Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время борьба с преступностью несовершеннолетних выступила на первый план. СМИ, правоохранительные органы, общественные организации вещают о небывалом росте такого вида преступности. Многие юристы, ученные выдвигают эту проблему на первое место, разрабатывают методики, рекомендации по борьбе с подростковыми правонарушениями. Об этом свидетельствует и великое множество работ теоретиков, практиков, посвященных этому явлению. В сфере вышесказанного такая категория преступлений как преступления против несовершеннолетних остается в тени. Хотя необходимо помнить, что защита детей является первым шагом на пути предупреждения, совершаемых ими противоправных деяний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Концептуальные аспекты понятия и содержания уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних ………….…………...6
1.1 История развития законодательства об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних……………………………………………………………………...6
1.2 Характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних, согласно действующему уголовному законодательству………………………………………...12
2 Проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних 19
2.1 Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………………………19
2.2 Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисления сроков и погашения судимости…………………………………………………………30
3 Пути совершенствования уголовно-правовых и иных мер борьбы с преступностью несовершеннолетних…………………………………………………………………….36
Заключение...……………………………………………………………………………..44
Глоссарий………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

Тулинова С.Н.- курсовая работа -уголовное право.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Объяснение этому следует  искать именно в изменившейся социально  психологической характеристике современного подростка, способного сознавать общественную опасность всех перечисленных преступлений. Судебная практика последних лет показывает, что лица до 18 лет чаще всего привлекаются как раз за названные преступления. Вместе с тем, основываясь на принципе гуманизма и намерении исправить несовершеннолетних, сочетая меры воспитания и наказания, УК предусмотрел ряд особенностей, позволяющих индивидуализировать уголовную ответственность и наказание несовершеннолетних.

2 глава основной части

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              2 Проблемы освобождения от уголовной ответственности

 и наказания  несовершеннолетних 

  2.1 Применение  к несовершеннолетним принудительных

мер воспитательного  воздействия

 

От уголовной ответственности  несовершеннолетний может быть освобождён как  по  общим основаниям,  так и по специальным,  имеющим  отношение только к данной категории лиц.  При этом нужно иметь в виду,  что при применении общих видов освобождения от уголовной ответственности учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности  лиц,  не  достигших  восемнадцатилетнего возраста.

Среди мер, применяемых  в борьбе с преступностью несовершеннолетних, большое значение придается институту  освобождения от уголовной ответственности, являющемуся формой реализации принципов  гуманизма и экономии уголовно-правовой репрессии.

К несовершеннолетним, как и к взрослым, совершившим преступления, могут применяться различные виды освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные гл.11 УК (ст.ст. 75 - 78). Согласно ст. 94 УК сроки давности, предусмотренные ст. 78 УК, при решении вопроса об освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности сокращаются наполовину. Кроме того, в соответствии с ч.4 ст. 78 УК вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются. Однако, учитывая, что смертная казнь или пожизненное лишение свободы к несовершеннолетним не применяется, то и положение части 4 ст. 78 УК на несовершеннолетних не распространяется. Поэтому, если несовершеннолетний совершил преступление, за которое может применяться смертная казнь или пожизненное лишение свободы для совершеннолетних, то давностный срок, по истечении которого он не может нести уголовную ответственность, составляет 7,5 лет1.

Помимо названных видов  освобождения от уголовной ответственности  согласно ст.90 УК только несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного воздействия по своему содержанию эти меры являются воспитательными. Преследуя цель исправления несовершеннолетнего, суд при применении принудительных мер воздействует на подростка, прежде всего путем убеждения, доведения до его сознания понимания недопустимости совершения преступлений. Вместе с тем применяемые судом меры носят принудительный характер. Это выражается в том, что принудительные меры назначаются независимо от желания или согласия несовершеннолетнего либо его законного представителя. Исполнение этих мер обеспечивается силой государственной власти. Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия являются воспитательными по своему содержанию и принудительными по характеру исполнения.

