Транспорт как отрасль производства в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт (от лат. transporter - переношу, перемещаю) - одна из инфраструктурных отраслей материального производства, обеспечивающая нужды хозяйства и населения во всех видах перевозок. Он имеет специфические отличия от других отраслей народного хозяйства. Во-первых, следствием работы транспорта является не новый продукт, а определенный полезный эффект, заключающейся в перемещении людей и грузов. Во-вторых, на транспорте используется не сырье, а средства (подвижной состав и коммуникационные устройства) с использованием вспомогательных материалов (топлива, электроэнергии, масел, и др.). В третьих, своей деятельностью транспорт продолжает производственный процесс промышленности и сельского хозяйства в сфере обращения. В четвертых, для него характерно линейное размещение, а результатом деятельности выступают грузооборот, выражаемый в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот, исчисляемый в пассажиро-километрах (пас-км) .

Содержание

Введение………………………………….………………………………...2стр.
1. Транспорт как отрасль производства в мировом хозяйстве……….....2стр.
2. Сеть путей сообщения…………………………………………………..6стр.
3. Интеллектуальная транспортная система (ИТС)……………………..14стр.
4. Транспортная логистика…………………………………………….....16стр.
5. Транспортные узлы и коридоры………………………………………18стр.
6. Транспорт и территориально-географическое разделение труда……19стр.
7. Транспортная подвижность населения………………………………..20стр.
8. Железнодорожные перевозки………………………………………….22стр.
9. Автомобильные грузоперевозки……………………………………….23стр.
10. Внутренние водные пути и морские каналы………………………...24стр.
11. Морской транспорт…………………………………………………....28стр.
12. Трубопроводный транспорт. Нефтяные трубопроводы и
газопроводы…………………………………………………………….30стр.
13. Воздушные пути и грузоперевозки…………………………………..31стр.
Заключение…………………………………………………………………35стр.
Список использованной литературы……………………………………..36стр.

Вложенные файлы: 1 файл

трансп .docx

— 73.02 Кб (Скачать файл)

 

                                  ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение………………………………….………………………………...2стр.

1. Транспорт как  отрасль производства в мировом  хозяйстве……….....2стр.

2. Сеть путей сообщения…………………………………………………..6стр.

3. Интеллектуальная транспортная система (ИТС)……………………..14стр.

4. Транспортная логистика…………………………………………….....16стр.

5. Транспортные узлы и коридоры………………………………………18стр.

6. Транспорт и  территориально-географическое разделение  труда……19стр.

7. Транспортная подвижность населения………………………………..20стр.

8. Железнодорожные перевозки………………………………………….22стр.

9. Автомобильные грузоперевозки……………………………………….23стр.

 10. Внутренние водные пути и морские каналы………………………...24стр.

11. Морской транспорт…………………………………………………....28стр.

12. Трубопроводный транспорт. Нефтяные трубопроводы и

       газопроводы…………………………………………………………….30стр.

13. Воздушные пути и грузоперевозки…………………………………..31стр.

 Заключение…………………………………………………………………35стр.

 Список использованной  литературы……………………………………..36стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ВВЕДЕНИЕ.

Рост мирового производства различных видов продукции  и товаров, углубление международного разделения труда и развитие внешнеэкономических  связей обуславливают адекватное увеличение объема и перечня международных  услуг. Особенное значение при этом приобретают транспорт и связь.

Транспорт (от лат. transporter - переношу, перемещаю) - одна из инфраструктурных отраслей материального производства, обеспечивающая нужды хозяйства и населения во всех видах перевозок. Он имеет специфические отличия от других отраслей народного хозяйства. Во-первых, следствием работы транспорта является не новый продукт, а определенный полезный эффект, заключающейся в перемещении людей и грузов. Во-вторых, на транспорте используется не сырье, а средства (подвижной состав и коммуникационные устройства) с использованием вспомогательных материалов (топлива, электроэнергии, масел, и др.). В третьих, своей деятельностью транспорт продолжает производственный процесс промышленности и сельского хозяйства в сфере обращения. В четвертых, для него характерно линейное размещение, а результатом деятельности выступают грузооборот, выражаемый в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот, исчисляемый в пассажиро-километрах (пас-км) .

 

1. ТРАНСПОРТ КАК  ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА В МИРОВОМ  ХОЗЯЙСТВЕ.

Продукция транспорта не может накапливаться, а эффективность  его функционирования зависит от формирования грузо- и пассажиропотоков. Транспортные затраты являются составной частью стоимостной оценки производимой продукции. При этом они учитываются в ней дважды - на стадии процесс производства, когда транспорт доставляет необходимое сырье, топливо, комплектующие и др. и на стадии процесса обращения - доставка готовой продукции потребителям.

Как структурное  подразделение мирового хозяйства  транспорт представляет собой сложную  открытую экономическую систему, охватывающую все виды грузового и пассажирского транспорта и их транспортные средства общего и специального назначения, включая совокупность погрузочно-разгрузочных устройств и предприятий, обеспечивающих операции погрузки, разгрузки, перевозки и складирования грузов, а также перемещение пассажиров.

По среде использования, средствам и способам перемещения  транспорт подразделяется на следующие  виды: сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный), водный (морской, речной), воздушный (авиационный). В качестве отдельного вида транспорта иногда рассматривают электронный (линии электропередач). В некоторых развивающихся странах сохраняются гужевой и вьючный виды транспорта.

Общая протяженность  всех видов транспорта (без морских  путей) - более 32 млн. км, что в 740 раз  превышает длину экватора и в 80 раз расстояние от Земли до Луны.

Наблюдается сокращение протяженности железнодорожных  магистралей, речных путей с одновременным  возрастанием автомагистралей (в 1,5 раза за последние 40-50 лет), трубопроводов (более, чем в 4 раза), авиалиний (в 6 раз). Улучшается качество транспортных путей, более, чем в 3 раза возросла протяженность электрофицированных дорог, почти в 3 раза - автомагистралей с твердым покрытием.

Отмеченные изменения  отражают общие тенденции в мировом  хозяйстве и в его транспортной системе в частности. В условиях жестокой конкуренции международные  и национальные транспортные системы  по техническому состоянию, масштабам  деятельности, организационным формам и транспортному освоению территорий сейчас стремятся отвечать уровню требований своих клиентов. Среди таких требований на передний план выдвигается фактор качества обслуживания, тогда как  транспортные издержки в ряде случаев  отодвигаются на второй план. Совершенствуются международные транспортные коммуникации, модернизируется их инфраструктура, ускоряется оборачиваемость транспортных средств, развиваются смешанные  бесперегрузочные сообщения (на базе "контейнерной технологии"), усиливается безопасность и надежность прохождения грузов, создаются крупные специализированные транс-портно-распределительные центры мирового масштаба. Это, естественно, накладывает отпечаток на структуру стоимости продукции у потребителя в системе СИФ ,но происходящие изменения в технологиях производств (особенно промышленных), позволяет снижать транспортные слагаемые стоимости товара и обеспечивать высокое качество предоставляемых услуг.

Большое воздействие  на изменения в международных  и национальных транспортных системах оказали и продолжают оказывать  происходящие сдвиги в структуре  и объемах мирового грузооборота. Если на первоначальных стадиях индустриального  развития в структуре грузооборота большой удельный вес имели сырье  и топливо, вследствие чего транспортная составляющая в цене товара достигала 30-40%, то сейчас, под воздействием научно-технического прогресса, она снизилась у потребителя  до 5-10% .

На структуру, географию и объемы грузопотоков повлияли изменения, происходящие в  организационной структуре производства - росте малых и средних предприятий, более гибких и легче приспособляемых  к постоянно меняющемуся и  усложняющемуся международному рынку  товаров и услуг.

Транспортные  системы стран и регионов мира по ряду признаков (удельному весу отдельных  видов транспорта, грузообороту, степени  оснащенности новейшими транспортными  средствами и оборудованием, эффективности  функционирования и др. признакам) могут  быть сгруппированы в пять типов.

К первому типу относят транспортные системы Северной Америки (США, Канады). Для транспортных систем данного типа характерно наличие  всех видов транспорта и промышленности по его обслуживанию (производство транспортных средств, оборудования), высокое качество дорог и инженерных коммуникаций, хорошо развитая инфраструктура. Транспорт играет важную роль в экономической  жизни стран и их внешнеэкономических  связях.

Ко второму  типу можно отнести транспортные системы стран Европейского Союза, не входящих в него стран Западной Европы, Японии. По основным параметрам деятельности, качеству обслуживания они практически не уступают транспортным системам США и Канады, но в некоторых  странах отсутствуют отдельные  виды транспорта (морского или речного), предприятия по производству транспортных средств и др. Роль транспорта в  экономической жизни и мирохозяйственных  связях этих стран также очень  велика.

К третьему типу относятся транспортные системы "новых  индустриальных стран", а также  некоторых других, быстро развивающихся  стран Азии, Африки, Латинской Америки. Удельный вес транспорта в экономике  этих стран еще относительно не велик, но его развитие осуществляется быстрыми темпами, создается современная инфраструктура и роль национальных транспортных систем постоянно возрастает.

