Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:21, дипломная работа
Реформы, произошедшие в государственной и правовой системе Беларуси, связанные с переходом страны к новым экономическим отношениям, изменением политической структуры власти вызвали появление новых институтов и форм общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом преступности, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и свободам граждан, интересам общества и государства. Усиливается агрессивность и организованность преступности, появляются все новые и более опасные виды преступлений.
На орган дознание не распространяются правила, установленные частью 4 ст. 36 Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Беларусь. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.
По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.[23, c. 145].
Кроме того, орган дознания в необходимых случаях проводит ускоренное производство, которое следовало бы называть ускоренным дознанием, что означало бы наличие трех видов дознания.
Итак, рассмотрев отличительные признаки предварительного следствия и дознания, а также существующие виды дознания, перейду непосредственно к самим органам дознания, их системе, функциям и обязанностям.
Орган дознания – это орган предварительного расследования, уполномоченный осуществлять уголовно-процессуальную (как минимум возбуждать уголовное дело и производить неотложные следственные действия) и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления.[8, c. 13].
Перечень органов дознания закреплен в ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь. Там сказано, что государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:
Уголовно-процессуальное направление не является для органов дознания основным, а вытекает из других выполняемых ими функций. Например, основная функция милиции состоит в охране общественного порядка. Выполняя ее, милиция осуществляет административную деятельность. Вместе с тем охрана общественного порядка может обусловить необходимость начала уголовного в случае обнаружения признаков преступления или его пресечения. В этой связи милиции предоставлено право проводить предварительную проверку и возбуждать уголовные дела.
Согласно ч. 2 ст. 38 на органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:
1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном и готовящемся преступлении;
2) дознание по уголовным
делам, по которым
3) выполнение неотложных
следственных действий по
4) ускоренное производство в порядке, предусмотренном главой 47 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь;
5) производство предварительного
расследования по уголовным
Деятельность органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела различается в зависимости от того, обязаны ли они по данному факту возбуждать уголовное дело или должны лишь принять заявление (сообщение) о преступлении и направить его по подведомственности (подследственности).
Органы дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления. А вот компетенция же большинства этих органов ограничена. Так, к примеру, начальники следственных изоляторов или учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, могут возбудить уголовное дело лишь по сведениям о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений. Если к начальнику следственного изолятора, допустим, обратился сосед с заявлением о совершенной из его квартиры краже, начальник следственного изолятора обязан принять заявление о преступлении и направить его по подведомственности. Возбуждать уголовное дело по такому факту он не уполномочен.
Милиция – единственный орган дознания, который вправе возбуждать и отказывать в возбуждении уголовного дела по любому преступлению.[19, c. 31].
Начальником органа дознания является руководитель органа дознания, а также каждое из должностных лиц, перечисленных в части первой статьи 37 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь. Соответственно начальниками органов дознания являются начальники милиции, органов государственной безопасности, органов государственного пожарного надзора, органов пограничных органов, таможенных органов, органов финансовых расследований.
Замечу, что органы внутренних дел не упомянуты в числе органов дознания, поэтому их начальники не обладают процессуальными правами, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством. Таким образом, начальник РОВД в настоящее время не признается начальником органа дознания. Таковыми являются его заместители: начальник криминальной милиции, начальник милиции общественной безопасности. Аналогичным образом обстоят дела и с другими органами дознания, единственное отличие заключается в том, что там начальником органа дознания является сам руководитель учреждения, а не его заместитель.[19, c. 29].
В Уголовно-процессуальном Кодексе Республики Беларусь начальник органа дознания упоминается лишь применительно к досудебной подготовке материалов в протокольной форме. В соответствии со ст. 38 начальник органа дознания обязан организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений; обеспечить при производстве дознания по уголовным делам всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, проведение дознавателями неотложных следственных действий и выполнение поручений следователя, прокурора; осуществлять контроль за законностью и своевременностью действий дознавателей. Указания прокурора, поручения следователя, суда по уголовным делам, данные в порядке, установленном Уголовно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь, обязательны к исполнению начальником органа дознания. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.[4, c. 52].
По уголовным делам,
по которым предварительное
Начальник органа дознания утверждает постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска, осмотра жилища, выемки, о наложении ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, о прослушивании и записи переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров, о выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, о приводе, об отстранении обвиняемого от должности, о применении, изменении или отмене в отношении обвиняемого, подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о применении мер по обеспечению безопасности, о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, о направлении подозреваемого, обвиняемого, не содержащихся под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, об этапировании, об объявлении розыска обвиняемого, о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд; утверждает протоколы задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также разрешает свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом по находящемуся в производстве дознавателя уголовному делу.[4, c. 52].
Указания начальника органа дознания дознавателю по расследуемому им уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению. Больше уголовно-процессуальный закон никаких полномочий начальнику органа дознания не предоставил. Несмотря на то, что ст. 38 ч. 4 начальнику органа дознания дается право проводить дознание («… вправе лично проводить дознание…»), я с уверенностью могу утверждать, что это не лицо, производящее дознание. Я убедился на практике, что структура любого органа дознания в наиболее общем виде может быть выражена словосочетанием «начальник – исполнители». Иначе говоря, вне зависимости от чего-либо, к примеру, от урегулированности нормами права, руководитель в учреждении, наделенном правами органа дознания, всегда есть. Исполнителем же в нем будет подчиненное ему должностное лицо органа дознания. Начальник органа дознания сам является составной частью учреждения, и содержание его деятельности, а, следовательно, и его правовой статус производны от содержания статуса органа.
В правовой литературе встречается мнение, что под лицом, производящим дознание, следует подразумевать начальника органа дознания или соответствующее должностное лицо такого органа, уполномоченное начальником органа дознания на производство дознания. Подобная позиция не соответствует уголовно-процессуальному закону уже потому, что ставит знак равенства между двумя разными процессуальными фигурами: должностным лицом органа дознания и начальником органа дознания. Действительно, при определенных обстоятельствах руководитель учреждения, наделенного правами органа дознания (его начальник), может выступать в уголовном процессе в качестве должностного лица органа дознания. Так же как, к примеру, прокурор вправе приступить самостоятельно к расследованию преступления. Однако и в этой ситуации такой человек будет обладать более широким объемом прав, нежели любой другой сотрудник, выступающий в этом качестве. То, что начальник может производить предварительную проверку, ни в коем случае не говорит о том, что должностное лицо органа дознания – это начальник органа дознания.
В литературе также можно встретить не соответствующее закону утверждение, что лицо, производящее дознание, появляется в уголовном процессе в результате волеизъявления «начальника соответствующего органа». Должностное лицо органа дознания (следователь) вправе возбудить уголовное дело, не согласовав этого с руководителем органа, так как начальник органа дознания, за имением огромного количества работы, не всегда помнит, что на его столе находится бумага, от которой зависит судьба какого-либо гражданина. Я имею в виду, что в иной ситуации ожидание распоряжения начальника – это риск безвозвратной потери времени и утраты возможности получения фактических данных, а значит, и раскрытия преступления.
На практике начальник органа дознания дает должностному лицу органа дознания указания, отстраняет его от предварительной проверки и поручает в случае необходимости ее производство другому сотруднику.
3.1 Взаимодействие
органа дознания и следователя
при возбуждении уголовного
Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание. Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производящего дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования. Лицо, производящее дознание, - это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием.
Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания или по его поручению. Наиболее важные действия и решения совершаются и принимаются органом дознания. Только орган дознания (в лице его руководителя) вправе возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, приостановить или прекратить производство по делу. В круг его обязанностей входит выявление причин и условий совершения преступлений и принятие необходимых мер к их устранению. Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются.[11, c. 68].