Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:02, реферат
Цель работы - исследовать особенности двигательной активности и здоровья детей и подростков, взаимосвязь двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста, созревания организма, когда особенно велико влияние на физическое и эмоциональное состояние детей и подростков.
Таким образом, в рамках данного реферата предстоит решить следующие задачи: - изучение научно-методической литературы по теме исследования; - изучить педагогические и физиологические особенности двигательной активности детей и подростков; - рассмотреть основные средства и методы повышения двигательной активности детей и подростков; - исследовать методики организации занятий направленных на повышение двигательной активности детей и подростков.
· ВВЕДЕНИЕ.
· 1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 1.1 Педагогическое обоснование.
· 1.2 Физиологическое обоснование.
· 2. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 2.1 Средства для увеличения двигательной активности детей и подростков.
· 2.2 Методы повышения двигательной активности на занятиях.
· 2.3 Особенности методики увеличения объёма двигательной активности детей и подростков.
· 3. ЗАНЯТИЯ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
· СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
В целостном двигательном действии все три ведущие координационные способности - точность пространственных, силовых и временных параметров - развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнение) позволяет, акцентировано воздействовать на одну из них. Нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок. Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе - при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом - за счет постепенного изменения условий выполнения упражнений.
Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:
- быстроту двигательных реакций;
- скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;
- частоту (темп) движений.
Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Выбор двигательных задач по воспитанию быстроты диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия (обученность движениям), а с другой - наличия оптимального функционального состояния организма, обеспечивающего высокую физическую работоспособность. Первая группа требований предусматривает повышение трудностей решения задач за счет уменьшения времени выполнения двигательных действий, но при условии, что техника владения двигательным действием не лимитирует его скоростные параметры. Вторая группа требований предполагает осуществление решения двигательных задач до наступления первых признаков утомления, которое сопряжено с увеличением времени движений, а, следовательно, закреплением иных временных параметров его выполнения.
Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного действия. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, лимитирует возможности пространственных перемещений тела и его звеньев.
Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Уровень развития гибкости должен превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного действия. Этим создается так называемый запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений.
Правильное, регулярное выполнение физических упражнений оказывает благоприятное влияние на здоровье детей и подростков. В повышении оздоровительного эффекта от занятий физическими упражнениями большую роль играют положительные эмоции. Благоприятно влияют положительные эмоции и на функции важнейших внутренних органов, на самочувствие и на поведение детей и подростков.
Известно, что большое значение в развитии двигательной активности, оздоровлении и повышении защитных сил юного организма в преодолении различных недугов имеет закаливание. Закаливать - значит повышать естественную способность организма приспосабливаться к окружающей внешней среде и развивать его защитные силы.
Правильное закаливание благоприятно влияет на самочувствие и поведение детей. При дозировке резкости или длительности закаливающих процедур следует внимательно наблюдать за тем чтобы они не вызвали у ребенка неприятных ощущений, а тем более болезни, отрицательного к ним отношения. Исходя из этих наблюдений учитель рекомендует одним ребятам более замедленный ход увеличений дозировки, другим более быстрый.
Водные процедуры являются своеобразной гимнастикой кровеносных сосудов кожи. Они укрепляют нервную систему и рекомендуются детям всех возрастов с соблюдением соответствующей дозировки.
Закаливание водой необходимо проводить круглосуточно, начиная с обтирания и постепенно переходя к обливанию. Обтирание тела после утренней гимнастики производят губкой или тряпочкой смоченной в воде. Начинать обтираться необходимо водой от +30 до +28, постепенно снижая температуру до +22 и +20, после чего сильно растереть кожу сухим полотенцем [1,12].
Более сильное воздействие на организм оказывает обливание, которое вызывает энергичное сжатие сосудов, с последующим быстрым расслаблением. Дозировка температуры воды подобна той, что и при обтирании: от +30 до +20.
Для детей и подростков особенно важным является правильная организация перемен: возможность выйти на улицу, для того чтобы там активно двигаться и снять умственное и статическое физическое напряжение.
Для всех детей огромное значение имеет сон. Дети младшего возраста должны спать 10-11 часов в день, среднего 9-10 часов, старшего 8-8,5 часов [1,18].
2.3 Особенности методики увеличения объёма двигательной активности детей и подростков
Методика - это способ применения методов, их дозировка и последовательность.
На сегодняшний день существует множество методик развития физических качеств, закаливания и гигиенических процедур. Исходя из специфики курсовой работы, стоит остановить свое внимание на одной из методик направленной на развитие физических качеств. На мой взгляд, стоит остановить свое внимание на исследовании методики двигательной активности. Причиной данного выбора является то, что оздоровительные программы привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Основу любого урока составляют различные физические упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений [12,102].
Занятия увеличения объёма двигательной активности детей и подростков с оздоровительной направленностью проводятся в виде урока. Преимущества урочной формы проведения занятий заключаются в том, что учебный процесс возглавляет квалифицированный инструктор-преподаватель, обеспечивающий решение задач и максимальную продуктивность занятий.
При разработке тренировочных программ, прежде всего, нужно определить цели, продумать направленность и подобрать содержание занятий, на различные по длительности циклы (год, полугодие, квартал, месяц, ежедневные занятия). Как и в любом виде двигательной активности в занятиях решаются три основных типа педагогических задач (воспитательные, оздоровительные и образовательные). Объем средств (содержание и виды движений), используемых в конкретных уроках для решения этих задач, зависит от основной цели занятий и контингента занимающихся. Для деятельности тренера (инструктора) характерны два типа конструирования программ и проведения уроков - свободный (фристайл) и структурный (хореографический) [5,134].
В свободном методе конструирование программ происходит во время проведения урока, при этом подбор упражнений происходит спонтанно, широко используется импровизация в движениях и комбинациях простейших шагов, повторяющихся во время определенного танцевального фрагмента. При применении фристайла музыкальное сопровождение, содержание упражнений и частей урока, а также методов обучения и проведения упражнений, используемых в каждом последующем уроке, могут различаться.
В структурном методе конструирование программ осуществляется заранее, при этом используются специально подготовленные музыкальные фонограммы и разработанные хореографические комбинации, состоящие из сочетаний различных шагов, повторяющиеся в соединении упражнений в определенном порядке, с заданной частотой, количеством движений и в точном соответствии с музыкальным сопровождением. Такие стандартизированные программы повторяются в течение определенного цикла занятий. Некоторые тренеры считают, что спонтанность фристайла, предопределяет выбор для урока наиболее простых движений, что приводит к его однообразию. Кроме того, занимающиеся находятся в постоянном ожидании следующего незнакомого упражнения и выполняют задаваемые тренером варианты движений, а не уже известную их последовательность, что снижает эффективность такого действия. Как считает Лорна Френсис, данный вариант урока не требует специальной подготовки инструктора и более характерен для начинающих специалистов. Но так же существует и другое мнение о целесообразности использования свободного метода конструирования оздоровительных программ и проведения урока. Элемент неожиданности, характерный для фристайла, является привлекательным для хорошо физически подготовленных, занимающихся с высоким уровнем координации. А введение творческого компонента в урок с применением импровизации на заданную двигательную тему требует высокого уровня квалификации, музыкальной и двигательной подготовки инструктора [11,76].
И все же занятия, проводимые на основе структурной программы, могут быть более сложными и эффективными для занимающихся разных целевых групп. Преимуществом этого подхода является то, что после разучивания упражнений, занимающиеся более уверенно выполняют танцевальные комбинации в различных сочетаниях. Этот вариант проведения занятий привлекателен для многих занимающихся, так как они получают возможность оценить свои достижения и повысить уровень тренированности.
Разработка и проведение структурной программы требует более углубленной предварительной подготовки инструктора, который должен подобрать музыку с определенным числом ритмических ударов в минуту, записать фонограмму для всей программы без перерывов в звучании музыки, подобрать и распределить в уроке различные упражнения и соединения, разучить программу и уметь обучать занимающихся, управлять нагрузкой в последующих занятиях и т.д. [13,347].
Несмотря на разные подходы к составлению оздоровительных программ, все специалисты признают необходимость учета физиологических изменений в организме людей, происходящих во время занятия. Общепризнанной является урочная форма, в которой выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную.
Выбор упражнений для конкретного урока зависит в первую очередь от возраста и уровня подготовленности занимающихся. На занятиях по увеличению объёма двигательной активности детей и подростков различают упражнения, выполняемые с низкой (ударной) нагрузкой (Low impact или Lo) и высокой (ударной) нагрузкой (Higt impact или Hi). В данном случае слово "impact" обозначает толчковую нагрузку, оказываемую на суставы и позвоночник при выполнении разных вариантов ходьбы, бега и прыжков. При выполнении упражнений с низкой (ударной) нагрузкой (Lo) одна стопа как минимум должна находиться на полу, а руки не должны подниматься выше уровня плеч (в горизонтальной плоскости). При движениях с высокой (ударной) нагрузкой (Hi) обе ноги на короткое время отрываются от пола (то есть движение выполняется с фазой полета), а руки поднимаются выше уровня плеч. На уроках часто используются различные комбинации движений рук и ног с разной нагрузкой. Например: Lo-движения ногами и Hi-движения руками. Однако обозначения Low и Hi impact не обязательно свидетельствуют об интенсивности тренировки. При описании упражнений для оздоровительных программ указывается количество движений (частота) в минуту, которая должна соответствовать числу счетов тактовых долей. Для Low impact рекомендуют использовать музыкальное сопровождение с частотой 120-130 акц/в мин. А для High impact от 130 до 160 (очень редко более 160) акц/в мин [9,146].
2. Возрастные особенности развития физических способностей человека
С возрастом уменьшается относительный вес высокоактивных внутренних органов и повышается относительный вес малоактивной жировой мышечной ткани. Увеличение вклада скелетных мышц в суммарный обмен - причина снижения интенсивности обмена в покое.
С возрастом повышается значение анаэробных механизмов в энергетическом обеспечении. У 16 - 17-летних подростков 14% энергии образуется анаэробным путем, тогда как у 9-10-летних этот источник энергии практически не используется.
Степень обеспеченности кислородом при напряженной мышечной работе тем выше, чем меньше возраст человека. Младшие школьники не приспособлены к работе большой мощности, но нагрузки умеренной мощности выполняют довольно хорошо.
Физическая работоспособность детей 3-16 лет в расчете на 1 кг массы тела достоверно повышается к 7 годам и практически не меняется на протяжении школьного возраста начиная с 10 лет.
Сдвиги систолического и диастолического артериального давления у девочек во всех возрастных группах выражены в большей степени, чем у их сверстников. Четкие половые различия в реакции артериального давления на беговые нагрузки наблюдаются лишь в 14-15 лет.
Эти реакции выражаются в значительно больших сдвигах функционального состояния сердечно-сосудистой системы у девочек в основном за счет резкого падения диастолического артериального давления и более медленного его восстановления. Причем у школьниц 13-15 лет по сравнению с младшими школьницами эта реакция значительно более выражена - медленнее восстанавливается пульсовое давление.