Методы и спосбы борьбы с организованной преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение организованной преступности и анализ основных направлений борьбы с ней.
Поставленная цель обусловила формирование следующих задач:
- изучить общую характеристику организованной преступности в России, историю возникновения и развития, понятие организованной преступности;
- проанализировать основные направления борьбы с организованной преступностью;
- выявить актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью и предположить основные пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ
ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ………………………………………….…………….6
История возникновения и развития организованной преступности в России…6
Понятие и структура организованной преступности………………...…………17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ……………………………………………..…………………...21
Основные направления борьбы с организованной преступностью ………….21
Уголовно-правовая основа борьбы с организованной преступностью……….23
Совершение преступлений организованной группой и преступным
сообществом как формы соучастия…………………………………………………24
Ответственность за организацию преступного сообщества (преступной
организации) или участия в нем………………………….………………………......31
2.2.3 Ответственность за бандитизм…………………………………………………37
ГЛАВА 3 БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………………...………44
3.1 Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью…………………………………………………………………………….…...….44
3.2 Проблемы борьбы с организованной преступностью и пути их решения…....49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..60

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая организованная преступность.docx

— 170.10 Кб (Скачать файл)

Под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.

Таким образом, из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

Эффективность и результативность борьбы с организованной преступностью во многом зависит от того, насколько точны, логически связаны и последовательны нормы права, посвященные борьбе с этим явлением. В уголовном праве теоретической основой для определения организованной преступности и ее форм являются институт соучастия (глава 7 УК РФ) и отдельные нормы, расположенные в Особенной части УК РФ (ст. 208, 209, 210 и др.).

Особая роль в УК РФ отводится  таким опасным формам соучастия, как преступное сообщество и бандитизм. При оценке преступной группы в качестве преступного сообщества необходимо установить важнейшие признаки такого сообщества: устойчивость и организованность, наличие организационно-управленческих структур, строгую иерархию, наличие единых норм поведения и ответственности, системы планирования преступной деятельности, наличие финансовой базы, четкое распределение обязанностей, жесткую дисциплину и обязательное подчинение по вертикали. Наряду с этим требуется доказать, что такая группировка планировала совершить тяжкие или особо тяжкие преступления. При квалификации действий лица, создавшего преступное сообщество либо руководившего им, необходимо учесть, что ответственность за создание такой группы возможна лишь в случаях, когда его действия прямо предусмотрены статьями Особенной части УК РФ (например, ст. 210 УК РФ). При этом организатор или руководитель соответствующей группировки несет ответственность по конкретной статье Особенной части УК РФ без ссылки на ст. 35 УК РФ. Если же он знал о совершаемых группировкой конкретных преступлениях, то по совокупности будет отвечать и за то преступление, которое совершено. Другие участники несут ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они принимали участие. Организованной группой признаётся устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч.3 ст.35 УК РФ)47.

В Особенной части УК РФ совершение преступления организованной группой признается особо квалифицирующим обстоятельством значительного ряда преступлений (против собственности, в сфере экономической деятельности, против общественной опасности). В тех случаях, когда организованная группа не предусматривается в Особенной части как квалифицирующий признак, их организаторы в случаях пресечения их деятельности на стадии создания организованной группы несут ответственность за приготовление к тем преступлениям для совершения которых она создана (ч. 6 ст. 35 УК РФ)48. Совершение преступления организованной группой в соответствии с п. «в» ст. 63 УК РФ является обстоятельством отягчающим наказание.

Ответственность за создание преступного  сообщества (преступной организации), в целях совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, либо руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также координация преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами,  разработка планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, а равно участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений  предусмотрена в ч.1 ст.210 УК РФ. Ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации) предусмотрена, соответственно ч. 2 ст.210 УК РФ.

Помимо организации преступного  сообщества (преступной организации) к  числу организованных форм преступной деятельности, как самостоятельных  видов преступлений, следует отнести организацию незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК), бандитизм (ст. 209 УК), организацию объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК), вооруженный мятеж (ст. 279 УК). Перечисленные нормы УК РФ предусматривают ответственность за создание и руководство отдельными видами организованных групп либо за участие в таковых.

