Понятие и сущность исправительных работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы - определить правовые условия назначения наказания в виде исправительных работ и определить порядок его исполнения.
В процессе данной работы нужно решить следующие задачи:
изложить историю развития наказания в виде исправительных работ;
определить правовые условия назначения наказания в виде исправительных работ;
охарактеризовать правоограничения осужденных к наказанию в виде исправительных работ;
рассмотреть порядок исполнения наказания в виде исправительных работ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Понятие и сущность исправительных работ
1.2 Изменения в порядке исполнения исправительных работ
2 ПРИМИНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
2.1 Назначение наказания в виде исправительных работ, места отбывания и характеристика лиц, осужденных к ним
2.2 Последствия злостного уклонения от отбывания наказания виде исправительных работ.
3ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Исправительные работы.docx

— 74.39 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что такое сложение наказаний между собой (например, обязательных работ с исправительными работами) юридически запрещается, хотя математически возможно вывести соответствующие пропорции, они должны исполняться параллельно (самостоятельно). Отсюда следует, что осужденный, после того как отработал полный рабочий день, отбывая наказание по первому приговору, идет исполнять обязанности в рамках обязательных работ. На наш взгляд, в подавляющем большинстве случаев такая ситуация объективно приведет к постановке данного вопроса компетентными органами о замене такого наказания в связи со злостным уклонением.

Несомненно, решение, принимаемое  судом в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ (и соответственно ч. 3 ст. 49 УК РФ), не может быть произвольным, а  обязано основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и его личности, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось, однако проблема существует и требует, как представляется, своего решения.

Несколько слов следует сказать  о непосредственном исполнении наказания  в виде исправительных работ. УИК  РФ детально регламентирует эту сферу. В частности, среди особенностей отбывания рассматриваемого вида уголовного наказания следует выделить следующие.

В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания  для зачета неотработанных дней в  срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки  осужденным положенного количества рабочих дней (ч. 1. ст. 42 УИК РФ).

Новая редакция ч. 3 ст. 42 УИК  РФ не позволяет теперь засчитывать  время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ.

В связи с этим ряд авторов  отмечают, что довольно трудно понять логику законодателя, отказавшегося  от подобного зачета времени, в течение  которого осужденный не работал по уважительным причинам, но за ним сохранялась  заработная плата (например, времени  отпуска).

Несомненно, с одной стороны, согласно ТК РФ работникам предоставляются  ежегодные отпуска с сохранением  места работы (должности) и среднего заработка. Соответственно из него возможно производить удержания. 
Не соглашаясь с приведенной позицией, обратим внимание на то, что, с другой стороны, труд в рамках исполнения наказания отличен от общепринятого понятия труда, о котором говорится в ТК РФ, поскольку в некоторой степени является принудительным. Кроме того, наказание гражданина сводится к обязанности не только трудиться, но и претерпевать некоторые лишения, связанные с производимыми удержаниями из заработной платы. Таким образом, исправительные работы – двухаспектное понятие: труд и удержание процента из дохода в пользу государства. Соответственно, если один из них отсутствует (в приведенном случае труд при возможности производства удержаний), то и наказание в полной мере не исполняется.

Подтверждением этому  служит положение ТК РФ о том, что  отпуск является отдыхом, который, в  свою очередь, представляет собой время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Указанное в  корне, на наш взгляд, противоречит основам уголовного наказания и  не позволяет относить время, в течение  которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ.

На наш взгляд, ч. 3 ст. 42 УИК РФ целесообразно изложить в  следующей редакции: «Время, в течение  которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ  не засчитывается, кроме:

а) времени содержания под  стражей в связи с совершением  преступления, за которое назначены  исправительные работы, а также времени  отбывания лишения свободы с  момента вступления в законную силу судебного решения или иного  правоприменительного акта о замене лишения свободы исправительными  работами до момента фактического освобождения из-под стражи (из расчета один день содержания под стражей за три  дня исправительных работ);

б) времени ежегодного оплачиваемого  отпуска, предоставленного осужденному  в соответствии с ч. 6 ст. 40 настоящего Кодекса».

