Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:59, курсовая работа
Ведущее место в процессе физического воспитания занимает обучение, обязательными слагаемыми которого является деятельность занимающихся (повторение активных двигательных действий - физических упражнений) и действия преподавателя (по формированию у них двигательных умений и навыков).
Двигательные умения имеют большую дидактическую ценность, поскольку их формирование требует от обучаемого активного участия в учебном процессе, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной, перцептивной и двигательной деятельностью. В целом ряде случаев материал программы должен быть усвоен именно на уровне умения.
Эти задачи решают последовательно.Обучение двигательному действию начинается с постановки двигательной задачи, поиск и освоение способа решения которой и составляет сущность процесса обучения. Учитель сообщает задачу обучения и ставит двигательную задачу, способом решения которой предстоит овладеть. Демонстрируется способ решения -- изучаемое двигательное действие. После первой демонстрации, создающей у обучаемого общее представление, следует вы делить смысл и основные элементы условия двигательной задачи и соответствующие элементы в способе ее решения. После объяснения способ решения двигательной задачи демонстрируется еще два-три раза. Формированию зрительного и логического компонентов представления помогает показ элементов изучаемого действия на кинограммах, фотоснимках, рисунках, схемах. Эти средства должны ориентировать обучаемого на решение двигательной задачи, но не на копирование изображаемых поз. Демонстрация сопровождается словесным комментарием.
Если обучаемый имеет достаточный двигательный опыт и отчетливо представляет необходимые действия по каждой из ООТ, то двигательное действие может быть выполнено сразу же после постановки двигательной за дачи. В этих случаях говорят о легкости и доступности задачи.
Первые попытки выполнить двигательное действие часто сопровождаются более или менее значительными отклонениями от требований техники и оптимального варианта действия. Следует стремиться предупреждать отклонения, если они ошибочны, а в случае их появления возможно быстрее их устранять.
На этапе начального разучивания наиболее типичны следующие группы ошибок: а) появляются лишние, не нужные движения; б) движение искажается по амплитуде и направлению; в) нарушается ритм двигательного действия; г) движения выполняются на невысокой скорости; д) движения закрепощены. Некоторые из этих ошибок обусловлены закономерностями формирования двигательного действия.
Успех решения задач обучения во многом зависит от того, насколько правильно определены причины происхождения ошибок и насколько соответствуют методы исправления истинным причинам их возникновения.
Формирование представлений о сущности двигатель ной задачи и способе ее решения начинается еще до того, как обучаемый попытается выполнить двигательное действие.
Контроль за усвоением инструкции по формированию ООД должен выявить способность обучаемого выделять ООТ, его знание последовательности контроля ООТ при выполнении действия, умение словесно описать ощущения правильного в каждой из ООТ при выполнении действия или его элементов в системе материальных регуляторов, а также рассказать о путях коррекции действия в случае появления ошибок.
Освоение двигательных действий требует многочисленных повторений, что вызывает значительный расход физической, психической и умственной энергии. По мере нарастания утомления концентрация, устойчивость и распределенность внимания, способность к анализу ситуации и синтезу ответов ухудшаются. Поэтому при ступать к первоначальному разучиванию следует тогда, когда ученик находится в состоянии оптимальной работоспособности, как правило в начале основной части занятия..
Число повторений изучаемого действия определяется динамикой его усвоения. Усвоить знание о сущности двигательной задачи и способе ее решения -- это значит вы делить ООТ, сформировать схему ориентировочной основы конструирования двигательной задачи и ее решения и сформировать умение и навык конструирования двигательной задачи (реально) и способа ее решения (словесно).
Интервалы отдыха между повторениями действия определяются особенностями динамики физической и психической работоспособности и закономерностями усвоения материала. Если изучаемое действие требует затрат энергии в больших количествах, то длительность интервалов между повторениями диктуется необходимостью восстановления работоспособности, обеспечивающего полноценное выполнение.
Как правило, знания и представления о сущности и условиях двигательной задачи и способе ее решения формируются за одно-два занятия. Углубление и закрепление этих знаний и представлений происходит в по следующей работе при формировании умений и навыков.
