Анализ управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать понятие и определить функции управления качеством;
• изучить современную концепцию менеджмента качества;
• рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции (услуг) 5
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции 5
1.2 Современная концепция менеджмента качества 10
1.3 Сертификация продукции и систем качества 15
2. Анализ управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2» 22
2.1 Краткая характеристика ОАО «Хлебозавод №2» 22
2.2 Организация управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2» 25
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции 26
3. Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством в ОАО «Хлебозавод №2» 32
3.1 Создание системы менеджмента качества 32
3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

хлебозавод 2.docx

— 82.13 Кб (Скачать файл)

В науке управления рассматриваются  различные виды, модели и методы принятия решений, а само решение  понимается как выбор альтернативы. Однако решение - это, по-видимому, не только выбор альтернативы, но и принятие оптимального варианта между альтернативами, нахождение приемлемого компромисса.

Реализация мероприятий  может осуществляться применением  корректирующих действий для оперативного устранения выявленных несоответствий, а также предупреждающих или  профилактических мер - в зависимости  от характера разработанных мероприятий. Реализация мероприятий - заключительная функция цикла управления качеством. Осуществляется она после принятия решений, которые в виде приказов, планов мероприятий или графиков работ направляются всем исполнителям, а также - в службу качества для контроля и учета их выполнения.

1.2 Современная концепция менеджмента качества

Ключевой задачей менеджмента  компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный  термин, заменивший ранее использовавшийся термин - «системы управления качеством»), и поставляемой продукции в течение  определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции  данного вида и т. д.) [5, c. 17].

Управление качеством  является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием - аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это  положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся  в основе современных систем управления качеством:

· качество - неотъемлемый элемент  любого производственного или иного  процесса (а не некая самостоятельная  функция управления);

· качество - это то, что  говорит потребитель, а не изготовитель;

· ответственность за качество должна быть адресной;

· для реального повышения  качества нужны новые технологии;

· повысить качество можно  только усилиями всех работников предприятия;

· контролировать процесс  всегда эффективнее, чем результат;

· политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически  сильного направления в управлении качеством - Всеобщего управления качеством - Total Management.

Рассмотрим общую теорию управления качеством.

Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых исходных условиях. Такими основными условиями  являются:

1. наличие программ поведения  управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров  его состояния;

2. неустойчивость объекта  по отношению к программе и  заданным параметрам, то есть  объект должен уклонятся от  заданной программы или плановых  значений параметра;

3. наличие способов и  средств для обнаружения и  измерения отклонения объекта  от заданной программы или  значений параметров;

4. наличие возможности  влиять на управляемый объект  с целью устранения возникающих  отклонений [19, c. 129].

Условные обозначения  прямая связь

обратная связь

 

Рассматривая исходные условия  возможного приложения основных принципов  общей теории управления и схему  механизма управления к организации  работ по качеству, можно с большой  ответственностью за объективность  составить схему механизма управления качеством продукции. Но сначала  несколько предварительных соображений  о характере качества продукции  как об объекте управления.

Программы качества с установлением  значений показателей могут входить  составной частью во все возможные  государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских  организаций, производственных объединений  предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются  в сделках на товарных биржах и  при других формах движения товаров [6, c. 71].

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются  в нормативных и номативно-технических  документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических  условиях на продукцию, в технических  заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических  картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.

Из сказанного становится очевидным, что первое условие по теории управления в случае с качеством  удовлетворяется.

Обратимся ко второму условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций. Прежде всего укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и  частные проявления.

К числу общих относится  моральный износ, физическое и моральное  старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется  не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные  отклонения качества от установленных  требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической  и технической природой, а условиями  внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования с помощью  которого изготовляется и используется продукция, и т. д.

Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями заданных параметров, имеет случайный  характер. Время их появления можно  ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества - это неустойчивость и  изменчивость потребностей. Параметры  продукции могут строго соответствовать  нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе [8, c. 29].

Можно констатировать, что  качество продукции находится в  постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.

Таким образом, качество удовлетворяет  и второму условию общей теории управления.

В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают  эти изменения. Для того чтобы  замедлить процесс физического  старения, устанавливаются благоприятные  эксплуатационные режимы и условия  хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и  текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.

Следовательно, третьему и  четвертому условиям общей теории управления качество также удовлетворяет.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и  методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут  действовать примерно по такой схеме:

1. Определение потребности  и выработка требований к качеству  продукции (план, программа качества);

2. Придание исходному  материалу необходимых свойств  (выполнение плана, программы  качества);

3. Проверка соответствия  полученного качества предъявленным  требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий;

4. Воздействие для устранения  отклонений полученного качества  от заданного (обратная связь) [9, c. 38].

При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

Универсальная схема управления качеством представляется состоящей  из шести блоков (см. рисунок 3).

К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной  части схемы) относятся:

· станки, машины, другое производственное оборудование;

· профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Рисунок 3 - Универсальная  схема управления качеством

Обрамляющие прямоугольник  факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

· характер производственного  процесса, его интенсивность, ритмичность  продолжительность;

· климатическое состояние  окружающей среды и производственных помещений;

· интерьер и производственный дизайн;

· характер материальных и  моральных стимулов;

· морально-психологический  климат в производственном коллективе;

· формы организации информационного  обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

· состояние социально  материальной среды работающих [11, c. 64].

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые  обнаруживаются в блоке сравнения  и принятия решения, блок сил воздействия  для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят  от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех  или иных возможных вариантов  устранения отклонений [12, c. 117].

По универсальной схеме  работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них  план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и  контрольных картах. Они сами непосредственно  производят сравнение фактических  и заданных в технологической  документации параметров качества сами, как правило, принимают решение  о том, каким способом, приемом  ликвидировать отклонение. Здесь  механизм управления качеством находится  в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен  в самом работнике и тех  условиях, в которых ему приходится трудится.

В данном случае универсальная  схема управления качеством выступает  в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной  работы по качеству. Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а, следовательно, сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.

1.3 Сертификация продукции  и систем качества

В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда  всем предприятиям и организациям предоставлено  право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

Международный опыт свидетельствует  о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической  документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. certim - верно, facere - делать [23, c. 126].

Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных  стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает  это соответствие.

Сертификация - это документальное подтверждение соответствия продукции  определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Сертификация продукции  представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения  посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД [21, c. 125].

Сертификация появилась  в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной  к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды  заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать  ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в  обращение недоброкачественной  продукции; с другой стороны - устанавливать  обязательные к выполнению минимальные  требования, касающиеся характеристик  продукции, вводимой в обращение.

Таким образом, устанавливается  ограничение на ввод в обращение  продукции, которая в целом или  по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных  актов. При этом говорят, что продукция  попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции  в целом и частично не подпадают  под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.

Согласно классической схеме, испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет  права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством  область) либо с другими представленными  поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным  установленным требованиям, орган  по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия.

Информация о работе Анализ управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»