Понятие и основные приоритеты концепции правовой политики РК в сфере исполнения уголовных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, регулируемые нормами уголовного и уголовно-исполнительного права в процессе совершенствования правовой политики в уголовно-исполнительной системе.
Предметом исследования составляют нормы законодательства, и правоприменительная деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы, а также организационно-правовые аспекты, направленные на реализацию основных приоритетов Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.

Вложенные файлы: 1 файл

Исергепова УИС проблемы.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

– в-третьих, дезадаптирующее, отчуждающее значение может иметь восприятие самим осужденным наказания в виде лишения свободы как несправедливого, причиняющего незаслуженные страдания, что характерно для подавляющего большинства лиц, отбывающих уголовные наказания;

– в-четвертых, отрицательное влияние оказывает на осужденных бытовые условия в колониях: питание, лечение, санитарно-гигиеническое обслуживание, проведение свободного времени;

– в-пятых, значительное число осужденных не заняты трудом (каждый шестой-седьмой), многие используются на низких квалифицированных работах, где оплата незначительна;

– в-шестых, вследствие несоответствия темпов роста заработной платы осужденных их расходам, сокращения помощи родственников, существенно обострилась проблема обеспечения их питанием и другими товарами первой необходимости;

– в-седьмых, нельзя не учитывать отношения осужденных к справедливости как одной из самых высоких ценностей среди людей, лишенных свободы, а во имя ее обеспечения они совершают многие насильственные акты.

Наличие указанных ограничений, Ю. М. Антоняном, наряду с другими причинами, приводят к недопустимой полной открытости практически каждого осужденного. Он практически лишается возможности уединиться, сосредоточиться, задуматься о себе, о содеянном и своей вине, об ответственности перед родными и близкими, о своей жизни и ее перспективах в условиях свободы [38, -С. 104].

Надо полагать, в создавшихся условиях администрация многих исправительных учреждений еще не в должной мере отдает себе отчет в том, что она должна строже регулировать и контролировать процессы, протекающие в субкультуре осужденных. Это совершенно необходимое условие для повышения эффективности деятельности по исправлению осужденных, а значит, и по профилактике правонарушений в их среде и подготовке к социальной адаптации к жизни в условиях свободы.

В связи с чем, нельзя не отметь, что в этих условиях приобретает особую значимость оценочный характер поведения осужденных как в период нахождения в местах лишения свободы, так и его готовности безболезненно адаптироваться после окончания срока к условиям новой среды. В практике давно назрела необходимость в целесообразности разработки и нормативного закрепления критериев, определяющих «степень исправления» осужденного и возможности в связи с этим изменения его правового статуса, в том числе и при подготовке к освобождению.

Справедливо отмечает, В. Поздняков, «что степень исправления может быть определена лишь после выбора таких критериев и построения логически обоснованной системы оценки» [39, -С. 44.].

При этом не исключается, что их оптимальный вариант может быть получен в результате альтернативных предложений, что позволит судить о необходимости его нормативного закрепления и зависящей от этого возможности стимулирования законопослушного поведения осужденного и с учетом последнего дополнительного регулирования его правового статуса. По нашему мнению, следует признать правильной точку зрения В. Позднякова, что «такие критерии необходимы для оценки поведения осужденных, начиная с прибытия в исправительное учреждение и вплоть до освобождения из него» [39, - С. 45].

Их наличие, во-первых, позволит сделать верные все последующие шаги в решении задачи оказания осужденным помощи в социальной адаптации, и, во-вторых, сотрудники учреждений УИС РК получат реальную возможность объективно оценить степень исправления осужденного, его готовность законопослушно и адаптировано подойти к жизни на свободе. Безусловно, это особенно важно учитывать, прежде всего, при оценке поведения тех, кто освобождается досрочно.

Таким образом, оценка степени исправления осужденного осуществлялась в системе координат самого исправительного учреждения, а не с точки зрения его готовности к вхождению в социум после освобождения. Другими словами, такие лица оценивались не как полноценные граждане, способные выполнять различные социальные роли труженика, семьянина, общественника, а лишь как «хорошие» или «плохие» осужденные. Но такая положительная характеристика не гарантировала, что он также будет себя вести и после освобождения – в социальной среде, от которой он успел отвыкнуть, где многое ему уже стало непривычным. И то, что он выработал «примерное поведение» в условиях отбывания наказания, в основном говорило о его хорошей адаптированности при исполнении приговора, в стенах исправительного учреждения и при этом свидетельствовало о почти полной социальной дезадаптации и неспособности к жизни в обществе после освобождения.

В этой связи, нам представляется необходимым оценку исправления осужденного связывать не только с выполнением его функций в период отбывания наказания. Он должен быть ориентирован, прежде всего, на решение вопросов социальной адаптации. В данном случае следует оценивать приоритетные показатели, по которым можно будет прогнозировать возможное поведение и жизнедеятельность осужденного после освобождения. Следовательно, критерии оценки исправления осужденного должны указывать на позитивные или негативные изменения в степени его социализации, приспособление, обучение к жизни в условиях нормальной среды и ориентированные на его дальнейшую постпенитенциарную адаптацию.

На наш взгляд, представляется необходимым в качестве единого критерия исправления осужденного рассматривать положительные изменения по каждому из показателей его поведения, то есть учитывать прогресс развития. Тогда степень исправления будет определяться его суммарным значением по всем показателям, заложенным в систему оценки. Для этого надо предварительно решить, какие именно показатели заложить в эту систему, уточнив параметры, по которым можно будет судить об исправлении осужденного, которое нуждается в соответствующем смысловом определении.

По мнению, высказанному современным ученым-пенитенциаристом, доктором педагогических наук В. И. Белослудцевым, понятие «исправление следует рассматривать с точки зрения организации при исполнении наказания процессов ресоциализации, реадаптации и реабилитации» [40, - С. 82. ].

В-первых, это означает восстановление навыков вхождения осужденного в социальную среду после освобождения от наказания.

Во-вторых, определяет процесс приспособления осужденного лица к изменяющемуся социальному окружению, восприятия его нравственных и правовых требований через устранение недостатков и пороков личности и усвоения им новых, надо полагать, позитивных установок, социальных позиций и системы ценностных ориентаций.

В-третьих, необходимы гарантии в оказание ему социальной помощи по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности после освобождения.

При оценке исправления осужденного следует принимать во внимание такие данные, по которым можно было бы оценить ход процесса ресоциализации и способность осужденного к последующей (после освобождения) социальной адаптации. Это могут быть показатели, с помощью которых фиксировалось бы каждое социально значимое изменение восприятия осужденным нравственных и правовых требований, устранение собственных недостатков и усвоение позитивных ценностей, а в конечном счете – становление законопослушного, социально полезного гражданина.

Следует согласиться с точкой зрения В. Позднякова, «что оценка исправления осужденного с помощью фиксирования положительных изменений прогресса должна быть комплексной и охватывать различные стороны жизнедеятельности и нравственные устои осужденного» [39, -С. 45.]. Рекомендуемая им система показателей оценки исправления осужденного вряд ли претендует на универсальность, возможно, требуются некоторые уточнения, дополнения и, наверное, видоизменения. Однако главное здесь это – установление зависимости оценки исправления от решения вопросов готовности осужденного к жизни на свободе. Именно такую готовность, можно будет рассматривать в качестве индикатора данного процесса, как критерия исправления всех положительных изменений, произошедших за время нахождения лица в исправительном учреждении. Учет такой готовности позволит более успешному вхождению осужденного в нормальную жизнь после освобождения.

В дальнейшем определение конкретных показателей, установление их перечня, по нашему мнению, потребует всестороннего согласования и обсуждения с участием практических работников, ученых, представителей общественности, но оценка исправления должна быть комплексной, по совокупности данных, характеризующих различные направления жизнедеятельности осужденного, в том числе и для нарушителей дисциплины.

Такой подход позволит сотрудникам исправительных учреждений на основании анализа полученной динамики изменений оценки исправления и установления «суммарного значения» непосредственно перед освобождением определить содержание положительного прогресса в поведении для каждого конкретного лица, а вместе с ним и итоговый результат пребывания осужденного в исправительном учреждении, то есть зафиксировать степень его исправления.

Смысл построения такой системы, по нашему убеждению, позволит получить наиболее объективную информацию о достижении или не достижении главной цели исполнения наказания – исправления осужденного.

Тогда решение вопросов, например, о представлении к условно-досрочному освобождению или замене, не отбытой части наказания более мягким видом будет решаться на основании данных, характеризующих степень исправления каждого осужденного и обосновывающих принятие решения по его дальнейшей судьбе.

Таким образом, мы полагаем, единым критерием, то есть мерилом оценки исправления осужденного, должен стать прогресс его ресоциализации, выражающийся в позитивных изменениях взглядов, убеждений и поведения осужденного, обеспечивающих возможность стать законопослушным, полезным обществу гражданином, стремящимся к собственной социальной адаптацией.

Неконтролируемый приток рабочей силы, социальная неустроенность вновь прибывших граждан на строительство объектов промышленного и социально-культурного назначения усиливают влияние криминогенных факторов. В общий поток мигрирующего населения включается и значительное число лиц, освобожденных от отбывания наказания, которые не всегда по различным причинам возвращаются к месту жительства до осуждения. Большинство из них становятся вынужденными мигрантами. Стихийная миграция указанной категории лиц, которая в значительной степени характеризуется неустойчивым и отрицательным поведением, бытовая неустроенность, низкий уровень, а в ряде случаев отсутствие социального контроля приводят их рецидиву. Эти лица совершают новые

преступления в еще более короткие сроки по прибытию к предполагаемому месту жительства. Именно этот контингент в значительной степени продуцирует рецидивную преступность. Наконец, стихийная миграция освобожденных от наказания приводит к росту среди них категории лиц без определенного места жительства, тем самым увеличивается состав группы, характеризующиеся как наиболее криминогенная: более половины составляют ранее отбывшие наказание в местах лишения свободы.

Другой социальный фактор, негативно влияющий на состояние рецидивной преступности, связан с серьезным отставанием в развитии социальной сферы, отсутствием должного воспитательного влияния на таких мигрантов со стороны трудовых коллективов предприятий, низкий уровень профилактической работы правоохранительных органов.

Следует признать, что приведенные негативные социальные факторы являются достаточно традиционными, но в последние годы при проведении экономических реформ в стране стали проявляться новые. К их числу, прежде всего, относится безработица и вытекающее из нее нежелание принимать на работу лиц, отбывших наказание. Необходимо отметить, что ранее этот фактор проявлял себя, но не на социальном, а на социально-психологическом уровне.

Стало очевидным, что такое отчуждение вместе со снижением роли общественности заметно ослабило их предупредительный потенциал, где, как известно, необходимы меры воздействия как на неблагополучные семьи, так и профилактика рецидива среди лиц, ранее судимых.

Безусловно, следует согласиться с академиком Д. Лихачевым, на которого уместно ссылается А. Бондар: «Нужно ясно осознавать, что к преступности ведут отсутствие нормальной жизни в семье, нищета в соседстве с окружающим богатством, плохая постановка начального и среднего образования, неуважение к закону, вызванное существующей зависимостью его от власти и денег. Поэтому, я убежден, с преступностью нужно бороться не только судебными решениями, но частично меняя уклад нашей жизни» [41,- С. 4.].

Рост рецидивной преступности находится в прямой зависимости и от состояния работы по трудовому и бытовому устройству лиц, отбывших уголовное наказание.

Необходимость оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, отбывшим уголовные наказания, в настоящее время общепризнанна и подтверждена международными правовыми актами. Особую остроту эта проблема приобретает в настоящее время, когда разгул преступности стал одной из причин социальной напряженности в обществе и представляет угрозу национальной безопасности.

В связи с чем, считаем, что борьбу с рецидивной преступностью необходимо рассматривать в качестве составной части общегосударственной программы.

1. Она должна включать в себя  мероприятия социально-экономического характера и их правовое обеспечение, с подробной разработкой комплекса социальных мер, направленных на предупреждение преступности, предусматривающих соответствующее материальное и финансовое обеспечение их реализации.

2. Следует принять подзаконные акты, определяющие организационные, материальные и финансовые предпосылки для реализации мероприятий по предупреждению рецидивной преступности: строительство общежитий на предприятиях, предназначенных для бытового и трудового устройства лиц, освобожденных от наказания, расширение сети домов-интернатов, создание реабилитационных центров для больных туберкулезом.

Информация о работе Понятие и основные приоритеты концепции правовой политики РК в сфере исполнения уголовных наказаний