Уголовный закон содержит также ряд специальных статей, направленных на борьбу с отдельными проявлениями деятельности организованной преступности (например, ст. ст. 222, 228-233, 205-206 УК и др.).

Ответственность за создание вооруженной группы  (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой), предусмотрена в ч.1 ст.209 УК РФ. Ответственность за участие в устойчивой вооруженной группе или в совершаемых ею нападениях  предусмотрена ч. 2 ст. 209 УК РФ. Ответственность за те же деяния, предусмотренные ч.ч. 1,2 ст. 209 УК РФ с использованием  своего служебного положения – ч. 3 ст. 209 УК РФ49.

Одной из проблем практической деятельности правоохранительных органов является отличие банды от преступного  сообщества. На наш взгляд, анализируемое преступление отличается от бандитизма, во-первых, отсутствием в сообществе цели совершения нападений на организации или граждан, во-вторых, ограниченным кругом преступлений, ради совершения которых создается сообщество, в-третьих, отсутствием в преступном сообществе оружия. Однако если сообщество либо его структурные подразделения приобретают оружие и начинают совершать нападения на граждан и организации, то организация преступного сообщества как преступление перерастает в бандитизм и квалифицируется по ст. 209 УК РФ.

Отличие организации преступного сообщества от бандитизма следует проводить по двум признакам: объективному и субъективному.

Первый по отношению к организации  незаконного вооруженного формирования или участия в нем состоит в обязательности наличия оружия, вооружения, что не обязательно для организации преступного сообщества (преступной организации).

Второй обусловливается целями обоих составов преступлений. Так для организации преступного сообщества (преступной организации) наличие цели - совершение тяжких или особо тяжких преступлений - является обязательным признаком состава преступления.

В отношении бандитизма, обязательным признаком, так и для незаконного  вооруженного формирования или участия в нем, в отличие от организации преступного сообщества (преступной организации) является вооруженность предполагающая наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различны) взрывных устройств, а также газового и пневматической оружия.

Второй субъективной отличительной  чертой бандитизма является определение законодателем целей вооруженной группы (банды): нападение на граждан или организации.

Для рассматриваемого состава преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ характерна цель совершения тяжких или особо тяжких преступлений, причем, выражающихся не обязательно в нападениях, но и в других действиях.

Несмотря на приведенные выше отличия, теоретически и практически иногда очень сложно отграничить организацию преступного сообщества (преступной организации) от сравниваемых составов преступлений.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ 

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 

3.1 Международное сотрудничество в  борьбе с организованной преступностью

 

В условиях международной  интеграции, в том числе в сфере  борьбы с организованной преступностью, рассмотрение проблемы борьбы с преступными сообществами (организациями) в России без изучения опыта других стран было бы не полным. Необходим анализ и международных норм. Организованная преступность, несмотря на национальные особенности, имеет определенные сходные черты с зарубежной организованной преступностью. Это обусловливает необходимость объединения усилий всех стран в борьбе с ней.

В настоящее время большинство  государств в той или иной степени столкнулись с проблемами терроризма и торговли людьми. Согласно данным ряда российских ученых и зарубежных исследовательских центров в мире насчитывается около 500 террористических организаций, а совокупный бюджет в сфере терроризма составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долл. В соответствии с данными по торговле людьми, представленными Управлением ООН по наркотикам и преступности, 127 стран являются поставщиками «живого товара», 98 - странами транзита и 137 - пунктом назначения. В государствах - участниках СНГ подавляющее большинство жертв - это женщины и девочки, которых переправляют в различные страны с целью сексуальной эксплуатации. Среди поставщиков «живого товара» на территории государств - участников СНГ лидируют Беларусь, Молдова, Россия и Украина. Не менее активную роль играют в этом также Армения, Грузия, Казахстан и Узбекистан. Высокая латентность торговли людьми как преступления не позволяет точно определить истинные масштабы этого противоправного явления50.

Впервые проблема организованной преступности международным сообществом была осознана и получила юридическое закрепление на пятом Конгрессе ООН (Женева, 1975 г.), где было признано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более серьезную угрозу, чем традиционные формы преступного поведения, в последствии к этой проблеме обращались шестой Конгpecc (Каракас, 1980 г.), при рассмотрении вопроса о правонарушениях и правонарушителях, седьмой Конгресс (Милан, 1985 г.), на котором подчеркивалось, что организованная преступность в значительной мере остается безнаказанной.

На восьмом Конгрессе (Гавана, 1990 г.) отмечалось, что растущая угроза организованной преступности и ее дестабилизирующее и разлагающее влияние на фундаментальные социальные, экономические и политические институты представляет собой проблему, решение которой требует более широкого и эффективного международного сотрудничества. На данном Конгрессе были приняты резолюции об организованной преступности, о предупреждении организованной преступности и борьбе с ней, а также о террористической преступности51.

Конвенция ООН против транснациональной  организованной преступности, вступившая в силу 29 сентября 2003 года, именует  своей целью, как сказано в  ст.1 Конвенции, содействие в деле более  эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней52. Самыми существенными нормами Конвенции являются положения о криминализации деяний, как участие в организованной преступной группе (ст. 5), отмывание доходов от преступлений (ст. 6) и коррупция (ст. 8), а также воспрепятствование осуществлению правосудия (ст.23). В каждой из названных статей фиксируются обязательства государств-участников принимать законодательные и иные меры с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых определенные деяния, совершенные умышлено53.

Наряду с экономической  и политической глобализацией идет процесс криминальной глобализации в форме интенсивного развития транснациональной организованной преступности. Различия велики. Но наряду с имеющимися различиями есть более существенные общие криминологические характеристики разных стран и мира в целом:

- преступность существует во всех государствах;

- ее доминирующая мотивация всюду является схожей;

- ее уровень в мире  и в абсолютном большинстве  стран неуклонно увеличивается;

- темпы ее прироста, как  правило, в несколько раз превышают  темпы прироста населения;

- в ее структуре преобладают  корыстные посягательства, которые  прирастают интенсивнее насильственных посягательств;

- основные субъекты преступлений - мужчины, особенно молодые. Вместе  с тем давно наблюдается процесс  феминизации преступности;

- экономическое развитие  стран не сопровождается, как  предполагалось, снижением преступности;

- уголовно-правовая борьба  с преступностью переживает глубокий кризис;

- тюрьмы не перевоспитывают;

- смертная казнь рост  преступности не сдерживает и т.д54.

Наряду с этим идут процессы унификации деяний, организованности, вооруженности, защищенности, транснационализации, интернационализации преступности. Все они реальные признаки глобализации преступности и глобализации мира в целом. Международный терроризм является составной частью глобализации транснациональной организованной преступности.

Первым шагом в развитии отношений России и Евросоюза  стало подписание Соглашения о партнерстве  между  Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государственными членами, вступившего в силу 1 декабря 1997 года и предусматривающее в частности, сотрудничество в правоохранительной сфере.

Правовой основой взаимодействия правоохранительных органов и иных органов России с Европолом является Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией, подписанное 6 ноября 2003 года. Данное соглашение позволило вывести сотрудничество между РФ и Евросоюзом на качественно новый уровень.

Соглашение предусматривает  взаимодействие по таким направлениям как: преступления против жизни и  здоровья человека: терроризм и его  финансирование; незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, ядерных и радиоактивных материалов, имущественные преступления, включая мошенничество, хищение и незаконный оборот автомобилей; фальшивомонетчество, подделка кредитных карт и отмывание преступных доходов; незаконная миграция и торговля людьми. Однако, учитывая что Россия не является членом ЕС, она не может в полной мере участвовать в работе международно-оперативных следственных групп, создаваемых под эгидой Европола55.

В целях повышения эффективности  сотрудничества между Россией и  Европолом с середины 2010 года ведутся переговоры по заключению Оперативного Соглашения, предусматривающего обмен персональными данными и материалами конкретных уголовных дел.

В настоящее время международное  сотрудничество России с Китаем, Республикой Корея и Японией в сфере борьбы с организованной преступностью осуществляется на основании многосторонних, двусторонних и ведомственных договоров (соглашений).

Информация о работе Методы и спосбы борьбы с организованной преступностью