3.3 Этап детализированного разучивания (формирование умения)
Основная цель этого этапа обучения -- формирование двигательного умения, способности стабильно, на удовлетворительном уровне решать двигательную задачу подробным сознательным контролем действия во всех ООТ. Если на предыдущем этапе создавались предпосылки, необходимые для формирования двигательного умения, то на этом этапе происходит его становление. Для достижения цели решают следующие задачи:1. Сформировать полную развернутую ООД, осознаваемую во всех ООТ.2. Научиться выполнять изучаемое двигательное действие с подробным проговариванием вслух последовательности необходимых операций и контроля качества.3. Сформировать идеомоторный (громкоречевой) об раз изучаемого действия. 4. Уточнить действие во всех ООТ, добиться минимального отклонения действия от оптимальных значений, описываемых его техникой.
Все задачи решают одновременно, и формирование умения есть интегральный итог, этой работы.
Обучение строится в соответствии с психологическими и физиологическими закономерностями, определяющими особенности усвоения действия на этом этапе. В психике действие формируется в форме громкой речи. Слова, которые на предшествующем этапе не содержали образов двигательных ощущений, теперь, по мере осознавания этих ощущений, наполняются ими, сливаются с ними. Формируется идеомоторный образ изучаемого действия, оформленный в громкой речи. Этот осознанный идеомоторный образ -- полноценный субстрат ООД, на основе которого осуществляется действие. Одновременно с формированием ООД продолжается формирование системы управления действием в ЦНС.На данном этапе следует научить выполнять действие цели ком, опираясь на хорошо знакомые представления об отдельных его элементах. Для этого необходимо, во-первых, контролировать всю совокупность объектов, обозначенных как ООТ, во-вторых, делать это в правильной последовательности, хорошо запомнить то и другое.В первых попытках выполнить действие в целом обучаемые, как правило, не способны контролировать и корректировать все обозначенные ООТ, их внимание сосредоточивается на одной из них. В этой ООТ действие выполняется правильно, но в остальных могут возникать ошибки. По мере повторения попыток обучаемый начинает распределять внимание на два, а затем на три объекта, контролируя и корректируя действие в них одновременно. Постоянное проговаривание схемы ООД перед попыткой, а если возможно, то и по ходу выполнения попытки, приводит к прочному запоминанию схемы ООД и необходимой устойчивой организации изучаемого действия, к усвоению его структуры.
Обобщенный характер двигательного умения подразумевает формирование способности регулировать вели чину, направление и длительность усилий в соответствии с конкретными изменениями условий выполнения действия. Методом решения этой задачи обучения является упражнение в точности решения двигательных задач, выполнение контрастных заданий.
Универсальным методом оптимизации усвоения учебного материала можно считать корректирующее воздействие учителя. Корректирующие воздействия особенно эффективны, когда они индивидуализированы. Это не всегда осуществимо, особенно при большом количестве обучаемых в группе. Чтобы эффективно использовать этот метод, учитель должен так подготовить обучаемых, чтобы каждый из них мог оказать необходимую помощь товарищу. Корректирующие воздействия реализуются в ряде методических приемов;1. Словесное указание помогает определить объект и направленность коррективов. При этом лучше всего указывать направление поиска, но не давать готового решения.2. Непосредственная физическая помощь позволяет обучаемому решить двигательную задачу при недостаточной величине усилий (в случае несовершенной координации работы мышц). При оказании помощи не следует работать вместо обучаемого, надо лишь стимулировать его усилия и помочь скоординировать их. Учитель выполняет при этом функции «материального регулятора усилий», живо реагирующего на действия обучаемо го, а поэтому особенно эффективного. Остается в силе требование анализа своих действий обучаемым с после дующим речевым отчетом по качеству ООД.
Объект оценки труда обучаемого на этой стадии обучения -- двигательное умение, характеризуемое качеством решения двигательной задачи в ее стандартизированном или обобщенном (в зависимости от установки обучения) варианте, с подробным громким проговарива-нием схемы ООД и контролем действия во всех ООТ по ходу его выполнения. В связи с необходимостью подробного, осознанного контроля действие выполняется замедленно (если необходимо -- в тренажере), а иногда и без должной легкости, что закономерно для данного этапа усвоения и не квалифицируется как ошибка.
3.4 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирование навыка)
Формирование двигательного навыка сопровождается окончательным устранением излишних закрепощений, экономизацией энергетических трат как за счет совершенствования координации работы мышц, так и за счет увеличения доли участия так называемых пассивных сил (инерции, тяжести, гидро- и аэродинамических, эффектов сохранения количества движения и т. п.) в осуществлении двигательного действия. Это создает предпосылки для увеличения скорости действия и его свободы.
Перечисленные особенности усвоения изучаемого двигательного действия на этом этапе определяют задачи добиться: 1.) оптимальной свободы и экономичности; 2) целесообразной быстроты; 3) необходимой вариативности действия; 4) автоматизированности действия.
Эти задачи решаются одновременно и последователь но. Полноценное решение каждой из них зависит от качества решения других.
Формирование навыка осуществляется не только в стандартных, но и в вариативно изменяемых условиях. Обобщение действия захватывает всю его структуру: и ориентировочную, и исполнительную, и контрольно-корректировочную части. С формированием навыка действие запоминается все прочнее, а его обобщенность предопределяет его надежность, устойчивость итога при изменениях условий двигательной задачи, в том числе при действии сбивающих факторов, т. е. при изменениях погоды, ухудшении внутреннего состояния (усталость и др.), из-за плохого инвентаря. Обобщенность навыка позволяет применять действие в контекстах различных деятельностей.
Основной метод формирования двигательного навыка -- выполнение изучаемого двигательного действия. В отличие от обучения на предшествующем, втором, этапе действие выполняется без предварительного громкого проговаривания схемы ООД и на высокой (оптимальной для решения двигательной задачи) скорости. Эту зада чу решают с помощью различных методических приемов: изменяют внешние условия действия (жесткость опоры, ограничение пространства действия и т. п.); целенаправленно меняют внутреннее состояние обучаемого (варьируют степень его утомления, переключают внимание на различные объекты, вводят помехи эмоционального характера и др.); предлагают выполнять действие в кон тексте деятельности другого содержания, при различных уровнях физических и психических усилий.
Навык, сформировавшийся в специально подобранных упражнениях, может быть доведен до совершенства только в специфической деятельности. При этом сама она должна чередоваться с ее имитацией на различного рода тренажерных стендах -- системах тренажерных устройств. Основные методы формирования и закрепления навыка сочетаются с дополнительными: объяснениями, демонстрированием, непосредственной физической по мощью и срочной информацией о качестве выполняемого действия, т. е. со всеми теми методами, которые применялись при решении задач обучения на предшествующих двух этапах.
Ошибки могут появиться и на этой стадии формирования навыка, поскольку обучаемый выполняет действие в новых условиях: изменилась быстрота, по-новому осуществляется управление, сокращается осознаваемая часть ООД, отдельные операции уходят из-под контроля сознания.
Методика формирования умений осуществлять двигательное действие в различных условиях и ситуациях использует следующие формы:
1) выполнение
действия при изменяющихся
2) различные
сочетания с другими
3) выполнение
действия с предельными
4) выполнение действия при дополнительных физических отягощениях (метод «сопряженных воздействий»).
Подводя итог описанию основных положений теории поэтапного формирования действий, подчеркнем, что она дает принципиальное доказательство возможности освоения двигательных действий с заданным результатом. Данной теорией доказывается определяющая роль сознания в формировании и дальнейшем применении двигательных действий.
Заключение
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.
Так, для успешного протекания обучения очень важно, чтобы у обучающихся была достаточно сильная мотивация к овладению деятельностью в виде желания учиться, интереса к профессии.
Экспериментальным путем доказано, что процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:1) образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту).2) рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется.3) результаты растут скачкообразно - со взлетами и спадами. 4) на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки.
Информация о работе Двигательное умение и навыки: понятие, сущность и особенности их формирования