В числе возможных мер  поощрения осужденных к исправительным работам следует закрепить в  законе представление в суд о  снижении процента удержаний из заработка  осужденного. В то же время нет  оснований сохранять при замене исправительных работ лишением свободы  пропорциональность, предусмотренную  ст. 71 УК РФ. В ч. 4 ст. 50 УК РФ необходимо установить, что «в случае злостного  уклонения осужденного от отбывания  исправительных работ суд вправе заменить неотбытое наказание лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день исправительных работ».

Обозначенные проблемы иллюстрируют наличие ряда пробелов, которыми изобилует  действующие российское законодательство и преодоление которых является одной из первоочередных задач в  рамках проводимых в стране преобразований.

В настоящее время Государственная дума РФ уточняет порядок исполнения обязательных работ. Одобренными в первом чтении поправками в КоАП РФ предлагается  расширить сферы применения обязательных работ на срок до 50 часов за отдельные виды административных правонарушений, в частности за неуплату административного штрафа в установленный срок, а также за самовольное оставление места отбывания административного ареста. Поправками дается право привлеченным к ответственности в виде обязательных работ на обращение к судебному приставу-исполнителю с ходатайством об изменении вида обязательных работ или объекта, определенного для их отбывания, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели. 

Вносятся поправки в закон "Об исполнительном производстве" - срок для добровольного исполнения должником  требований исполнительного документа, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, предлагается определить в 5 дней (сейчас – не более 5-ти дней). Также уточняется перечень случаев, когда судебный пристав-исполнитель  не устанавливает срок для добровольного  исполнения - он дополнен двумя новыми случаями: возбуждение исполнительного  производства об отбывании обязательных работ и по исполнительным документам, подлежащим немедленному исполнению. Из этого перечня исключены случаи возбуждения исполнительного производства о восстановлении на работе, об административном приостановлении деятельности, по исполнительным документам об обеспечительных мерах и об административном выдворении за пределы РФ.

Кроме того, законопроектом определено, что обязательные работы могут отбываться в нерабочие дни, а также в  рабочие дни с 22.00 до 06.00 часов, определяется порядок исполнения судебным приставом-исполнителем постановления судьи о назначении обязательных работ - направление лица в организацию, определенную для  их отбывания, и осуществлении контроля за выполнением таких работ. Также  оговаривается, что исполнение постановления  судьи о назначении обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства правонарушителя.

Отдельно оговаривается, что время  обязательных работ не может превышать 4-х часов в выходные дни и  в дни когда, правонарушитель  не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни – 2-х часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия правонарушителя – 4-х часов, время  обязательных работ в течение  недели не может быть менее 12 часов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРИМИНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

2.1 Назначение наказания в виде исправительных работ, места отбывания и характеристика лиц,  осужденных к ним

 

Исполнение исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции, которые ведут учет осужденных, разъясняют порядок и условия  отбывания наказания и исполнения требований приговора администрации  организаций, в которых работают осужденные, контролируют поведение  осужденных, при необходимости направляют их в органы службы занятости для  трудоустройства, применяют меры поощрения  и взыскания, а также устанавливают  обязанности и запреты, выдают разрешение на увольнение осужденных с работы по собственному желанию.

Место отбывания наказания - предприятия, учреждения и организации  любой формы собственности, поскольку  на каждое из них распространяются конституционные гарантии и положения  трудового законодательства.

Исполнение наказания  в виде исправительных работ инспекцией начинается после получения распоряжения суда об исполнении приговора и копий  приговора, определения, постановления  суда. Каждый осужденный ставится на учет, на него заводится личное дело. Персональный учет всех осужденных к исправительным работам необходим для контроля за их участием в труде, правильностью удержаний из заработной платы, своевременным снятием с учета по основаниям, установленным законом.

Для удобства контроля за отбывающими  наказание установлено четыре основных вида их персонального учета: оперативный  учет, предварительный учет, контрольный  учет, учет разыскиваемых.

В обязанности инспекций  входит контроль за трудоустройством осужденного, контроль за правильностью  удержаний, возложение обязанностей и  запретов. В отношении каждого  осужденного могут быть установлены  все или некоторые запреты. При  отсутствии необходимости обязанности  и запреты могут не устанавливаться.

Наказание в виде исправительных работ может быть назначено приговором суда первой инстанции либо в порядке  изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном  порядке. Кроме того, исправительные работы могут быть назначены в  связи с заменой неотбытой  части наказания в виде лишения  свободы более мягким наказанием в соответствии со ст. 80 УК, в связи  с заменой штрафа исправительными  работами в случае злостного уклонения  от уплаты штрафа в порядке части 5 ст. 46 УК, в связи с назначением  исправительных работ вместо более  строгого наказания женщинам, имеющим  малолетних детей, в порядке части 3 ст. 82 УК либо в порядке помилования  или амнистии.

Исполнение приговора  суда, в соответствии с которым  лицо обязано отбывать наказание  в виде исправительных работ, возложено  на уголовно-исполнительную инспекцию .

Обращение к исполнению приговора, определения или постановления  возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления названного решения в законную силу либо возвращения  дела из кассационной инстанции суд направляет распоряжение об исполнении наказания и две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

Если приговор был изменен  кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. В том случае, когда приговор не был обжалован либо оставлен в  силе, прилагается справка о вступлении приговора в законную силу.

Исполнение наказания  в виде исправительных работ инспекцией начинается после получения распоряжения суда об исполнении приговора и копий  приговора, определения, постановления  суда. Каждый осужденный ставится на учет, на него заводится личное дело. Персональный учет всех осужденных к исправительным работам необходим для контроля за их участием в труде, правильностью  удержаний из заработной платы, своевременным  снятием с учета по основаниям, установленным законом.

Для удобства контроля за отбывающими  наказание установлено четыре основных вида их персонального учета:

  1. Оперативный учет - осужденные, в отношении которых исполняется наказание. Это касается основной массы лиц, отбывание наказания которыми осуществляется нормально.
  2. Предварительный учет - лица, которые не работают. К их числу относятся не поступившие на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет; уволенные с места прежней работы и не поступившие на новую работу в течение такого же срока; не работающие без уважительных причин, а также лица, в отношении которых осуществляются первоначальные действия с целью розыска.
  3. Контрольный учет - лица, не работающие или уволенные с работы - до истечения 15 дней со дня постановки на учет или увольнения; не работающие в связи с болезнью, если время болезни не засчитывается в срок отбывания наказания; выехавшие на территорию, обслуживаемую другой инспекцией, до получения подтверждения о прибытии направленного туда личного дела; лица, находящиеся под стражей в порядке меры пресечения по другому делу, а также отбывающие арест или исправительные работы в качестве мер административного воздействия; осужденные, которым предоставлена отсрочка исполнения приговора; лица, направленные на медицинское освидетельствование для определения трудоспособности или наличия хронической душевной или иной тяжкой болезни, а также признанные нетрудоспособными, инвалидами I или II групп, страдающие хронической душевной или иной тяжкой болезнью, в отношении которых в суд направлены представления о замене наказания более мягким (ч.3 ст. 175 УИК) или об освобождении от наказания (ст. 81 УК, части 5 и 6 ст. 175 УИК).
  4. Учет разыскиваемых (скрывшихся) лиц - лица, материалы в отношении которых переданы в аппараты уголовного розыска в связи с тем, что первоначальные розыскные действия, проводившиеся инспекцией, к успеху не привели.

Одной из важнейших обязанностей инспекций является контроль за трудоустройством осужденного. Если он работает, инспекция  уточняет место работы и в течение 15 дней направляет туда копию приговора  и предписание о его исполнении. Если будет установлено, что осужденный не работает, ему предлагается устроиться на работу самостоятельно или с помощью  государственной службы занятости.

Информация о работе Понятие и сущность исправительных работ