Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:46, курсовая работа
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, регулируемые нормами уголовного и уголовно-исполнительного права в процессе совершенствования правовой политики в уголовно-исполнительной системе.
Предметом исследования составляют нормы законодательства, и правоприменительная деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы, а также организационно-правовые аспекты, направленные на реализацию основных приоритетов Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
Много научной полемики вызывает качественный состав общественно-наблюдательных комиссий. В проекте закона о национальном превентивном механизме предлагается комиссия численность в 9 человек. Нечетное число обусловлено решением спорных вопросов, которые могут возникнуть у членов комиссии при принятии управленческих решений. Но по нашему мнению это положение нельзя считать принципиальным. Пускай будет четное число членов ОНК, с предоставлением в данном случае полномочий председателю ОНК, воспользоваться двумя голосами.
Не смотря на то, что правом формирования ОНК наделены общественные объединения, это не должно исключать возможности включения в состав ОНК иных граждан, ели они изъявляют желание и выдвигают свою кандидатуру. Тем более, выше мы перечисляли претензии практических сотрудников УИС, что члены ОНК слабо разбираются в специфике работы ИУ. Таким образом, в составе комиссии должны быть граждане, наделенные специальные познаниями деятельности подразделений пенитенциарной системы. Заслуживает положительный опыт Актюбинской области, где в ОНК входят несколько членов комиссии – пенсионеры правоохранительных органов и возглавляет председатель ОНК – бывший начальник УКУИС области.
Важно, чтобы субъекты института превенции пыток могли быть самостоятельны, открыты и независимы в выборе своих членов, отношения между ними строились на профессиональной и доверительной основе и четкого понимания ими того, что они выполняют важную функцию социального государства. Для выполнения своих целей сотрудники НПМ должны регулярно повышать свой профессиональный уровень путем участия в специальных образовательных программах, для чего потребуются дополнительные финансовые ресурсы и время. Сейчас при разработке модели НПМ в Казахстане важно предусмотреть опасность создания собственной «бюрократии» в учреждениях превенции пыток и монополизации НПМ несколькими ведущими НПО. Если данные риски не будут учтены всеми участниками процесса создания НПМ, то часть гражданского общества Казахстана может быть искусственно лишена возможности участвовать в независимом контроле пенитенциарных учреждений. Да и новые предложения Министерства юстиции РК показывают, что руководитель и члены ОНК приравниваются по реестру должностей гражданских служащих (рабочих) в группы G-1 и G-2[26].
В данные группы входят следующие должностные лица: G-1 - руководитель: высшего учебного заведения (вуза); научно-исследовательского института (НИИ) и др. G-2 - академик-секретарь; заместитель руководителя: вуза; НИИ; центра и др. Это вершина в карьере многих должностных лиц в сфере науки и образования.
Таким образом, относительно высокие позиции должностей председателя ОНК и членов комиссии в бюрократической иерархии государства может послужить «медвежьей» услугой для развития НПМ, так как будет дополнительным источником «теневой» борьбы за высокий оклад и привилегии. Либо бюрократический аппарат привлечет в данный процесс лояльные к себе общественные объединения, с помощью которых будет ежегодно «осваивать» 200 млн. тенге из средств государственного социального заказа.
Следует согласиться с мнением Центра исследования правовой политики при поддержке Freedom House (март 2010), которые полагают, что НПМ должен формироваться из двух групп участников: 1) профессиональные мониторы, которые постоянно занимаются этой деятельностью и имеют соответствующий опыт, образование. Они финансируются на постоянной основе. Основная часть их работы – организационная; 2) волонтеры, в число которых может войти каждый желающий, имеющий минимальную подготовку и соответствующий минимальным требованиям. Волонтеры должны пройти определенный испытательный срок.
Безусловно, важным вопросом является финансирование национального превентивного механизма. Очевидно, что без соответствующих ресурсов нормально функционировать субъекты общественного контроля не смогут, хотя бы потому, что нужны средства на командировки в исправительные учреждения области, обучение, связь, канцтовары и т. п. Чтобы субъекты общественного контроля не были поставлены финансовую зависимость местных исполнительных органов и территориальных органов УИС, финансирование должно осуществляться из республиканского бюджета. При этом не следует отказывать от факультативных источников финансирования на добровольной основе (спонсорская помощь юридических и физических лиц, благотворительные взносы, гранты международных организаций и.т.п.).
Вместе с тем, в УИК должны быть предусмотрены ограничения для ряда лиц о возможности участия в работе общественно-наблюдательной комиссии. Так, в частности, членами ОНК не могут быть граждане, имеющие судимость, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, супруги и близкие родственники лиц, находящихся в заключении. Обосновано возникают вопросы: «Почему гражданин, имеющий не снятую и не погашенную судимость, не может участвовать в реализации общественного контроля, ведь это не дает никаких привилегий?».
Действительно, лицо, отбывшее наказание в местах лишения свободы, лучше кого-либо представляет технологию исполнения такого вида наказания на практике и возможные нарушения прав человека, связанные с данным наказанием. В мировой практике общественного контроля, как показывает наше исследование, лицам, отбывшим наказание, не запрещается участвовать в общественном контроле. Так, в Великобритании ранее судимое лицо может быть членом Совета независимого мониторинга только через пять лет после освобождения, и ему запрещено инспектировать тюрьму, в которой он отбывал наказание. Следует отметить, что осужденные лица (кроме отбывающих наказание в виде лишения свободы) не ограничиваются даже в политических правах, так как сохраняют активное избирательное право, гарантированное Конституцией Казахстана.
На первый взгляд может выглядеть нелогичным правовой запрет включения в состав ОНК подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которые еще не осуждены, не признаны виновными, и, в принципе, могут быть освобождены от уголовной ответственности или оправданы судом. Но по нашему мнению такие запреты имеют краткосрочный характер (1-2 месяца), пока не закончится предварительное следствие и судья примет решение о виновности гражданина.
На основании вышеизложенного обосновано:
-разработать законопроект «Об
общественном контроле в
-законодательно закрепить
-.в целях реализации
-расширить судебный контроль за соблюдением прав лиц во всех местах содержания под стражей;
-обеспечить обязательное
-обеспечить доступ
Завершая изложенное, полагаем, что для решения обозначенных проблем необходимо совершенствовать механизм общественного контроля, избегая в нем однополярной модели общественного контроля, сводимой только к ОНК. Следует развивать организационную и финансовую независимость субъектов его осуществления, механизм взаимодействия с администрацией пенитенциарных учреждений и, что самое важное, правовые последствия данного контроля.
2.2 Совершенствование механизма ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы
Ресоциализация (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.
Исследованию института ресоциализации в местах лишения свободы посвящено ряд монографических трудов: С.Жорабекова,И.В.Слепцова, Т.Н. Волковой, М.С.Рыбак, Е.Г.Багреевой и др [27, -С. 104; 28, -С. 130; 29, -С. 450с; 30, -С. 380; 31,-С. 164.] В Казахстане подобные исследования проводились частично, в монографических трудах этим вопросам посвящались отдельные параграфы, главы учебных пособий, различные публикации в средствах массовой информации. На современном этапе вопросам совершенствования данного института уделяется не только пристальное внимание, но и придается политическое значение. Подтверждением таким выводам является новая Концепция правовой политики РК на период с 2010 по 2020 годы, которая считает это основным приоритетом уголовно-исполнительной политики РК.
Процесс ресоциализации не
должен начинаться, не только
тогда когда осужденный
Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.
Когда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы и колонии, то есть принудительно лишается свободы. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом.
Во многих публикациях авторы не различают понятия «ресоциализации» от «социальной адаптации». Также эти понятия называют другими словами «дезадаптация» и «реадаптация». [32,-С. 29; 33, -С. 68-70] Мы не ставим исследовательских целей проводить анализ данных понятиям, так как это, по нашему мнению, больше всего область филологии и их произношения ни в коем случае не влияет на научный юридический замысел исследования.
Отдельные исследователи рассматривают вопросы ресоциализации осужденных к мерам уголовного наказания не связанных с изоляцией от общества и даже, условно освобожденных от отбытия уголовного наказания. [34, -С.61.]. Данные исследования очень интересны, имеют право на существования, но являются менее актуальными в области правовой политики в уголовно-исполнительной системы. Эти проблемы мы также не ставим в цели настоящего исследования.
Ученые психологи, педагоги и социологи также часто пользуются термином «ресоциализации», понятия которого также успешно используется и в юриспруденции.
Республика Казахстан
В сложившейся ситуации в борьбе с преступностью приоритет отдается применению уголовного наказания в виде лишения свободы, в ряде случаев без учета общественной опасности совершенного преступления. Усиление карательных начал в борьбе с преступностью, а также установление излишних правоограничений в отношении осужденных к лишению свободы лишь усугубляет криминогенную обстановку в стране, ведет к социальной напряженности в обществе. Неспособность уголовного наказания противодействовать развитию негативных явлений в обществе вызывает объективную потребность раскрытия с научных позиций смысла происходящих процессов, поиска наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов преодоления кризисной ситуации в стране, нейтрализации преступности в Республике Казахстан.