Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:43, реферат
Качество продукции (услуги) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.
Проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.
Понятие качества и управление качеством.
Понятие показателей качества продукции.
Выбор номенклатуры показателей качества продукции.
Классификация показателей качества по количеству характеризующих ее свойств.
Классификация показателей качества по характеризуемым свойствам.
Классификация методов определения показателей качества продукции.
Список используемой литературы.
Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. К показателям технологичности относятся:
Показатели
стандартизации и унификации характеризуют
насыщенность продукции стандартными,
унифицированными и оригинальными частями,
а также уровень унификации с другими
изделиями. К ним относятся: коэффициент
применяемости, коэффициент повторяемости,
коэффициент межпроектной унификации,
унификация группы изделий и др.
Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе «человек – изделие – среда использования». Под средой использования понимается пространство, в котором человек осуществляет функциональную деятельность, например кабина автобуса, салон автомобиля, помещение цеха и т.д. Включают в себя:
Эстетические показатели характеризуют:
Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта. К ним относятся:
Учет экологических
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д.
К
показателям безопасности относятся:
механические (коэффициенты деформируемости,
изнашиваемости, уровень шума и вибраций
и др.), электрические (время срабатывания
электрозащиты, вероятность поражения
электротоком и др.), термические (вероятность
переохлаждения и перегрева, уровень термохимической
агрессивности и др.), пожаро- и взрывоопасные
(вероятность возникновения пожара или
взрыва и др.), биологические ( вероятность
биологической опасности и др.), наличие
знаков безопасности и др.
Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Такими показателями являются габаритные размеры, масса, коэффициент максимально возможного использования вместимости транспортного средства, диапазон допустимых температур, влажности, давления и ударных нагрузок при транспортировании, затраты, время и трудоемкость подготовительных и заключительных работ и др.
Наиболее
полно транспортабельность
Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту.
К
патентно-правовым относятся показатели:
патентной защиты, патентной чистоты,
территориального распространения. Патентно-правовые
показатели являются существенным фактором
при определении конкурентоспособности
продукции.
Сервисные
показатели. К ним относятся такие показатели
как наличие и удаленность сервисных структур,
уровень качества сервисного обслуживания,
стоимость обучения, монтажа, кредитования,
поставок, гарантийные сроки, стоимость
утилизации, стоимость вторичного использования
и др.
Показатели
вторичного использования
или утилизации (уничтожения). Такими
показателями являются вторичное использование
(коэффициент вторичного использования
и др.), утилизация (трудоемкость и цена
утилизации и др.), уничтожение (трудоемкость
и цена уничтожения и др.).
Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции. К экономическим показателям относятся:
Классификация методов определения показателей качества продукции.
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. С помощью измерительного метода определяются следующие значения: масса изделия, частота вращения двигателя, размер изделия, скорость автомобиля, сила тока и др.
Расчетный метод базируется на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др.
Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.
В зависимости от источника информации методы определения значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.
Традиционный метод осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений (к ним относятся специализированные лаборатории, полигоны, испытательные стенды и т.д.).
Экспертный метод оценки показателей качества продукции реализуется группой специалистов-экспертов, например дизайнеров, дегустаторов, товароведов и т.п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.
Социологический метод определения показателей качества продукции используется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем опросов или с помощью специальных анкет-вопросников, выставок, конференций и т.д.
Список
используемой литературы.
Информация о работе Организационные методы управления качеством