Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:50, дипломная работа
В данной дипломной работе исследуется социальная и правовая природа решений, принимаемых в уголовном судопроизводстве. Эти решения, которые завершают производство по уголовному делу – результат всей предшествующей деятельности управомоченных государственных органов и должностных лиц. В ходе такой деятельности принимаются различные по характеру и направленности решения, имеющие целью выполнить назначение уголовного судопроизводства.
Как известно, в управленческой деятельности стремление повысить качество принимаемых решений привело к созданию различных правил, процедур, регламентирующих поведение людей, которым приходится принимать решения. В уголовном судопроизводстве такую роль призван выполнять закон. «Я вообще не думаю, – писал К. Маркс, – что личности должны служить гарантиями против законов; я, наоборот, думаю, что законы должны служить гарантиями против личностей32».
В связи с этим важны установленные в законе правила, защищающие граждан от нарушения их прав. Особое значение имеет самостоятельность судебной власти и независимость судей, обеспечение доступа к правосудию, надзор прокурора за точным исполнением законов органами расследования, надзор вышестоящих судов за судебной деятельностью, обеспечение объективности и непредвзятости должностных лиц путем отвода, самоотвода, отстранения от участия в деле, обеспечение подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего квалифицированной юридической помощью.
Значение
субъективного фактора в
Творческий характер правоприменения определяется необходимостью интеллектуальных усилий для установления фактических обстоятельств дела, зачастую требующих глубокого проникновения в психологию, мотивацию поведения человека. Наиболее ярко «правоприменительное творчество проявляется в правоприменительном усмотрении». Правоприменительное усмотрение можно определить как предоставленную законом возможность правоприменителю выбирать решение, осуществлять поиск оптимального решения по делу.
Поэтому так важен высокий уровень профессиональной подготовки: наличие необходимых знаний, умений, навыков улиц, осуществляющих правоприменительную деятельность и тем более наделенных правом принимать решения, затрагивающие права и законные интересы человека и гражданина. Отсюда следуют и определенные требования к возрасту, наличию специального юридического образования, стажу работы, к нравственным, психологическим качествам, предъявляемым к лицам, претендующим занять должность следователя, прокурора, а тем более судьи.
Профессиональная компетентность – это не только знания, но и умения, позволяющие успешно действовать. Судебная реформа, поставившая новые задачи перед судом, а, следовательно, и перед судьями, открывает пространство для их профессионального и личностного развития и требует от носителей новой парадигмы правосудия гуманитарной компетентности, которая задает одновременно и основы современного правопонимания. Гуманитарную компетентность условно определим как грамотность во взаимодействии с другими людьми и самим собой, основой этого компетентности является ценность человека33. Понимание гуманитарной компетентности судьи может быть распространено в качестве требования, критерия и по отношению ко всем субъектам процесса, наделенным правом совершать действия и принимать уголовном судопроизводстве. Имеющиеся данные свидетельствуют о необходимости повышения профессиональной и гуманитарной компетенции лиц, наделенных правом принимать решения.
Понимание гуманитарной компетентности судьи может быть распространено в качестве требования, критерия и по отношению ко всем субъектам процесса, наделенным правом совершать действия и принимать уголовном судопроизводстве. Имеющиеся данные свидетельствуют о необходимости повышения профессиональной и гуманитарной компетенции лиц, наделенных правом принимать решения.
На совещании Совета судей РФ в декабре 2005 года Председатель Верховного Суда РФ В.И. Лебедев говорил о том, что не соблюдаются основы основ правосудия: равенство и состязательность, презумпция невиновности, право на защиту. Далеко не все судьи почувствовали свою независимость и требование беспристрастности при осуществлении правосудия. «Де-факто это значит, что наши судьи часто по старинке верят прокурору или по крайней мере более снисходительны к обвинению, но это уже не правосудие. И с этим надо бороться».
При оценке трудностей, которые возникали у судей при нении норм УПК РФ, выражающих новую концепцию назначения судопроизводства и особую роль суда в этой деятельности, нельзя не учитывать, что значительная часть судейского корпуса имеет более чем 10-летний и даже 20-летннй стаж работы, что, конечно, связывает их с тем стереотипом поведения, ролью и полномочиями суда, которые были выражены в УПК РСФСР.
Например, за 2004 г. статуса судей за вынесение заведомо решений лишились 50 судей. Судебная система испытывает кадровый голод, имеется около 3 тыс. вакансий на должность судей районных судов, между тем в 2004 г. 30% претендентов на должность судьи не сдали экзамена в квалификационных комиссиях.
Существенным препятствием в надлежащем функционировании судебной системы служат неоднократно отмеченные недостатки в формировании судейского корпуса, в том числе и замещение судейских должностей преимущественно лицами, ранее работавшими в прокуратуре, МВД и более склонными к обвинительным тенденциям.
Ограничение срока полномочий впервые назначенных судей тремя годами делает их в определенной степени зависимыми от оценки их работы председателем суда, от которого зависит представление судьи для последующего назначения на должность.
С учетом запланированного увеличения судейских кадров почти вдвое наличие 30% вакантных должностей в судейской системе объективно приведет к тому, что судейский корпус будет состоять не менее чем наполовину из судей, впервые назначенных на три года. При этом обширные полномочия председателей вышестоящих судов, представляющих кандидатов для назначения судей как на первые три года, так и в дальнейшем, а также права председателя суда по возбуждению производства по лишению судейского статуса, безусловно, негативно сказываются на деятельности судей, ограничивают их независимость и возрождают практику управления судьями34.
О необходимости ужесточить процедуру отбора кандидатов в судьи, а самих судей поставить под строгий контроль общества говорил Председатель Верховного Суда РФ В.И. Лебедев на Совете судей. В Судебном департаменте при Верховном Суде разработан законопроект, направленный на ужесточение правил отбора судей, проверку их на честность, уровень профессиональной, психологической подготовленности к судейской деятельности.
Имеются кадровые проблемы и в подборе следователей. Обращает на себя внимание то, что следователи органов МВД расследуют более 85% всех уголовных дел. Вместе с тем они не имеют достаточной профессиональной подготовки. Так, по состоянию на I января 2005 г. следователи с высшим юридическим образованием в системе МВД составляли 46%. Интересны в этом отношении оценки самими следователями своей подготовленности к профессиональной деятельности.
Проверки уровня подготовленности к выполнению профессиональных обязанностей показали, что у 30 – 35% МВД знания не отвечают полностью или частично требованиям, что порождает развитие правового нигилизма.
Результат правового нигилизма – умышленное нарушение закона, приводящее к вынесению незаконных решений или процессуальным ошибкам, допущенным по небрежности, неумению видеть системность закона35.
Среди факторов, влияющих на субъекта, принимающего решение в уголовном процессе, следует обратить внимание на профессиональную и ведомственную корпоративность36. Это проявляется том, что представители социальных групп, участвующие в производстве по уголовному делу, подчиняются групповым нормам, соизмеряют свои поступки с принятыми в данной группе стандартами поведения.
Негативные проявления корпоративности связаны с зависимостью между принятым решением и установленными ведомственными ми показателями оценки работы или обусловлены нежеланием «выносить сор из избы».
С негативными проявлениями корпоративности встречаются зачастую преподаватели юридических вузов, когда студент, проходивший производственную практику, объясняет проведенные действия или оценивает принятые решения с точки зрения не соответствия их закону, а правил поведения, приняты практической деятельности.
Корпоративная принадлежность может иметь и положительное воздействие, если в корпорации признаются честь, достойна сплоченность в решении социальных задач и стремление к полезному росту сообщества.
Приведенные соображения об объективных и субъективных факторах, влияющих на принятие решений в уголовном судопроизводстве, имеют целью обратить внимание на необходимость научных исследований, ведущих к выявлению факторов, приводящих к принятию незаконных решений, нарушающих права и интересы граждан. Необходимо не только знать, какие именно ошибки допускаются в деятельности следователей, судей, но и то, чем они вызваны и каковы пути их преодоления.
При рассмотрении субъективного фактора в принятии решения надо обратить внимание на особенности принятия коллегиальных решений, «групповых решений», как их именуют в социологии.
С учетом того, что такое важнейшее решение, как приговор принимается в суде с участием присяжных заседателей путем разделения вопросов факта и права, важно выделить роль председательствующего судьи, который руководит судебным разбирательством, готовит присяжных к выполнению возложенных на них обязанностей, в том числе своим напутственным словом.
Преимущества группового решения присяжных перед профессиональным судом состоят в: максимальной приближенности коллегии присяжных к реальной жизни, позволяющей при решении вопроса о виновности лица в совершении преступлений пользоваться здравым смыслом (практическим рассудком); отсутствии профессиональных стереотипов мышления судьи ;коллегиальном, а не единоличном противостоянии общественному мнению (совокупный интеллектуальный потенциал здравого смысла), т. е. возможности противопоставления общественному мнению общественной совести37.
А.А.
Тарасов отмечает, что при выработке коллегиально
Существует определенная взаимосвязь между подготовленностью присяжных заседателей к отправлению своих высоких обязанностей и их фактическим участием, как в судебном разбирательстве, так и в вынесении вердикта. Многое здесь зависит и от правильного понимания присяжными заседателями целей и задач судебного разбирательства, соотношения предварительного и судебного следствия, понимания и использования своих полномочий, поэтому в суде с участием присяжных заседателей особая роль принадлежит председательствующему. Именно он обязан объективно, непредвзято объяснить присяжным заседателям суть дела, которое простоит рассмотреть, вопросы, которые они должны разрешить, помочь им использовать предоставленные права. Председательствующий обязан объяснить присяжным заседателям правила принятия ими решения и обеспечить возможность высказывать свое убеждение по каждому из поставленных перед ними вопросов.
На обеспечение эффективности суда присяжных направлено постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей».
Различного рода факторы (политические, экономические, правовые) могут оказывать положительное влияние, делать личность правоприменителя социально активной, обладающей высоким чувством ответственности за порученное дело, за каждое решение, но могут оказывать и негативное влияние на правоприменителя, вести к деформации личности, умышленному нарушению закона, коррумпированности. Такого рода негативные явления в среде судей, сотрудников правоохранительных органон отмечались в выступлениях Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Генерального прокурора РФ, Председателя Верховного Суда РФ.
3.3 Правовые модели принятия решения
В нормативных правилах принятия решений в уголовном судопроизводстве можно выделить несколько типов правовых предписаний или правовых моделей, которые, во-первых, адресованы разным объектам правоприменения, во-вторых, различаются фактическими основаниями для их принятия и уровнем доказанности этих оснований и, наконец, правовыми выводами (собственно решениями), которые должны (или могут) последовать за установленными фактическими обстоятельствами. Эти правовые последствия могут быть абсолютно определенно предписаны законодателем или предоставить правоприменителю право на «усмотрение» при выборе решения.
Наиболее важные нормативные правила, регулирующие процесс принятия решений, закреплены в принципах уголовного судопроизводства. Разделение функций между стороной обвинения и судом, особые полномочия суда определяют и различие тех делу, которые правомочны принять суд (ст. 29 УПК РФ), следователь (ст. 38), начальник следственного отдела (ст. 39), прокурор (ст. 37), орган дознания (ст. 40), дознаватель (ст. 41). Названные положения имеют значение не только для вынесения решений, заканчивающих производство по делу, но и для хода исследования фактических обстоятельств дела и принятия всех решений, так затрагивающих права, свободы, законные интересы граждан.
В первую
очередь следует назвать
Обращение к конкретным делам и принятым по ним решениям убеждает в том, что признание приговора незаконным и необоснованным зачастую объясняется тем, что путь к этому решению «не был истинным», так как промежуточные решения по ходу расследования и разбирательства дела в суде (например, о мере пресечения, по ходатайствам участников процесса) принимались вопреки презумпции невиновности, с предвзятым отношением к подозреваемому, обвиняемому.