Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:24, курсовая работа
Целью данной работы является: изучить особенности реализации принципа TQM «Принятие решений, основанных на фактах» на предприятиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить содержание принципа TQM «Принятие решений, основанных на фактах»;
изучить историю появления этого принципа;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРИНЦИП TQM «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ» 7
1.1 Суть, цели, задачи TQM 7
1.2 Характеристика принципа TQM «Принятие решений на основе фактов» 12
2 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИНЦИПА TQM «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ» 17
2.1 История формирования и развития философии TQM 17
2.2 История формирования и развития принципа TQM «Принятие решений на основе фактов» 19
3 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Перспектива клиентов. Современная философия менеджмента учитывает растущую важность ориентации на клиента и его удовлетворенности в любой сфере. Чтобы разработать показатели удовлетворенности, необходимо проанализировать типы клиентов и процессов, для которых обеспечивается тот или иной продукт или услуга.
Финансовая перспектива.
Рисунок 2. Перспективы ССП
Планирование экспериментов. (DOE) относится к исследованиям, выполняемым по выбранному плану и основанным на статистической оценке результатов для получения решения, соответствующего установленному уровню доверия.
Типичное DOE включает в себя анализ изменений, влияющих на работу исследуемой системы, и статистическую оценку воздействия таких изменений на систему. Его целью может быть подтверждение значения некоторой характеристики системы или исследование влияния одного или большего количества факторов на некоторые характеристики системы.
Определенный порядок и способ, в соответствии с которыми должны быть выполнены эксперименты, называются «планом эксперимента», и такой план зависит от поставленной цели и условий, при которых эксперименты должны проводиться [9].
Планирование ресурсов организации (ERP). Система планирования ресурсов предприятия, позволяет посредством целого комплекса интегрированных приложений создать единую информационную среду с целью автоматизации всех сфер деятельности предприятия от планирования бизнес-процессов до контроля над их реализацией и последующего анализа достигнутых результатов [15].
Планирование потребностей в ресурсах (MRP - material requirements planning). Система MRP позволяет определить сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания. Основные цели:
Анализ прибыли на инвестированный капитал (ROI). Деятельность, направленная на оценку инвестиционного потенциала и предусматривающая сравнение ожидаемой прибыли с затратами на инвестиции [15]:
ROI = [(прибыль - затраты)/затраты] × 100 %;
где ROI – рентабельность инвестиций.
Анализ достоинств, недостатков, возможностей, угроз (SWOT-анализ). Это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
Анализ тренда. Анализ данных, проводимый для идентификации тенденций изменения показателей за определенный период времени [15].
Менеджмент стоимости. Систематическое применение признанных методов, которые идентифицируют функции продукции или услуг, определяют ценность этих функций в денежном выражении и обеспечивают выполнение необходимых функций при использовании продукции или услуг, соответствующих самой низкой полной стоимости объекта [15].
Матрица компетентности. Матрица, содержащая один элемент или более из следующих элементов: выполняемая работа, минимальные или максимальные требования к компетентности персонала, приемлемая компетентность, определение классов компетентности.
Матрица компетентности выполняется в форме прямоугольной таблицы (таблица 3), в первой графе (n) которой указывается код рассматриваемого процесса, во второй – его полное наименование. В последующих графах (m), указываются должностные лица предприятия участвующие в выполнении этой деятельности. С помощью условных обозначений указывается характер участия (полномочия, обязанности, ответственность) каждого должностного лица или подразделения [16].
Таблица 3 – Пример матрицы компетентности
Код деятельности |
Наименование деятельности |
Должностные лица или подразделения | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
….. |
m | ||
01 |
|||||||
02 |
|||||||
…. |
|||||||
n |
Анализ видов и последствий отказов (FMEA - Failure Mode and Effects Analysis). Метод установления первоначального риска и выполнения предупреждающих действий, направленных на его снижение. Цель метода: Повысить качество и обеспечить устойчивое, эффективное производство конкурентоспособной продукции и процессов за счет предотвращения появления дефектов (отказов) или уменьшения негативных последствий от них [13].
Анализ риска. Метод идентификации рисков и управления рисками, связанными со всеми объектами, действиями, процессами и системой организации. Анализ должен носить превентивный характер, однако серьезные события могут потребовать проведения дополнительного анализа.
Исследование возможностей процесса. Исследование, заключающееся в проведении статистических измерений естественной изменчивости процесса, в котором используется набор характеристик (Ср, Сpk, Рpk), где
- Ср, Сpk - индексы возможностей процесса.
- Рpk - минимальный индекс работоспособности процесса.
Управление несоответствиями – деятельность по идентификации, документированию, анализу и исправлению несоответствий.
Информационная панель показателей. Этот метод позволяет сгруппировать наиболее важные показатели качества работы в одном месте в наглядном графическом виде. Достаточно нажать на веб-ссылку, и панель отобразит текущее состояние показателей организации.
Как правило: зеленый цвет
показателя означает, что плановое
значение показателя достигнуто; желтый
цвет - предупреждение, показатели находятся
в допустимых границах, однако следует
принять необходимые меры; красный
цвет показателя будет сигнализировать
о том, что показатель вышел за
критическую границу и
Метод часто используют в комбинации с управлением на основе системы сбалансированных показателей; применение метода может повысить эффективность деятельности организации.
Электронный обмен данными (EDI - Electronic Data Interchange). Процесс обмена стандартизованными формами документов между компьютерными системами различных организаций (или между потребителями и поставщиками). EDI - часть системы электронной торговли, в которой потребители могут разместить заказы непосредственно у поставщика, а поставщик подтверждает через электронные средства продажу (включая дату отгрузки и цену) [13].
Методы экономного производства. Методы, ориентированные на снижение затрат времени и убытков, направленные на улучшение технологических операций. Подход экономного производства заключается в построении динамического процесса, управляемого на основе знаний и ориентированного на потребителя. Весь персонал организации в рамках такого подхода должен непрерывно работать над снижением убытков в целях добавления ценности технологическим операциям и процессам [15].
Оценка выполнения работ. Метод измерения количественных и качественных показателей выполнения работ персоналом в соответствии с установленными стандартами и одновременное установление обратной связи с персоналом [15].
Статистическое управление процессами (SPC). Статистическое управление процессами – это основанное на статистическом мышлении использование как статистических, так и нестатистических методов анализа и решения проблем с целью осуществления действий, необходимых для достижения и поддержания состояния статистической управляемости процессов, и постоянного улучшения их стабильности и воспроизводимости [17].
Статистическое мышление – это основанный на теории вариабельности способ принятия решений о том, надо или не надо вмешиваться в процесс, и если надо, то на каком уровне.
Статистическое управление процессами – это, прежде всего, средство понимания вариабельности процессов и путей её уменьшения [17].
Менеджмент знаний. Деятельность по преобразованию данных в информацию путем создания, расширения, сохранения, восстановления и распространения интеллектуального капитала
Анализ со стороны руководства. Требует подтверждения уверенности высшего руководства в том, что применяемая компанией СМК обеспечивает постоянное соответствие выбранному стандарту.
Руководство организации
должно регулярно пересматривать результаты
применения СМК, чтобы определить, какие
меры принимать для ее улучшения.
Для постоянного улучшения
- результаты инспекции и испытаний;
- стоимость качества;
- базу данных внутреннего аудита;
- обратную связь от потребителя.
Эта работа должна вестись постоянно. Поскольку получаемые в результате выводы могут относиться к любому подразделению предприятия, должно быть обеспечено проведение независимого анализа и оценки по средствам статистических методов анализа [1].
Аудит. Организация осуществляет всестороннюю проверку своей деятельности с целью определения эффективности СМК и ее соответствия требованиям выбранного стандарта из серии ISO 9000. Проверки должны носить форму запланированного аудита в различных областях в зависимости от состояния и степени важности операций и действий. Проверки проводятся обученным персоналом в соответствии с документально оформленными процедурами. Результаты проверок документально оформляются и доводятся до сведения руководства для осуществления своевременных корректирующих действий и устранения недостатков, выявленных в процессе проверки. Частота проверок определяется на основе опыта, а также важности производимой продукции [1].
Бенчмаркинг. Это процесс сравнения своей деятельности с лучшими компаниями на рынке и в отрасли с последующей реализацией изменений для достижения и сохранения конкурентоспособности [14].
Исследование
Исследование
Исследование и анализ рынка. Метод получения информации обратной связи от потребителей об их удовлетворенности продукцией организации [13].
Анализ Парето. Сущность анализа Парето заключается в выявлении таких дефектов, на поиске причин которых необходимо сосредоточить особое внимание. При этом действует правило Парето, что 80% всех дефектов вызвано небольшим числом причин [1].
Очевидно также, что для производственников важно прояснить картину распределения дефектов и потерь, вызванных отбраковкой продукции, где эти дефекты проявятся. Конечно, важно устранить причины наиболее многочисленных дефектов. Но в отдельных ситуациях еще важнее выявить причины появления пусть немногочисленных, но приводящих к большим производственным издержкам дефектов.
Оценка эффективности поставщиков. Инструмент, с помощью которого обычно измеряют разницу между плановым и фактическим выполнением работ поставщиком (продукции организации).