индустриальной революции, ярмарки превратились из мест прямых продаж в места показа широкого ассортимента полезных вещей. Выставлялись только образцы товаров, поэтому появился термин «Ярмарка образцов» (от немецкого слова «Mustermesse»). Родилось это словосочетание на Лейпцигской ярмарке [13].
Туристские
потоки часто определяются такими специальными
мероприятиями как
Событийный туризм можно классифицировать по масштабу события и по тематике события. По масштабу это события на национальном и региональном уровне. В событийном туризме можно выделить несколько тематических видов [2]: