Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:00, лекция
Вопрос о времени появления прокуратуры в Беларуси является достаточно сложным и в литературе практически не рассмотрен. Уже в XV–XVI вв. в Великом княжестве Литовском, политическим, экономическим и культурным центром которого были белорусские земли, существовали должности, близкие по объему выполняемых полномочий к прокурорским. Статутами ВКЛ 1529 года, 1566 года и 1588 года регулировалась деятельность прокураторов и возных. Первые представляли собой адвокатов в нынешнем понимании слова. Вторые – нечто среднее между прокурором, следователем и дознавателем.
Прокураторы, возные, инстигаторы в ВКЛ.
Образование прокуратуры в России. Дореформенная прокуратура (от Петра I до 1864 года).
Характеристика пореформенной прокуратуры (с 1864 года по 1917 год).
Советский период развития прокуратуры (с 1922 года по 1991 год).
Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляется должностному лицу, иному гражданину, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку.
При несогласии с официальным предупреждением должностное лицо, иной гражданин, в отношении которых оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору, если иное не предусмотрено законодательными актами. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.
Тема 5. Работа с кадрами в органах прокуратуры.
Вопросы:
Законом «О прокуратуре» определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы прокуратуры.
На должность прокурорского работника может быть назначен:
1) гражданин Республики Беларусь;
2) имеющий высшее юридическое
образование. На должность
3) обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами.
Систематизированные перечни профессиональных качеств прокурорских работников нормативно не определены, в том числе, в силу сложности этой задачи. Указание на необходимость таких качеств, а также перечисление отдельных из них содержится в законе «О прокуратуре», ряде положений, указаний и инструкций Генерального прокурора, в методических указаниях по вопросам кадровой политики в органах прокуратуры.
Обычно среди таких личных качеств отмечается добросовестность, дисциплинированность, принципиальность, внимательное и уважительное отношение к гражданам, корректность, вежливость и тактичность, трудолюбие, исполнительность, прилежность и аккуратность, объективность и отзывчивость. Помимо этих нравственных свойств личности, при установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности в соответствующей отрасли (участие в суде, надзор за соблюдением законов учреждениями уголовно-исполнительной системы), с учетом иерархического уровня органа прокуратуры в прокурорской системе.
4)
На должность прокурора района,
района в городе, города, межрайонного
и приравненных к нему транспор
5) Состояние здоровья. С учетом особого характера условий работы в органах прокуратуры, напряженности и интенсивности труда прокурорских работников, нередко связанных с риском опасности для жизни и здоровья, других объективных обстоятельств, к кандидатам на эти должности предъявляются определенные требования по состоянию здоровья. Такие лица проходят медицинское обследование и не могут быть приняты на службу, если имеют заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует выполнению ими служебных обязанностей.
6) Другие требования. Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и (или) находиться на указанной службе, если оно:
6.1. не имеет гражданства Республики Беларусь;
6.2. признано в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
6.3. лишено судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
6.4. имеет судимость;
6.5. ранее совершило умышленное преступление;
6.6. имеет подтвержденное заключением врачебно-консультационной комиссии заболевание, входящее в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;
6.7. состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с прокурорским работником, если их служба в органах прокуратуры будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6.8. отказывается от прохождения в установленном порядке специальной проверки, а также процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Классные чины – это специальный служебный разряд, персональное звание прокурорского работника как государственного служащего, который присваивается с учетом занимаемой должности, стажа (выслуги), знаний и опыта, а также результатов работы по укреплению законности и правопорядка.
Для лиц, назначенных на должности прокурорских работников, устанавливаются следующие классные чины, соответствующие воинским званиям:
1. государственный советник юстиции 1 класса – генерал-полковник;
2. государственный советник юстиции 2 класса – генерал-лейтенант;
3. государственный советник юстиции 3 класса – генерал-майор;
4. старший советник юстиции – полковник;
5. советник юстиции – подполковник;
6. младший советник юстиции – майор;
7. юрист 1 класса – капитан;
8. юрист 2 класса – старший лейтенант;
9. юрист 3 класса – лейтенант.
Классные чины прокурорским работникам присваиваются последовательно в соответствии с занимаемой должностью и с учетом требований:
1. Генеральный прокурор – государственный советник юстиции 1 класса;
2. первый заместитель, заместитель Генерального прокурора – государственный советник юстиции 2 класса;
3. прокурор области, города Минска, Белорусский транспортный прокурор – государственный советник юстиции 3 класса;
4. начальник структурного подразделения Генеральной прокуратуры и его заместитель, советник Генерального прокурора, старший помощник Генерального прокурора, заместитель прокурора области, города Минска, Белорусского транспортного прокурора, прокурор района с численностью населения более 60 тысяч человек, прокурор района в городе, прокурор города, межрайонный прокурор и приравненный к ним транспортный прокурор – старший советник юстиции;
5. помощник Генерального прокурора, помощник Генерального прокурора по особым поручениям, помощник заместителя Генерального прокурора, старший прокурор и прокурор структурного подразделения Генеральной прокуратуры, начальник структурного подразделения прокуратуры области, города Минска, Белорусской транспортной прокуратуры и его заместитель, старший помощник прокурора области, города Минска, Белорусского транспортного прокурора, прокурор района с численностью населения менее 60 тысяч человек, заместитель прокурора района с численностью населения более 60 тысяч человек, прокурора района в городе, прокурора города, межрайонного прокурора и приравненного к ним транспортного прокурора – советник юстиции;
6. помощник прокурора области, города Минска, Белорусского транспортного прокурора, старший прокурор и прокурор структурного подразделения, заместитель прокурора района с численностью населения менее 60 тысяч человек, старший помощник прокурора района с численностью населения более 60 тысяч человек, прокурора района в городе, прокурора города, межрайонного прокурора и приравненного к ним транспортного прокурора – младший советник юстиции;
7. старший помощник прокурора района с численностью населения менее 60 тысяч человек, помощник прокурора района, района в городе, города, межрайонного прокурора и приравненного к ним транспортного прокурора – юрист 1 класса.
Лицам, впервые поступившим на службу в органы прокуратуры, после прохождения стажировки присваивается классный чин юриста 3 класса.
Устанавливаются следующие сроки пребывания прокурорского работника в классном чине:
1. юрист 3 класса – один год;
2. юрист 2 класса – три года;
3. юрист 1 класса – три года;
4. младший советник юстиции – четыре года;
5. советник юстиции – пять лет.
Сроки пребывания прокурорских работников в классном чине старшего советника юстиции и выше не устанавливаются.
Генеральный прокурор имеет право присваивать очередные классные чины до истечения сроков. При этом очередной классный чин присваивается досрочно по истечении не менее половины установленного срока пребывания в предыдущем классном чине, но не выше классного чина, предусмотренного по занимаемой должности, и не более двух раз за период службы в органах прокуратуры.
Классный чин государственного советника юстиции 1 класса присваивается Президентом.
Классные чины государственного советника юстиции 2 и 3 класса присваиваются Президентом по представлению Генерального прокурора.
Классные чины до старшего советника юстиции включительно присваиваются Генеральным прокурором по представлению его заместителей, прокуроров областей, города Минска и Белорусского транспортного прокурора.
Лицам, ранее проходившим военную службу, службу в Следственном комитете, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля и принятым на службу в органы прокуратуры, присваивается классный чин, соответствующий имеющемуся у них воинскому (специальному) званию.
При присвоении очередного классного чина прокурорскому работнику, проходившему ранее военную службу, службу в Следственном комитете, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, в срок службы в органах прокуратуры, необходимый для присвоения очередного классного чина, засчитывается срок военной службы (службы) в равном ему воинском (специальном) звании.
Представление прокурорского работника к присвоению очередного классного чина не производится в случаях:
. наличия у него дисциплинарного взыскания – до его погашения или снятия в установленном порядке;
2. проведения в отношении его служебной проверки по фактам нарушения служебной дисциплины либо расследования уголовного дела по подозрению (обвинению) его в совершении преступления – до завершения служебной проверки или прекращения производства по уголовному делу за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, отсутствием в деянии состава преступления, недоказанностью участия в совершении преступления либо до вынесения оправдательного приговора;
3. перевода его на нижестоящую должность ввиду несоответствия занимаемой должности – до принятия аттестационной комиссией решения о возбуждении ходатайства о присвоении очередного классного чина;
4. нахождения его в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В этом случае прокурорский работник представляется к присвоению очередного классного чина после выхода из отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет при условии занятия им должности, по которой предусмотрен равнозначный или более высокий классный чин, чем присваиваемый, и по истечении установленного срока пребывания в предыдущем классном чине. Время нахождения прокурорского работника в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в срок пребывания в присвоенном классном чине.
Прокурорским работникам устанавливаются надбавки к должностным окладам за классные чины прокурорских работников в соответствии с законодательством. Должностной оклад и надбавка за классный чин прокурорского работника образуют расчетный должностной оклад.
При переходе прокурорского работника на низшую должность, прекращении службы в органах прокуратуры за прокурорским работником сохраняется присвоенный классный чин, если он в установленном порядке не был понижен в классном чине или лишен классного чина.
Аттестация прокурорских работников проводится с целью объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и определения служебной перспективы.
Основными задачами аттестации прокурорских работников являются:
1. установление соответствия занимаемой должности;
2. выявление потенциальных способностей и возможностей для дальнейшего продвижения по службе;
3. определение необходимости повышения квалификации или переподготовки.
Информация о работе История зарождения и становления органов прокуратуры