Районный суд: организация и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Судебная власть - самая молодая из ветвей государственной власти современной России, в государственном развитии предыдущего периода суд функционировал как государственный орган, осуществляющий правосудие. Поэтому с изменением статуса суда в государственной системе необходимо было урегулировать его правовое положение как на конституционном уровне, так и в системе конституционного отраслевого законодательства. В связи с данным основной пакет законов, регулирующих роль, место и функции судов в системе государственно-правовых институтов, сформировался сравнительно недавно и в течение достаточно короткого периода - 1991 - 1995 гг. Это период судебной реформы, задачей которой, по сути, являлось создание новой эффективной, соответствующей современному этапу правового развития России системы законодательства о судебной власти.

Содержание

1. Введение 2
2. Роль и значение судов в системе правоохранительных 6
органов
3. Организация, принципы работы районных судов. 14
4. Полномочия районного суда. 23
5. Заключение 29
6. Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Моё почти гениальное творение.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

3) руководит изучением  и обобщением судебной практики  и ведением судебной статистики;

4) осуществляет общее  руководство работой аппарата  суда;

5) утверждает должностные  инструкции работников аппарата  суда;

6) устанавливает правила  внутреннего распорядка суда  и контролирует их выполнение;

6) организует работу  по повышению квалификации работников  суда;

7) организует работу  по пропаганде правовых знаний  и разъяснению законодательства;

8) осуществляет иные  полномочия по организации работы суда.

Если в районном суде только один судья, то он осуществляет полномочия председателя районного  суда.

Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями  о следующим принципам:

1) территориальный (зональный), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;

2) предметный (функциональный), когда один судья рассматривает  уголовные дела, другой - гражданские,  третий специализируется только  на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;

3) предметно-зональный,  складывающийся там, где каждый  судья рассматривает или уголовные,  или гражданские дела в пределах  закрепленной за ним территории;

4) беззональный,19 когда судьи рассматривают уголовные и гражданские  дела по поручению председателя суда.

Новые полномочия председателей  районных судов закреплены ст. 6.2 Закона о статусе судей "Полномочия председателей и заместителей председателей судов", где подробно перечисляет основные правомочия этих лиц.

Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателей суда федеральным законодательством, осуществляет следующие функции:

1) организует работу  суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности  между заместителями председателя, а также между судьями в  порядке, установленном федеральным законом;

4) организует работу  по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее  руководство деятельностью аппарата  суда, в том числе назначает  на должность и освобождает  от должности работников аппарата  суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует  судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные  полномочия по организации работы  суда.

Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также  процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, организует работу суда, распределяет обязанности, руководствуясь распоряжениями председателя.

Постановлением Совета судей РФ от 18 апреля 2003 г. N 101 утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов20, в п. 2.1 которых детализированы функции председателя суда по организации работы суда.

Организация работы в  районном суде основана на обеспечении  функций районного суда по осуществлению  правосудия и выполнению некоторых других полномочий судебной власти.

На практике в целях  реализации возложенных на них обязанностей председатели районных судов издают соответствующие распоряжения и  приказы, в целях оптимальной  организации работы судов.

Так приказом председателя Правобережного районного суда г. Липецка от 15.03.2004г. №16/04-01 “О создании отделов» сформированы три отдела - отдел по общим вопросам, систематизации законодательства и судебной практики; отдел по гражданским делам; отдел по уголовным делам и материалам.

В соответствии с Федеральным  законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О  государственной гражданской службе Российской Федерации"21 служащие  аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, являются государственными гражданскими служащими. На основании методических рекомендаций по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппаратов судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденных приказом  Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 21.02.2006 № 1822, председатели районных судов также утверждают должностные регламенты  федеральных государственных гражданских служащих, замещающих в соответствующем районном суде должности федеральной государственной гражданской службы.

Также приказами председателей  районных судов устанавливается  порядок рассмотрения судьями подсудных  судам дел. Так допустим приказом председателя Правобережного районного  суда г. Липецка от 18.12.2008г. №83/04-01 установлена специализация рассмотрения дел судьями суда и их взаимозаменяемость.

Важной частью организации работы суда является прием посетителей  суда. Большинство гражданских дел  заводится в районном суде по заявлениям, которые подаются на приеме гражданами и представителями юридических лиц.

В целях обеспечения  реализации прав граждан на обращение  в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, упорядочения процедуры  реализации права на судебную защиту, оптимизации документооборота, во исполнение постановления Совета судей РФ от 15.05.2008г. №216,  Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 26.11.2008г. утверждено Примерное положение о приемной в судах общей юрисдикции.  В соответствии с данным Положением в районных судах Липецкой области председателями утверждены Положения о приемных в районных судах. В настоящее время прием граждан и выдача им необходимых документов,  производится работниками аппарата судов, что также исключает контакт посетителей с судьями, до начала судебного разбирательства.

