Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым

Вложенные файлы: 1 файл

ekskursovedenie.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

      ветствие  его содержания контрольному.

      Индивидуальный  текст в отличие от контрольного отража-

      ет  структуру экскурсии: имеет вступление, основную часть,

      заключение. Он построен в полном соответствии с маршрутом,

      т. е. фактический материал в тексте излагается в той последо-

      вательности, в которой осуществляется показ  экскурсионных

      объектов. Индивидуальный текст представляет собой готовый

      для исполнения материал. Это текст рассказа на экскурсии.

      Вступление  обычно подразделяется на две части: организа-

      ционную и информационную. В организационной части

      экскурсовод сообщает свое имя, отчество, фамилию, называет

      организацию, в которой работает, знакомит группу с водите-

      лем автобуса, определяет тему экскурсии, сообщает маршрут,

      время и место ее окончания, проводит инструктаж о правилах

      безопасности  и поведения участников. В информационной

      части кратко излагаются содержание, цель и  задача экскур-

      сии, называются несколько подтем и наиболее интересные

      объекты. Во вступлении руководитель группы должен заин-

      тересовать аудиторию и установить с ней контакт. Вступле-

      ние должно быть ярким, лаконичным и не превышать 5—7

      минут.

      Основная  часть состоит из отдельных подтем (от 4—5 до

      10—12), соединенных обоснованными логическими  перехода-

      ми  в единое целое.

      В конце экскурсии экскурсовод подводит итоги, делает вы-

      воды  по теме, отвечает на вопросы ее участников, рекомендует

      им  принять участие в других подобных мероприятиях.

      За  подготовкой текста следует комплектование так называ-

      емого "портфеля экскурсовода". "Портфель экскурсовода" —

      условное  название комплекта наглядных пособий, используе-

      мых в ходе проведения мероприятия, назначение которых — максимально дополнить  или восстановить недостающие

      звенья  зрительного ряда.

      Подготовка  экскурсии завершается составлением методи-

      ческой  разработки — основного документа  экскурсионного уч-

      реждения, который при наличии текста дает право на проведе-

      ние экскурсии.

      После всего этого организуется пробная  экскурсия, по

      окончании которой проводится обсуждение, дается оценка,

      выявляются  отдельные недочеты.

      Экскурсовод (лично) должен проделать следующие  этапы

      подготовки  экскурсии:

      сбор  фактического материала; изучение рекомендованных

      источников; знакомство с экспозициями музеев по теме эк-

      скурсии; ознакомительный объезд (обход) маршрута; состав-

      ление индивидуального текста; проведение пробной экскур-

      сии.

      Экскурсовод должен неоднократно возвращаться к  тексту,

      постоянно обновляя и дополняя его.

      1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И  ТЕМАТИКА ЭКСКУРСИЙ

      Классификация — система распределения тех  или иных

      предметов, явлений в соответствии с их существенными при-

      знаками.

      Классификация экскурсий — это распределение  поездок по

      однородным  группам в соответствии с присущими  этим груп-

      пам признаками. В процессе развития экскурсионного дела из-

      менение содержания работы находило отражение и в класси-

      фикации экскурсий.

      В настоящее время в работе экскурсионных  учреждений

      может использоваться классификация, в основу которой поло-

      жены  следующие признаки:

      состав  участников; содержание; тематика; место  проведе-

      ния; форма проведения; способ передвижения; цикличность.

      По  составу участников экскурсии делятся  на:

      для детей и школьников; взрослых (студенты, учащаяся

      молодежь  и т.д.); городских жителей; сельских жителей; мес-

      тного населения; приезжих туристов; для индивидуалов.

      По  содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (мно-

      гоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии  затрагива-

      ют  несколько тем.

      Обзорные  экскурсии строятся на показе объектов, раз-

      личных  по форме и содержанию. Используемый в экскурсии

      исторический  и современный материал помогает получить об-

      щее представление о городе, области, республике. Хронологические рамки  обзорной экскурсии, в основном всегда — от пер-

      вого  упоминания в летописи данного города (селения) до сегод-

      няшнего дня. Особая черта обзорных экскурсий — глубина

      раскрытия материала.

      Тематические  экскурсии посвящены событию  или

      группе  событий, объединенных одной темой. Четкое определе-

      ние темы позволяет сделать рациональный подбор материала.

      Тематические  экскурсии в свою очередь делятся  на несколько

      групп, а каждая из них классифицируется на подгруппы.

      К экскурсиям на природоведческие темы относятся:

      географические (география — наука о Земле); геологичес-

      кие (о недрах Земли); гидрогеологические (о водных ресурсах);

      ландшафтные (сады и парки, живописные природные места).

      Экологические экскурсии имеют подгруппы: экология го-

      рода, определенной местности и т. д. В  свою очередь подгруп-

      пы  делятся на классы:

      экология  и человек; экология водного бассейна; экология

      воздушного  бассейна; экология животного и растительного

      мира.

      Исторические  экскурсии по своему содержанию имеют

      подгруппы:

      историко-краеведческие; археологические; этнографичес-

      кие.

      Предметом изучения историко-краеведческих экскурсий

      является  значительное событие или несколько  событий, или

      определенный  период времени в историческом развитии края.

      Источником  археологических экскурсий являются памят-

      ники, ставшие доступными для изучения в результате поисков

      и находок археологов: постройки древних  поселений, горо-

      дищ, погребений, оружие, орудия труда, утварь, украшения

      и т. д.

      Этнографические экскурсии позволяют изучить  быт,

      культуру, народные промыслы в их историческом развитии.

      Искусствоведческие  экскурсии направлены на воспитание

      чувства прекрасного, способствуют развитию художественного

      вкуса. Основой для их классификации  являются различные

      виды  искусства. Искусствоведческие экскурсии  делятся на

      группы:

      экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительно-

      го  искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное

      искусство), а также театрально-музыкальные экскурсии.

      Литературные  экскурсии подразделяются на:

      литературно-биографические (по местам, связанным с жиз-

      нью и творчеством какого-либо поэта, писателя); историко-ли-

      тературные (раскрывающие определенный исторический этап

      развития  литературы); литературно-художественные (по местам событий или подвигов героев, нашедших отражение в про-

      изведениях).

      Архитектурно-градостроительные  экскурсии имеют сле-

      дующее  деление:

      освещение памятников архитектуры определенных стилей;

      творчество  отдельных архитекторов; историческая и современ-

      ная застройки города.

      Производственные  экскурсии подразделяются на:

      производственно-исторические; производственно-экономи-

      ^еские:  производственно-технические.

      Производственно-исторические раскрывают оп-

      ф-метенные этапы развития предприятий. В содержании

      и р о и зводственн о-э к оно  м и чески х экскурсий осве-

      щается  деятельность предприятия. Производственно-

      технические посвящены современным технологиям, дос-

      т»ж«ииям  науки и техники, их использованию  на производ-

      стве. В отдельную подгруппу выделяются производственные

      .экскурсии  с целью повышения квалификации  кадров, а также

      с целью профориентации молодежи.

      Производственные  экскурсии могут включаться также  в

      классификационную группу по месту проведения.

      Кроме этого, экскурсии по месту проведения принято де-

      лать  на следующие группы:

      музейные, городские, загородные, в пути следования.

      Музейным  экскурсиям свойственно обслуживание турис-

      тов согласно профилю музея, т. е. его  отношению к определен-

      во5 отрасли производства, культуры, искусства и др.

      Городские экскурсии могут быть обзорными  и темати-

      ческими, посвященными показу частей или всего  города в целом.

      Загородные  экскурсии могут проводиться:

      в конечном пункте следования; в сочетании  экскурсии в пу-

      ти  с экскурсией в конечном пункте.

      По  содержанию загородные экскурсии делятся  на обзорные

      и тематические.

      Экскурсионная информация в пути следования группы в

      отличие от экскурсии имеет особенности:

      первоочередность  рассказа по сравнению с показом; ин-

      формация  носит интересный справочный характер о районе,

      области, республике, жизни и деятельности людей данного

      края; в информации не используется материал тех экскурсий,

      которые предусмотрены в конечных пунктах  назначения.

      По  форме проведения выделяют следующие  экскурсии:

      обычные; учебные; рекламные; экскурсия-лекция; эк-

Информация о работе Экскурсоведение