Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:19, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение теоретических аспектов проблемы проектирования системы качества, анализ функционирования системы качества на современном машиностроительном предприятии, а также совершенствование данной системы путем разработки плана мероприятий по переводу системы качества на новый стандарт. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и эволюцию подходов к системам менеджмента качества, используя современную литературу и периодические издания;
- уяснить современные подходы к проектированию;
- рассмотреть особенности проектирования систем качества;
- проанализировать функционирование системы качества на конкретном предприятии, выявить недостатки и перспективы развития;
- разработать мероприятия по улучшению функционирования предприятия в области качества, используя прогрессивные формы и методы обеспечения качества продукции.
Введение
1. Теоретические основы проектирования системы управления качеством продукции
1.1 Сущность и характеристики системы управления качеством продукции
1.2 Современные подходы к организационному проектированию
1.3 Особенности проектирования системы управления качеством на предприятии
2. Анализ функционирования системы качества на ТМП
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Особенности функционирования системы качества на ТМП
2.3 Анализ состояния системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс"
3. Разработка проекта системы управления качеством на ЗАО "Тяжмехпресс" в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000
3.1 Основные направления совершенствования системы качества в соответствии с МС ИСО 9001:2000
3.2 Этапы и состав работ по разработке организационного проекта системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс", с использованием метода СПУ
3.3 Проектирование карт управленческой процедуры и организации рабочего места
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы
проектирования системы
1.1 Сущность и характеристики системы управления качеством продукции
1.2 Современные подходы
к организационному
1.3 Особенности проектирования системы управления качеством на предприятии
2. Анализ функционирования системы качества на ТМП
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Особенности функционирования системы качества на ТМП
2.3 Анализ состояния системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс"
3. Разработка проекта системы управления качеством на ЗАО "Тяжмехпресс" в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000
3.1 Основные направления
совершенствования системы
3.2 Этапы и состав работ
по разработке
3.3 Проектирование карт
управленческой процедуры и
Заключение
Список литературы
Введение
Качество продукции
В настоящее время выход на мировой рынок заставил многие российские предприятия пересмотреть подходы к обеспечению качества продукции. Основной особенностью мирового рынка, перенасыщенного товарами является требования потребителя, и изготовитель, если он хочет иметь успех, обязан их выполнять.
Для выполнения заявленных и предполагаемых требований на российских предприятиях в настоящее время повсеместно внедряются системы качества, соответствующие современным международным стандартам. Разнообразие существующих сейчас стандартов, связано с длительным развитием подходов к обеспечению и доказательству качества продукции.
Обеспечение качества охватывает весь жизненный цикл продукции. Особое внимание уделяется стадии проектирования, так как именно при разработке изделий закладываются основные качественные характеристики изделий. Обеспечение качества в производстве, в первую очередь, зависит от надлежащего исполнения своих обязанностей рабочими, которые должны быть хорошо обучены и мотивированы в области качества.
Современный подход доказательства выпуска качественной продукции регламентируется МС ИСО 9001:2000 и пропагандирует процессный подход к обеспечению качества. Таким образом, в настоящее время качество продукции складывается за счет эффективной организации процессов, позволяющих выпускать продукцию требуемого качества. Предметом изучения в данной работе является совокупность способов, методов и форм проектирования систем качества, осуществляемых с использованием современных подходов к проектированию. Объектом исследования является воронежское машиностроительное предприятие ЗАО "Тяжмехпресс" - мировой лидер по производству тяжелых механических прессов усилием до 125 МН, автоматических прессовых линий, и комплексов для кузнечных и листоштамповочных производств. Целью данного курсового проекта является изучение теоретических аспектов проблемы проектирования системы качества, анализ функционирования системы качества на современном машиностроительном предприятии, а также совершенствование данной системы путем разработки плана мероприятий по переводу системы качества на новый стандарт. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и эволюцию подходов к системам менеджмента качества, используя современную литературу и периодические издания;
- уяснить современные подходы к проектированию;
- рассмотреть особенности проектирования систем качества;
- проанализировать функционирование системы качества на конкретном предприятии, выявить недостатки и перспективы развития;
- разработать мероприятия по улучшению функционирования предприятия в области качества, используя прогрессивные формы и методы обеспечения качества продукции.
Курсовой проект содержит три раздела: теоретический, аналитический и проектный, в которых последовательно решаются поставленные выше задачи. Третий раздел содержит разъяснение требований МС ИСО 9001:2000, план перехода на новый стандарт (с использованием метода СПУ), а также примеры построения карты управленческой процедуры и карты организации рабочего места.
1. Теоретические основы
проектирования системы
1.1 Сущность и характеристики системы управления качеством продукции
Понятие качества сформировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции III.
Рыночная экономика также
внесла свои коррективы и усилила
внимание общества к качеству. Основной
задачей производителя
Согласно определению
международной организации по стандартизации
качество представляет собой совокупность
характеристик продукции или
услуги, которые придают им способность
удовлетворять обусловленные
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Механизм управления качеством в современных условиях схематично изображен на рисунке 1.1. Из рисунка видно, что процессы управления предприятием и процессы управления качеством представляют собой единое целое./З/
Качество формируется под влиянием множества факторов на всех этапах жизненного цикла продукции и для предоставления потребителю продукции требуемого качества на предприятии формируется система качества.
Система качества представляет
собой совокупность управленческих
органов и объектов управления, мероприятий
и средств, направленных на установление,
обеспечение и поддержание
Эволюция подходов к менеджменту качества позволяет выделить четыре этапа в развитии систем качества:
- система массового контроля;
- статистический контроль качества;
- тотальный контроль качества;
- всеобщий менеджмент качества /4/.
Рассмотрим подробнее
современную концепцию
Составляющие TQM графически иллюстрирует рисунок 1.2.
TQC - Всеобщее управление качеством; QA - Обеспечение качества; QPolicy - Политика качества; Qplanning - Планирование качества; QI - Улучшение качества. Рисунок 1.2 - Основные составляющие TQM
Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - это еще и управление целями и самими требованиями.
В TQM существенно возрастает роль человека и обучение персонала. Существенно изменяются формы обучения, становясь все более активными -используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.д. Обучение превращается в часть мотивации. Разрабатываются специальные приемы развития творческих способностей работников 151.
Появление в это время
серии новых международных
Родоначальником стандартов ИСО серии 9000, первая версия которых вышла в 1987 году, является английский стандарт BS 5750 (1979г.).
В семейство стандартов ИСО
9000:1987 включены: ИСО 9001-9003, ИСО 9004, словарь
терминов и определений ИСО 8402. В
стандарте ИСО 9000 изложены общие
положения по содержанию и принципам
построения системы качества, стандарт
ИСО 9001 назван "Система качества.
Модель для гарантии качества при
проектировании, разработке, производстве,
монтаже и обслуживании", стандарт
ИСО 9002 - "Система качества. Модель
для гарантии качества при производстве,
монтаже и обслуживании", стандарт
ИСО 9003 -"Система качества. Модель
для гарантии качества при окончательном
контроле и испытаниях". Стандарты
группы ИСО 9004 представлены в виде руководящих
указаний для внутреннего пользования.
Из всех моделей стандартов ИСО 9000,
только ИСО 9001, 9002, 9003, а также стандарт
ИСО 10012 "Требования, гарантирующие
качество измерительного инструмента"
предназначены для
Подходы к управлению стандартов ИСО недостаточны для достижения конкурентоспособности, но являются обязательными признаками успешно работающей организации.
Системы качества по МС ИСО 9001
представлены двадцатью элементами,
содержащими требования к важным
для обеспечения качества функциям
и некоторым процессам. Таким
образом, они ориентированы на усиление
функционального управления за счет
улучшения распределения
Элементная структура системы качества в стандартах ИСО имела небольшой срок жизни - около 15 лет. В 2000 году приняты новые стандарты семейства ИСО, признанные на сегодняшний день более перспективными.
Цель стандарта ИСО 9001:2000
- установить минимальный набор требований,
который бы позволил доказать заинтересованным
сторонам, что в компании реализована
система менеджмента качества, способная
выполнить указанные в
Стандартом ИСО 9001:2000 уже
не предполагается обеспечение качества
продукции, а поставлена задача удовлетворения
потребителей путем выполнения и
перевыполнения их требований с помощью
постоянного улучшения системы
управления и предупреждения несоответствий
между ожиданиями потребителей и
качеством выпускаемой
ИСО 9000:1987 |
пересмотренные и |
ИСО 9000:1994 |
процессный |
ИСО 9000:2000 |
дополненные |
подход |
Рисунок 1.3- Цепочка развития МС ИСО
Таким образом, эволюция систем качества идет в ногу со временем и учитывает все более возросшие требования к качеству жизни.
Завершая рассмотрение современных подходов к управлению качеством продукции, выделим положения, которые соответствуют современному пониманию этой проблемы: процесс важнее, чем результат, то есть качество всех категорий продукции определяется качеством процессов ее создания, производства, транспортировки, хранения и применения в соответствии с назначением; горизонтальные организационные связи важнее вертикальной иерархии, то есть качество требует проектирования горизонтально интегрированной структуры; главная цель компании - удовлетворение требований потребителей и общества /4/.
1.4 Современные подходы
к организационному
Под проектированием вообще
понимается прикладная деятельность по
созданию моделей определенного
объекта или процесса 111. Вновь
создаваемые или
Информация о работе Теоретические основы проектирования системы управления качеством продукции