Принудительные меры разнообразны по своему содержанию. Каждая мера обладает спецификой воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя. Статья 90 УК предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия2:

  • Предупреждение (ч.1 ст.91 УК). Эта мера заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его поступком и последствий повторного совершения преступления. Несовершеннолетний предупреждается о последствиях дальнейшего преступного поведения.
  • Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (ч.2 ст.91 УК). Эта мера выражается в возложении на родителей (в том числе и приемных) и лиц, их заменяющих (например, усыновителей), либо на специализированный государственный орган (например, комиссии по делам несовершеннолетних, подразделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних) обязанности оказывать воспитательное воздействие на несовершеннолетнего и контролировать его поведение.
  • Возложение обязанности загладить причиненный вред (ч.3 ст. 91 УК). Эта мера понуждает подростка к деятельному заглаживанию причиненного вреда. Данная мера возлагается только с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Фактически это означает, что применение данной принудительной меры воспитательного воздействия возможно лишь к категории подростков старшего возраста (16-17 лет), обладающих по сравнению с лицами младшего подросткового возраста (14-15 лет) в большей степени трудовыми навыками и шансами иметь самостоятельный заработок, а следовательно, и определенное имущественное положение. В противном случае обязанность загладить причиненный вред ляжет на плечи родителей или лиц, их заменяющих, других родственников несовершеннолетнего, что сводит на нет смысл этой принудительной меры воспитательного воздействия.
  • Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч.4 ст. 91 УК). Указанная мера заключается в запрещении посещения последним определенных мест (например, дискотеки, ресторана, пивного бара, казино, ипподрома и других мест, пользующихся в том или ином населенном пункте дурной репутацией), использование определенных форм досуга (в частности, заниматься охотой, рыбной ловлей, азартными играми), в том числе, связанных с управлением механическим транспортным средством; ограничении пребывания вне дома после определенного времени суток (например, с 21.00 до 6.00) выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа (комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и др.). Несовершеннолетнему может быть также предъявлено требование о возврате в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа (последнюю часть этого требования выполнить в настоящее время сложно с учетом возрастных ограничений, связанных с трудоустройством и значительным уровнем безработицы в стране).

Важно подчеркнуть, что  перечень ограничений досуга и особых требований к поведению несовершеннолетнего не является исчерпывающим и при определенных условиях, связанных со спецификой личности несовершеннолетнего, может быть дополнен (например, пройти курс лечения от алкоголизма или наркомании и т.п.).

Принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч.ч. 2 и 4 ст. 91 УК (т.е. передача под надзор и ограничение досуга, и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего) устанавливаются органом, назначившим эти меры. Закон не содержит указания, на какой срок. Представляется, что такой срок необходимо устанавливать в пределах от 6 месяцев до 2 лет. 
Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько, т.е. более одной принудительных мер воспитательного воздействия, например, предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред. 
Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности на основании ст. 90 УК носит условный характер, так как согласно ч.4 этой статьи в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Таким образом, систематическое, т.е. три и более раза невыполнение подростком назначенных ему одной или нескольких принудительных мер воспитательного воздействия дает основание специализированному государственному органу (например, комиссии по делам несовершеннолетних) внести представление в суд об ее отмене, который, если согласится с этим, принимает такое решение, после чего материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Согласно Пекинским  правилам, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985г., суд, вынося решение по делу в отношении несовершеннолетнего и при выборе мер воздействия к нему, руководствуется принципом соизмеримости "с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, с положением и потребностями несовершеннолетнего... Несовершеннолетнего нарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений"1.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что за совершенное общественно опасное деяние несовершеннолетний, может быть, подвергнут не только наказанию, но и мерам воспитательного воздействия в зависимости от ряда обстоятельств, о которых будет сказано ниже.

Как известно и установлено законодателем в УК РФ, цель наказания – это, прежде всего восстановление социальной справедливости, а также - исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (ст.43 УК РФ). Однако категория уголовных дел в отношении несовершеннолетних - особая, требующая от суда при назначении наказания выбора той или иной меры воспитательного воздействия, учета особенностей личности преступника, ряда других обстоятельств дела. Требования, предъявляемые к судам, рассматривающим уголовные дела данной категории при назначении наказания, направлены, прежде всего, на гуманизм российского уголовного закона.