Таким образом, залогом  успешного функционирования районных судов является надлежащее закрепление  правового положения судов данного  звена, в том числе и правового  статуса председателя суда как руководителя, поскольку работу районного суда организует его председатель. Однако на данный момент качество работы суда в целом зависит от грамотного и творческого подхода председателя районного суда по осуществлению возложенных на него обязанностей. Скромное законодательное закрепление правового статуса председателя районного суда не отражает реальной очень существенной его роли. От четкой организации работы суда, от качества выполнения каждым работником своих полномочий, от слаженности коллектива зависит выполнение функций судебной власти в целом. Поэтому от председателя суда как руководителя зависит успешное функционирование данного органа23.

Как отмечает А.А. Власов, "большинство судей и председателей  судов, как это ни странно, лишились своих должностей не за свою процессуальную деятельность по осуществлению правосудия, а именно за недостатки в организации работы судов и судебных процессов"24.

Ст. 15 Конституции РФ определяет, что общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы страны. Одним из основополагающих актов международного права является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Объем гарантий основных прав, предоставляемый Конвенцией, оценивается в свете практики заседающего в Страсбурге Европейского Суда по правам человека.

В.М. Лебедевым в книге  "Развитие судебной власти в Российской Федерации" рассматривается целый  ряд принципов судебной деятельности в качестве процессуальных гарантий справедливого правосудия, в их числе подробно анализируются беспристрастность суда, гласность, открытость судебного разбирательства, оперативность правосудия, состязательность и равноправие сторон, особые дополнительные требования к процедуре по уголовным делам, участие народа в отправлении правосудия25.

В книге "Судебная власть" под редакцией д.ю.н., проф. Л.И. Петрухина  рассматриваются принципы независимости, свободного доступа к правосудию, состязательности, публичности и  диспозитивности, презумпции и преюдиции в судопроизводстве26.

Правосудие по самой  своей сути может признаваться таковым  лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах (статья 14 Международного пакта о  гражданских и политических правах 1966 года; статья 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 года). Справедливость как основополагающая идея находит свое закрепление и во вводных положениях к Конституции Российской Федерации.

Как отмечает Л.Б. Алексеева, "ни одно закрепленное в международных нормах право не регулируется так подробно, как право на справедливое судебное разбирательство по уголовным делам"27, Л.Б. Алексеева справедливо отмечает как принципиальное единство содержания ст. 14 Пакта и ст. 6 Конвенции, так и то обстоятельство, что последняя получила "развернутую конкретизацию и развитие в решениях Европейского суда по правам человека, что позволяет более обоснованно судить о тех требованиях, которые международное право предъявляет к правосудию по уголовным делам"28.

Анализ указанных международных  норм свидетельствует о том, что  они устанавливают следующие  требования к правосудию, соблюдение которых позволяет признать его  справедливым:

1. Рассмотрение дела  независимым и беспристрастным  судом.

2. Разбирательство дела  в разумный срок.

3. Публичность судебного  разбирательства, допускающая ограничения  по соображениям морали, общественного  порядка, государственной безопасности  в демократическом обществе, а  также в интересах несовершеннолетних, для защиты частной жизни и  интересов правосудия; при этом во всех случаях судебное решение объявляется публично.

4. Признание обвиняемого  невиновным до тех пор, пока  его виновность не будет установлена  законным порядком.

5. Наделение обвиняемого  как минимум следующими правами:

- быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

- иметь достаточное  время и возможности для подготовки  своей защиты;

- защищать себя лично  или через посредство выбранного  им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

- допрашивать показывающих  против него свидетелей или  иметь право на то, чтобы эти  свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

- пользоваться бесплатной  помощью переводчика, если он  не понимает языка, используемого  в суде, или не говорит на  этом языке.29 Все приведенные требования содержатся в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в редакции Протокола N 1, который вступил в силу 1 ноября 1998 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛНОМОЧИЯ РАЙОННОГО  СУДА

 

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и рассматривает в апелляционном порядке уголовные, гражданские и административные дела по жалобам и представлениям на решения мировых судей, не вступившие в законную силу.

Районному суду подсудны по первой инстанции все уголовные  и гражданские дела, кроме дел, подсудных мировым судьям, военным судам, судам областного звена и Верховному Суду РФ. Судьи районных судов также рассматривают единолично дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 и ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации. Указание на дела, по которым производство осуществляется в форме административного расследования, содержится в ст. 28.7 КоАП РФ. Это наиболее сложные дела об административных правонарушениях: правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного законодательства и др.

Несомненно, что по мере развития и совершенствования российской судебной системы судейская компетенция  по делам об административных правонарушениях  будет расширяться: судебное производство - безусловно, наиболее квалифицированное и является самым надежным способом обеспечения прав человека - высшей государственной ценности30.

 Что касается административного  выдворения за пределы Российской  Федерации как меры административного взыскания, то она устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших ряд административных правонарушений (например, нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ст. 18.10 КоАП РФ), нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11 КоАП РФ). Отнесение этих дел к подсудности судей районных судов заключается в особенностях субъектов ответственности и для разрешения дела нередко требуется знание и применение норм международного права.

Информация о работе Районный суд: организация и полномочия