Общая характеристика преступлений против военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 20:36, реферат

Краткое описание

Воинская служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, а также пограничных войсках Федеральной пограничной службы, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в Железнодорожных войсках, Федеральных органах государственной охраны, службе внешней разведки РФ и т.д.1

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ. е.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

Анализ корыстных преступлений, совершенных в 2006 г. военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, свидетельствует, что данная категория лиц, в основном, также как и их ровесники - гражданские лица совершает кражи (ст. 158 УК РФ) и грабежи (ст. 161 УК РФ), а также вымогательство (ст. 163 УК РФ), как правило, в составе группы с применением насилия. Среди военнослужащих, совершивших кражу (ст. 158 УК РФ) в 2007 году, преобладают военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (73 %). В связи с переходом исключительно на профессиональный способ комплектования, с начала 2009 года в войсках не останется ни одного военнослужащего срочной службы. Вместе с тем, реализация федеральной целевой программы по переходу на комплектование воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, происходила в основном за счет солдат, отслуживших некоторое время по призыву. Поэтому личности корыстного правонарушителя «профессионального» военнослужащего, будет включать особенности, приобретенные ими во время прохождения военной службы по призыву.

В общем числе военнослужащих, совершивших мошенничество (ст. 159 УК РФ) в 2007 г., преобладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (62%). При этом более половины (42%) из них – офицеры. Среди всех военнослужащих, совершивших исследуемые преступления, доля офицеров составляет 37,5 %. Доля военнослужащих в звании прапорщик и старший прапорщик, совершивших мошенничество (ст. 159 УК РФ), равна примерно 30 % от всех военнослужащих, проходящих службу по контракту. Приведенные положения свидетельствуют о том, что для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, особенно прапорщиков и старших офицеров, характерно совершение мошенничества (ст. 159 УК РФ), присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ), служебного подлога (ст. 292 УК РФ), получение взяток (ст. 290 УК РФ).

Кроме того, значительная часть корыстных преступлений (20-30 %) совершается военнослужащими с использованием своего служебного положения, материально ответственными лицами и военнослужащими, которым вверено имущество по службе. Так, проанализировав материалы уголовных дел, возбужденных в 2006 г. в отношении военнослужащих выявлено, что каждое пятое корыстное преступление было совершено с использованием военнослужащими своего служебного положения.

В науке в настоящее время не существует единого устоявшегося понятия корыстной преступности и о том, какие преступления входят в это понятие. В криминологической литературе последних лет под корыстной преступностью, как правило, понимается совокупность посягающих на сферу экономики уголовно наказуемых деяний и лиц, которые осознанно стремятся к получению безвозмездной  противоправной выгоды.

По мнению профессора Н.А. Лопашенко, самое широкое ее толкование связано с отнесением к корыстной преступности всех видов преступлений, которые характеризуются наличием корыстного мотива. По этим основаниям в число корыстных преступлений можно включить хищения, другие преступления против собственности, совершаемые по корыстным мотивам, многие экономические и должностные преступления, целый ряд других преступлений.

 Есть и другая позиция, согласно  которой в качестве корыстных  преступлений рассматриваются только  те преступления, которые в числе  обязательных признаков субъективной  стороны предусматривают наличие  специального мотива – корыстного. Наиболее обоснованное мнение Н.А. Лопашенко, поскольку криминологическая характеристика рассматриваемой преступности отличается от уголовно-правовой.  К примеру, А.И. Алексеев придерживается  точки зрения, согласно которой предусмотренные главой 21 УК РФ грабеж, разбой, вымогательство (ст.ст.161-163), как деяния с двойной (корыстно-насильственной) мотивацией, можно включить в группу насильственных преступлений, а не корыстных. Но можно не разделять данную точку зрения, и указанные преступления относит к корыстным, так как грабеж и разбой (ст.ст. 161-162 УК РФ), в числе обязательных признаков субъективной стороны, предусматривают наличие корыстного мотива. А вымогательство (ст. 163 УК РФ), не являясь хищением, все же заключается в требовании передать чужое имущество или право на имущество или совершении других действий имущественного характера, следовательно, совершается из корыстной заинтересованности.

Рассматривая проблему корыстной преступности военнослужащих, И.М. Мацкевич предположил, что к преступлениям, совершаемым военнослужащими по корыстным мотивам, относятся, прежде всего, составы, предусмотренные разделом ХI УК РФ «Преступления против военной службы». По его мнению, корыстный мотив в той или иной степени присутствует всегда, за исключением деяний, совершенных по неосторожности. «Даже в насильственных преступлениях межличностного характера («дедовщина») преступник преследует корыстную цель в виде «добровольной» отдачи денег и т.д.» В то же время военнослужащие совершают и общеуголовные преступления корыстной направленности (т. е. хищения ст.ст. 158-162 УК РФ, коррупционные преступления ст.ст. 285, 286, 290-292 УК РФ). Можно не в полной мере согласиться с позицией И.М. Мацкевича, поскольку считает, что основной массив преступлений корыстной направленности представляют кражи, присвоения и растраты, дача и получение взятки, которые в структуре общеуголовных преступлений, совершаемых военнослужащими, занимают около 70%.

Вопрос о том, какие преступления образуют корыстную преступность военнослужащих, является еще более сложным. На отсутствие системообразующего критерия выделения корыстных преступлений в целом, накладывается тот факт, что Вооруженные Силы Российской Федерации, не являясь субъектом предпринимательской деятельности, включены в экономические отношения, однако относить к корыстной преступности военнослужащих экономическую преступность также нецелесообразно. С другой стороны, включать в исследуемую преступность лишь общеуголовную корыстную преступность будет некорректно, поскольку приходится учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, коррупционные преступления, совершаемые должностными лицами Вооруженных Сил России, относятся к категории корыстных, во-вторых, значительная часть исследуемых преступлений, совершается военнослужащими с использованием своего служебного положения, в-третьих, в структуре корыстной преступности военнослужащих значительное место занимают преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

Кроме того, учитывая специфику возложенных на военнослужащих полномочий и случаев незаконного использования их в корыстных целях, необходимо включить в корыстную преступность военнослужащих следующие составы преступлений: преступления против порядка управления – организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ), подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ); контрабанда (ст. 188 УК РФ), незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности борьбы с преступлениями против военной службы.

Для того, что бы правильно организовать профилактическую работу, прежде всего необходимо, чтобы каждый командир обладал достаточным уровнем знаний о методологии предупреждения правонарушений, совершаемых военнослужащими.

Остановимся на наиболее важном аспекте профилактики преступлений военнослужащих - проблеме корыстно-насильственных преступлений и правонарушений, получивших широкую известность под названием “дедовщина”. Тем более практически все правонарушения и преступления, совершаемые военнослужащими имеют к ней или прямое или косвенное отношение.

Прежде, чем перейти к рассмотрению самого вопроса необходимо разобраться с используемой терминологией. Вызывающие озабоченность “нарушения правил взаимоотношений “, называемые “дедовщиной” , “годковщиной” , “неуставными отношениями” представляют собой правонарушения в сфере межличностных отношений среди военнослужащих, которые проявляются как совокупность устойчивых социально-негативных деяний криминального характера, основанных на отрицательных традициях армейской действительности и уходящих в историческое прошлое. Они связаны с глумлением, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими, с целью подчинить их своему влиянию и безнаказанно совершать в их отношении насильственные действия корыстной направленности. Термин “дедовщина” не приемлем из-за юридической бессодержательности, а “неуставные отношения” слишком широкое и расплывчатое название, ибо любое отступление от требований устава является, по сути, неуставным отношением к порученным обязанностям. Кроме того, эти действия иногда совершаются в форме досконального соблюдения уставов. В этой связи рассматриваемые проявления было бы более правильным и точным назвать нарушением в сфере межличностных отношений в армии, а более конкретизировано - глумлением, издевательством и насилием над военнослужащими.

Причины этого явления лежат в двух плоскостях. Во-первых, они находятся за пределами действия войск (в обществе) и, во-вторых, кроются в самой службе. При этом причины находятся между собой в диалектической взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности.

К первому уровню причин и условий относятся общие недостатки и противоречия социально-экономического, идеологического, культурного, политического, национального, психологического, организационно-управленческого и медико-биологического характера.

1. Общие недостатки экономической  сферы жизни общества. Федеральная  служба, как и все государственные  структуры находится на государственном  бюджете, а он в настоящее время достаточно скуден и войска в настоящее время вынуждены в некоторой степени заниматься обеспечением самих себя. Это приводит к: снижению уровня эффективности охраны государственной границы; ·     падению воинской дисциплины (большинство правонарушений происходят в условиях бесконтрольности) ;

-    увеличению случаев травматизма и гибели военнослужащих, а также гибели гражданского населения по вине военнослужащих;

-    усилению социального расслоения в войсках и недовольства значительной части офицерского состава тем, что им приходится заниматься не совсем “своим делом” ;

- падению престижа службы и др.

2. Идеологической. Ни восхваления, ни повальная критика не идут  на пользу военной службе. Исследуемые  правонарушения обладают свойством  изменчивости и гибкости. И позитивные и негативные компании в отношении рассматриваемых нами правонарушений приводят к:

-     изменению форм правонарушений;

-     увеличению уровня латентности преступности военнослужащих в РФ ;

-     расширенному воспроизводству этих правонарушений.

3. Культурной. Бедность культурной  жизни нашего общества хорошо  известна. Если центральные города  и областные центры еще могут  предложить своим жителям какие-либо  культурные ценности, то в местностях, где, как правило, дислоцируются  пограничные войска военнослужащим зачастую просто нечем заняться в свободное от службы время. Между тем, как правило, лица, отличающиеся особой жестокостью при совершении рассматриваемых преступлений, страдают отставанием в своем культурном и духовном развитии.

4. Политической. Следует подчеркнуть, что в настоящее время между  различными политическими партиями  и движениями развернулась настоящая  борьба за сферы влияния в  Вооруженных силах. Это приводит  к:

-     дезорганизации и дезориентации;

-     отрицательному влиянию на психику молодых людей;

-     появлению правонарушений среди военнослужащих на политической почве.

5. Национальной. Острейшие политические  и социально-экономические противоречия  выплеснули на поверхность сложнейшие  проблемы национального и территориального характера, большинство из которых решается в условиях межнациональной розни, кровавых конфликтов, массовых беспорядков, самых разнообразных преступлений при абсолютном отсутствии необходимых адекватных антикриминогенных воздействий социально-правового характера. Все это самым негативным образом сказывается усугубляя корыстно-насильственную преступность и другие отрицательные проявления в среде ее защитников.

6. Социально-бытовой. В результате  значительного социального расслоения  общества в войска призываются только юноши, которые не смогли или не имели возможности поступить в институт или колледж. Это приводит к снижению интеллектуального потенциала военнослужащих и превращению армии  в институт социального аутсайдерства.

7. Организационно-управленческой. Из-за негативных процессов, происходящих в обществе: молодые, энергичные офицеры, имеющие навыки работы с “неформальными” молодежными объединениями увольняются; приходящие на службу уволенные из Вооруженных сил офицеры не знают специфики службы, позитивных традиций войск и пр.

8. Социально-биологической. Военкоматы  направляют в наши части и  подразделения большое количество  лиц: ·     “психопатического круга” ; ·     ранее имевших приводы в милицию; ·     отягощенных неблагоприятной наследственностью;

-     снятых с различных профилактических учетов (например: лиц, употребляющих наркотики и др.) .

Необходимо всегда помнить, что завоевывают ложный авторитет люди с девиантным (негативно-отклоняющимся) поведением, склонные к хулиганским действиям и умеющие навязать свою волю слабым физически или психологически солдатам.

Ко второму уровню причин и условий правонарушений и преступлений, совершающих военнослужащими относятся непосредственно связанные с армейской спецификой.

Специфические условия жизни, взаимоотношения военнослужащих, старших и младших, начальников и подчиненных, малые социальные группы оказывают существенное влияние на формирование личности военнослужащего. Отступления от уставных требований при организации деятельности и быта военнослужащих, живучесть негативных традиций, слабая борьба с пьянством и наркоманией, формализм, бюрократизм отдельных начальников сказываются на продолжении неправильного формирования личности и закреплении антиобщественных ориентаций у некоторых военнослужащих.

Среди причин рассматриваемых правонарушений полагаем возможным выделить следующие:

1. Организационно-управленческие. Соблюдению  уставных отношений и отсутствию  правонарушений в частях и  подразделениях способствуют: качественное  несение службы офицерами, младшими командирами и организация быта молодых солдат. Ни для кого не секрет, что несоблюдение уставов и элементарных норм поведения, а также поддержание многими офицерами “дедовской структуры” - это достаточно устойчивый элемент армейской действительности. К этим причинам следует отнести недостатки в организации профилактики правонарушений в войсках. В них отсутствуют хорошо подготовленные специалисты, имеющие знания в области криминологии, общей и военной психологии и пр.

Информация о работе Общая характеристика преступлений против военной службы