В ст.89 УК РФ указано, что  суд при назначении наказания  несовершеннолетнему должен учитывать  условия жизни и воспитания подростка, привлекаемого к уголовной ответственности, уровень его психического развития, влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетние - это еще не сформировавшиеся в полной степени молодые юноши и девушки, которым присущи ошибки в поведении. Формирование личности несовершеннолетнего находится еще в стадии становления, развития, они более взрослых подвержены влиянию со стороны старших по возрасту, пытаются подчас подражать им своими действиями и поведением. Нередко на скамью подсудимых попадают подростки из неблагополучных семей, где они предоставлены сами себе, где отсутствует контроль со стороны родителей, которые к тому же и злоупотребляют спиртными напитками. Такие дети обделены родительской лаской, вниманием и заботой, сами ищут свой, как им кажется, правильный путь в жизни. Их действиями, поведением зачастую в силу различных обстоятельств управляют старшие по возрасту лица, которые нередко вовлекают в наркоманию, алкоголизм, проституцию и в совершение преступлений подростков с еще не окрепшей психикой. При рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, суды должны наиболее тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком и в случае, если в отношении несовершеннолетнего со стороны взрослого лица, под влияние которого он попал либо находился в материальной, моральной зависимости, применялось какое-либо насилие (физическое, психическое), к таким обвиняемым должно, на мой взгляд, применяться менее строгое наказание.

В судебном заседании, как  показывает практика, некоторые несовершеннолетние обвиняемые, представшие перед судом, в силу своих каких-то, им присущих, возрастных, психологических особенностей, замыкаются в себе, выглядят подавленными, путаются в своих показаниях, а в случаях, если в зале судебного заседания находится и его взрослый соучастник, то нередко и испуганными. Данные обстоятельства, несомненно, должны приниматься судом во внимание при вынесении решения и оценке показаний таких обвиняемых.

В ст.89 УК РФ также указывается, что при назначении наказания суды должны учитывать в качестве смягчающего наказание обстоятельства - несовершеннолетие виновного. Это говорит о том, что не всегда при совершении преступления несовершеннолетние до конца осознают смысл ими содеянного, последствия своих действий в связи с отсутствием жизненного опыта, достаточных знаний, руководствуясь зачастую лишь удовлетворением каких-то мелких земных удовольствий (не имея личного транспорта и мечтая прокатиться с ветерком несколько часов, совершают угон; желая употребить спиртное, но не имея денег при себе, нападают на людей, применяя порой насилие, тем самым совершая хищение чужого имущества и т.д.).3

Принцип справедливости (ст.6 УК РФ) означает, что наказание  лицу, совершившему преступление, должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Государство строит свою политику и Закон так, чтобы не отчуждать, не изолировать подростка, совершившего преступление, от семьи, школы без крайней на то необходимости. Однако, к сожалению, суды редко на практике применяют в отношении несовершеннолетних правонарушителей меры воспитательного характера, ограничиваясь чаще всего общепринятыми видами наказаний - лишением свободы, условным осуждением к лишению свободы. Причины такого подхода к вынесению решения, на наш взгляд, различны. Во-первых, подростки, как показывает статистика, совершают больше преступлений, относящихся к категории тяжких (в том числе и в силу имеющихся квалифицирующих признаков - неоднократности, группы лиц и т.д.), за которые может быть назначено лишь наказание; во-вторых, в ряде случаев нецелесообразно применять меру воспитательного воздействия в силу различного рода обстоятельств (например, неблагополучная или неполная семья, где отсутствует надлежащий контроль за подростком; либо та или иная мера воздействия уже заведомо не достигнет своей цели); в-третьих, недостаточно в материалах дела данных, позволяющих суду применить ту или иную меру воспитательного воздействия к несовершеннолетнему; в-четвертых, обстоятельства совершенного несовершеннолетним преступления (дерзость, применение насилие к потерпевшему, отсутствие раскаяния) принципиально не позволяют суду применить к обвиняемому какую-либо из мер воспитательного воздействия и т.п.

Как показывает практика, не всегда условное осуждение к лишению свободы  благоприятно сказывается на дальнейшей судьбе подростка, хотя не следует забывать и то, что "тюрьма не исправляет", как говорят в народе.

Получив условное осуждение, несовершеннолетние наивно считают, что их возраст явился причиной избрания данной меры наказания, и в дальнейшем также поможет им избежать более строгого наказания в случае совершения ими повторных общественно опасных деяний. В то же время у изолированных от общества подростков формируется ряд негативных свойств характера - агрессивность, ненависть, гордость за свой уже приобретенный преступный опыт.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних