Двигательная активность в режиме дня как условие совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования
Выявить при каких педагогических условиях в режиме дня двигательная активность детей будет способствовать совершенствованию физического воспитания.

Задачи исследования
-Проанализировать научную, нормативно-правовую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста и путях его совершенствования.
- Рассмотреть особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в ДОУ.
- Дать рекомендации по оптимизации двигательной активности и физического воспитания в ДОУ.

Содержание

Введение

Теоретическая часть

1. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: сущность, задачи, средства.
1.2 Формы физического воспитания детей.
1.3 Особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня.
1.4 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста посредством рациональной организации двигательной активности в режиме дня.

2. Проектная часть (диагностические исследования)
2.1 Анализ состояния физического воспитания в ДОУ, уровня физического развития, двигательной активности.
2.2 Рекомендации по оптимизации двигательной активности и физического воспитания в ДОУ.

Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая черновой вариант3.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Из всего выше - перечисленного следует, что для полноценного физического воспитания и успешного решения его задач необходимо комплексное применение всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формы физического воспитания детей

Формы физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которого составляет двигательная активность ребёнка.

К формам совершенствования  физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений).

Все эти формы, отвечая  общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребёнка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющее её место в режиме дня дошкольного возраста.

Основной формой систематического обучения детей физическими упражнениями, является физкультурные занятия. Специальной  задачей этих занятий является обучение детей всех возрастных групп правильными  двигательными навыкам и воспитания физических качеств.

Значения занятий заключаются  в систематическом осуществлении  взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, приобретение им правильных двигательных навыков, их совершенствования, воспитание положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Осуществление оздоровительных  задач достигается на занятиях путём  разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях.

Воспитательно-образовательные  задачи решаются путём формирования морально - волевых чёрт личности ребёнка в процессе занятий, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитание правильных двигательных навыков и физических качеств.

Таким образом, систематическое  выполнение в процессе занятий всех поставленных задач способствует развитию физического и духовного воспитания детей.

Еще одной формой физического  воспитания являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, к которым относятся: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.

 Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребёнка в семье, яслях, детском саду. Она предполагает совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм занимающихся в целях укрепления здоровья, развитие двигательных умений и качеств, совершенствование двигательных способностей с учётом физической нагрузки на организм, также она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, углубляет дыхание, усиливает кровообращения, содействует обмену веществ, воспитывает у детей внимание, целеустремлённость, способствует повышению умственной деятельностью, вызывает эмоции и радостные ощущения.

Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими  процедурами является важным, многосторонним физкультурно - оздоровительным процессом, позволяющим развивать и совершенствовать физическое воспитание детей. [26, с. 25-32 ].

 Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в развитии физического воспитания. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, а если ребёнок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребёнка физическими упражнениями вызывает эмоциональный подъём, повышают функции нервных центров, благотворно воздействует на вегетативную нервную систему.

Не менее важна организация работы по физическому воспитанию в повседневной жизни.

Правильная организация  физического воспитания детей в  повседневной жизни обеспечивает выполнения двигательного режима, необходимого для здорового физического воспитания ребёнка и его психики в течение дня.

Оздоровительные и воспитательно-образовательные  задачи программы физического воспитания детей осуществляется в различных  формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.

Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

 Прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определённой целью. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей воспитанию этических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.

Опыт детских садов  показал, что систематическое закаливания и проведение регулярных прогулок с использованием лыж и коньков, значительно снижает количество инфекционных и простудных заболеваний.

 Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.

Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях.

 Не менее важное значение имеет самостоятельная деятельность детей в течение дня.

У ребёнка сильная  потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребёнка деятельность, периодически корректировать её, дозировать время.

Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действия, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.

Большое место в самостоятельной  деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников, выполнение правил, сближают детей.

 Физкультурные праздники в детском саду представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков.

Наряду с физкультурными праздниками следует широко использовать физкультурный досуг как организованную форму активного отдыха детей. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы).

Возможны различные  по содержанию и организации формы физкультурного досуга:

День (неделя) здоровья

Неделя здоровья это  такая форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется  разными играми, упражнениями, увеличивается  время пребывания детей на свежем воздухе. Важно тщательно продумать план проведения каждого дня в течение всей недели здоровья, учитывая время года и погодные условия.

Все приведенные формы  организации активного отдыха тщательно планируются и обсуждаются на педагогических советах дошкольного учреждения. Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка её, соблюдения всего двигательного режима. [27, 112с.]

Таким образом, совокупность всех выше перечисленных форм физического воспитания создаёт определённый двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. А их комплексное применение помогает успешно решать задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня.

Движение – естественная потребность человека, мощный фактор поддержания нормальной жизнедеятельности». Именно движения «активизируют компенсаторно-приспособительные механизмы, расширяют функциональные возможности организма», а также улучшают самочувствие человека, создают уверенность, являются важным фактором профилактики многих заболеваний человека.[ 8, с. 69]

Нормальная жизнедеятельность  практически всех систем и функций  человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребенка.

Рассмотрим несколько определений  понятия двигательная активность: 
     Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие». [9, с.8]

Под двигательной активностью так же понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности.

Двигательная активность человека проявляется в функционировании опорно-двигательного аппарата в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, плавания, игровой деятельности и т.п. [ 10, с. 5]

Двигательная активность — характеристика интенсивности и специфики физических нагрузок, наиболее характерных для индивидуума при жизни. В скелетной морфологии разработана система индикаторов двигательной активности морфологических показателей, позволяющих реконструировать [11]

- Двигательная деятельность (активность) - совокупность двигательных актов.[28]; 
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.

Двигательная активность способствует:

-повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

-росту физической работоспособности;

-нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

-появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья. [ 12]

Рассмотрим особенности  организации двигательной активности детей посредством различных  форм физического воспитания.

Физкультурные занятия должны быть интересны, вызывать у детей определённый эмоциональный подъём. В этом случае они будут отвечать поставленным воспитательно-образовательным задачам. Интерес на занятиях в любой возрастной труппе обеспечивается определённой новизной упражнений и игр, постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата. 

Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

- в младшей группе - 15 мин.,

- в средней группе - 20 мин.,

- в старшей группе - 25 мин.,

- в подготовительной группе - 30 мин.

Одно из трех физкультурных  занятий для детей 5 - 7 лет следует  круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при  отсутствии у детей медицинских  противопоказаний и наличии у  детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при  благоприятных метеорологических  условиях максимальное число занятий  физкультурой проводят на открытом воздухе.[12]

 

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий) и направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, все форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные  программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном  занятии и хорошо знакомы детям. Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

- Традиционный комплекс  утренней гимнастики

- Утренняя гимнастика  в игровой форме (включает 2-3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.)

- С использованием  полосы препятствий (упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

Информация о работе Двигательная активность в режиме дня как условие совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста