История зарождения и становления органов прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:00, лекция

Краткое описание

Вопрос о времени появления прокуратуры в Беларуси является достаточно сложным и в литературе практически не рассмотрен. Уже в XV–XVI вв. в Великом княжестве Литовском, политическим, экономическим и культурным центром которого были белорусские земли, существовали должности, близкие по объему выполняемых полномочий к прокурорским. Статутами ВКЛ 1529 года, 1566 года и 1588 года регулировалась деятельность прокураторов и возных. Первые представляли собой адвокатов в нынешнем понимании слова. Вторые – нечто среднее между прокурором, следователем и дознавателем.

Содержание

Прокураторы, возные, инстигаторы в ВКЛ.
Образование прокуратуры в России. Дореформенная прокуратура (от Петра I до 1864 года).
Характеристика пореформенной прокуратуры (с 1864 года по 1917 год).
Советский период развития прокуратуры (с 1922 года по 1991 год).

Вложенные файлы: 1 файл

Konspekt_Prok_nadzor_obsch_chast.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляется должностному лицу, иному гражданину, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку.

При несогласии с официальным предупреждением  должностное лицо, иной гражданин, в  отношении которых оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору, если иное не предусмотрено законодательными актами. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Работа с кадрами в органах прокуратуры.

 

Вопросы:

  1. Принципы, критерии подбора кадров в органы прокуратуры.
  2. Классные чины прокурорских работников.
  3. Меры поощрения и ответственности прокурорских работников.
  4. Аттестация прокурорских работников.
  5. Меры правовой и социальной защиты прокурорских работников.
  6. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников.

 

Законом «О прокуратуре» определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы прокуратуры.

На должность прокурорского работника может быть назначен:

1) гражданин Республики Беларусь;

2) имеющий высшее юридическое  образование. На должность прокурорского  работника в исключительных случаях  может быть назначен гражданин,  имеющий иное высшее образование. 

3) обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами.

Систематизированные перечни профессиональных качеств прокурорских работников нормативно не определены, в том числе, в силу сложности этой задачи. Указание на необходимость таких качеств, а также перечисление отдельных из них содержится в законе «О прокуратуре», ряде положений, указаний и инструкций Генерального прокурора, в методических указаниях по вопросам кадровой политики в органах прокуратуры.

Обычно среди таких личных качеств  отмечается добросовестность, дисциплинированность, принципиальность, внимательное и уважительное отношение к гражданам, корректность, вежливость и тактичность, трудолюбие, исполнительность, прилежность и аккуратность, объективность и отзывчивость. Помимо этих нравственных свойств личности, при установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности в соответствующей отрасли (участие в суде, надзор за соблюдением законов учреждениями уголовно-исполнительной системы), с учетом иерархического уровня органа прокуратуры в прокурорской системе.

4) На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного  и приравненных к нему транспортного и межгарнизонного военного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, города Минска и приравненных к нему прокуроров – лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет, если иное не установлено Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.

 

5) Состояние здоровья. С учетом особого характера условий работы в органах прокуратуры, напряженности и интенсивности труда прокурорских работников, нередко связанных с риском опасности для жизни и здоровья, других объективных обстоятельств, к кандидатам на эти должности предъявляются определенные требования по состоянию здоровья. Такие лица проходят медицинское обследование и не могут быть приняты на службу, если имеют заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует выполнению ими служебных обязанностей.

6) Другие требования. Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и (или) находиться на указанной службе, если оно:

6.1. не имеет гражданства Республики Беларусь;

6.2. признано в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

6.3. лишено судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

6.4. имеет судимость;

6.5. ранее совершило умышленное преступление;

6.6. имеет подтвержденное заключением врачебно-консультационной комиссии заболевание, входящее в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

6.7. состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с прокурорским работником, если их служба в органах прокуратуры будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6.8. отказывается от прохождения в установленном порядке специальной проверки, а также процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

 

Классные  чины – это специальный служебный  разряд, персональное звание прокурорского  работника как государственного служащего, который присваивается с учетом занимаемой должности, стажа (выслуги), знаний и опыта, а также результатов работы по укреплению законности и правопорядка.

Для лиц, назначенных на должности  прокурорских работников, устанавливаются  следующие классные чины, соответствующие воинским званиям:

1. государственный советник юстиции 1 класса – генерал-полковник;

2. государственный советник юстиции 2 класса – генерал-лейтенант;

3. государственный советник юстиции 3 класса – генерал-майор;

4. старший советник юстиции – полковник;

5. советник юстиции – подполковник;

6. младший советник юстиции – майор;

7. юрист 1 класса – капитан;

8. юрист 2 класса – старший лейтенант;

9. юрист 3 класса – лейтенант.

Классные чины прокурорским работникам присваиваются последовательно в соответствии с занимаемой должностью и с учетом требований:

1. Генеральный прокурор – государственный советник юстиции 1 класса;

2. первый заместитель, заместитель Генерального прокурора – государственный советник юстиции 2 класса;

3. прокурор области, города Минска, Белорусский транспортный прокурор – государственный советник юстиции 3 класса;

4. начальник структурного подразделения Генеральной прокуратуры и его заместитель, советник Генерального прокурора, старший помощник Генерального прокурора, заместитель прокурора области, города Минска, Белорусского транспортного прокурора, прокурор района с численностью населения более 60 тысяч человек, прокурор района в городе, прокурор города, межрайонный прокурор и приравненный к ним транспортный прокурор – старший советник юстиции;

5. помощник Генерального прокурора, помощник Генерального прокурора по особым поручениям, помощник заместителя Генерального прокурора, старший прокурор и прокурор структурного подразделения Генеральной прокуратуры, начальник структурного подразделения прокуратуры области, города Минска, Белорусской транспортной прокуратуры и его заместитель, старший помощник прокурора области, города Минска, Белорусского транспортного прокурора, прокурор района с численностью населения менее 60 тысяч человек, заместитель прокурора района с численностью населения более 60 тысяч человек, прокурора района в городе, прокурора города, межрайонного прокурора и приравненного к ним транспортного прокурора – советник юстиции;

6. помощник прокурора области, города Минска, Белорусского транспортного прокурора, старший прокурор и прокурор структурного подразделения, заместитель прокурора района с численностью населения менее 60 тысяч человек, старший помощник прокурора района с численностью населения более 60 тысяч человек, прокурора района в городе, прокурора города, межрайонного прокурора и приравненного к ним транспортного прокурора – младший советник юстиции;

7. старший помощник прокурора района с численностью населения менее 60 тысяч человек, помощник прокурора района, района в городе, города, межрайонного прокурора и приравненного к ним транспортного прокурора – юрист 1 класса.

Лицам, впервые поступившим на службу в органы прокуратуры, после прохождения  стажировки присваивается классный чин юриста 3 класса.

Устанавливаются следующие сроки  пребывания прокурорского работника  в классном чине:

1. юрист 3 класса – один год;

2. юрист 2 класса – три года;

3. юрист 1 класса – три года;

4. младший советник юстиции – четыре года;

5. советник юстиции – пять лет.

Сроки пребывания прокурорских работников в классном чине старшего советника  юстиции и выше не устанавливаются.

Генеральный прокурор имеет право  присваивать очередные классные чины до истечения сроков. При этом очередной классный чин присваивается  досрочно по истечении не менее половины установленного срока пребывания в предыдущем классном чине, но не выше классного чина, предусмотренного по занимаемой должности, и не более двух раз за период службы в органах прокуратуры.

Классный чин государственного советника юстиции 1 класса присваивается Президентом.

Классные чины государственного советника  юстиции 2 и 3 класса присваиваются Президентом  по представлению Генерального прокурора.

Классные чины до старшего советника  юстиции включительно присваиваются  Генеральным прокурором по представлению его заместителей, прокуроров областей, города Минска и Белорусского транспортного прокурора.

Лицам, ранее проходившим военную  службу, службу в Следственном комитете, органах внутренних дел, органах  и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля и принятым на службу в органы прокуратуры, присваивается классный чин, соответствующий имеющемуся у них воинскому (специальному) званию.

При присвоении очередного классного чина прокурорскому работнику, проходившему ранее военную службу, службу в Следственном комитете, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, в срок службы в органах прокуратуры, необходимый для присвоения очередного классного чина, засчитывается срок военной службы (службы) в равном ему воинском (специальном) звании.

Представление прокурорского работника  к присвоению очередного классного  чина не производится в случаях:

. наличия у него дисциплинарного взыскания – до его погашения или снятия в установленном порядке;

2. проведения в отношении его служебной проверки по фактам нарушения служебной дисциплины либо расследования уголовного дела по подозрению (обвинению) его в совершении преступления – до завершения служебной проверки или прекращения производства по уголовному делу за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, отсутствием в деянии состава преступления, недоказанностью участия в совершении преступления либо до вынесения оправдательного приговора;

3. перевода его на нижестоящую должность ввиду несоответствия занимаемой должности – до принятия аттестационной комиссией решения о возбуждении ходатайства о присвоении очередного классного чина;

4. нахождения его в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В этом случае прокурорский работник представляется к присвоению очередного классного чина после выхода из отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет при условии занятия им должности, по которой предусмотрен равнозначный или более высокий классный чин, чем присваиваемый, и по истечении установленного срока пребывания в предыдущем классном чине. Время нахождения прокурорского работника в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в срок пребывания в присвоенном классном чине.

Прокурорским работникам устанавливаются  надбавки к должностным окладам за классные чины прокурорских работников в соответствии с законодательством. Должностной оклад и надбавка за классный чин прокурорского работника образуют расчетный должностной оклад.

При переходе прокурорского работника  на низшую должность, прекращении службы в органах прокуратуры за прокурорским работником сохраняется присвоенный классный чин, если он в установленном порядке не был понижен в классном чине или лишен классного чина.

 

Аттестация прокурорских работников проводится с целью объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и определения служебной перспективы.

Основными задачами аттестации прокурорских работников являются:

1. установление соответствия занимаемой должности;

2. выявление потенциальных способностей и возможностей для дальнейшего продвижения по службе;

3. определение необходимости повышения квалификации или переподготовки.

Информация о работе История зарождения и становления органов прокуратуры