Четвертый тип  образуют транспортные системы подавляющей  части развивающихся стран. Характерной  чертой транспортных систем этих стран  является наличие в них "колониальных пережитков". Они выражаются в  специфической конфигурации транспортных сетей (приспособленных для выполнения задач по вывозу из стран сырья, топлива), отсутствия (или недостаточного количества) магистралей национального и  межгосударственного значения для  развития внутри региональных и международных  экономических связей. Показатели транспортной обеспеченности территории и населения  очень низки. В частности, при  населении, составляющем 70% его численности  на Земле и территории равной 64% мировой, они располагают лишь 23% дорожной сети, 22% автотранспортными средствами, а их доля в грузообороте железнодорожного транспорта - 15% мирового грузооборота

К пятому типу относятся  транспортные системы стран с  переходной экономикой (восточноевропейские, СНГ, Балтия). Транспортные системы  этих стран в настоящее время  перестраиваются с целью адаптации  к условиям функционирования мировой  транспортной системы. Восточноевропейские  страны делают попытки интегрировать  свои транспортные системы с западноевропейскими.

Большое значение для развития транспортных систем восточноевропейских  стран, в частности Украины, имеет  их современное геополитическое  и транспортно-географическое положение. Через территорию этих стран проходят важнейшие транспортные коммуникации, обеспечивающие транзит грузопотоков между Северной Европой и Западной Азией (включая Ближний и Средний  Восток), Россией и Западной Европой, Центральной Азией и Европой. В портах Латвии, например, доля собственно латвийских грузов составляет лишь 3-5%, а транспортные услуги этой страны, благодаря транзитным грузопотокам, равны 50-60% стоимости всего ее товарного экспорта)

Мировая транспортная система постоянно развивается. Соответственно требованиям времени  и законов экономического развития в ней происходят адекватные качественные и количественные изменения. Это  находит отражение в улучшении  технического оснащения транспортных операций, изменении географии важнейших транспортных грузо- и пассажиропотоков, структурных соотношениях роли и значения различных видов транспорта в мировом хозяйстве.

 

                            

 

             2.  СЕТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую  транспортную систему, в рамках которой  взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и региона.

 Мировая транспортная  система неоднородна. Прежде всего в ней можно выделить транспортные системы развитых и развивающихся стран.

 Транспортные  системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой  транспортной сети, 74% мирового грузооборота; плотность транспортной сети  – 50-60 км на 100 км2 территории; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения. Транспортные системы развивающихся стран составляют 22% общей протяженности мировой транспортной сети, 26% мирового грузооборота; плотность транспортной сети – 5-10 км на 100 км2 территории; характеризуется невысоким техническим уровнем, преобладанием одного-двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта, преобладанием транспортных линий, соединяющих главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации, низкой «подвижностью» населения.

 Существенно  различаются между собой и  региональные транспортные системы  – транспортные системы Западной  Европы, Северной Америки, Латинской  Америки, Южной Азии, Юго-Западной  Азии, Северной Африки и др.

 Наиболее  развитыми являются транспортные  системы Северной Америки и  Западной Европы. Северная Америка  занимает первое место по общей  длине дорог (30% всех мировых  путей сообщения) и по грузообороту  основных видов транспорта. Западная  Европа лидирует по густоте  сети и частоте движения, хотя  сильно уступает Северной Америке  по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.

 Виды транспорта  группируются следующим образом:  сухопутный (сухопутный и трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный.

 По структуре  мирового грузо- и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный – 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный – 11% грузооборота, на морской – 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной – 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный – менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).

 Автомобильный  транспорт зародился в начале XX в. и является наиболее дорогим видом транспорта, обладающим большой маневренностью, скоростью движения и возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. Общая протяженность автомобильных дорог – 24 млн. км (70% общей длины всех путей сообщения). Плотность автодорог в мире – 180 км на 100 км2 территории.

 Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франции; самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; самый высокий уровень автомобилизации в США (600 автомобилей на 1000 жителей). Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.

 Железнодорожный  транспорт обеспечивает перевозку  грузов и пассажиров на дальние  расстояния. Наибольшая протяженность  железных дорог – в США,  Канаде, России, Индии, Китае. Самой  густой сетью железных дорог  обладают Германия, Бельгия, Швейцария,  Чехия. По грузообороту лидируют  Россия, США, Китай, Канада, Польша.

 В развитых  странах наблюдается тенденция  к сокращению железнодорожной  сети, в развивающихся, напротив, – к расширению.

 Трубопроводный  транспорт. Первые нефтепроводы  были построены в США в конце  XIX в. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).

Информация о работе Транспорт как отрасль производства в мировом хозяйстве