Закаливание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 10:42, контрольная работа

Краткое описание

Закаливание - мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Содержание

Введение 3
1. Закаливание как комплексная система воспитательно-оздоровительных воздействий. Физиологическая основа закаливания. 4-5
2. Основные принципы закаливания. 6-8
3. Условия эффективного научно обоснованного закаливания детей. Средства и методы закаливания. 9-15
4. Нетрадиционные методы закаливания. 16-18
5. Особенности закаливания детей в домашних условиях. 19-22
6. Рекомендации для родителей по организации и проведению закаливающих процедур в домашних условиях. 23-27
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

КГБОУ СПО.docx

— 66.38 Кб (Скачать файл)

КГБОУ СПО «Бийский педагогический колледж»

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

По дисциплине___«Теоретические и методические основы

физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»

 

Тема работы______ Закаливание детей в ДОУ_____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент_____202________группы

Специальности 

Специальное дошкольное образование

 

_________Кулятина_________________

фамилия

________Анастасия___ Юрьевна_______

                       имя, отчество

 

 

 

ОЦЕНКА___________________________

               «____»________________2013    г.

Преподаватель

___________________________________

фамилия, имя, отчество

Подпись___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                               3

1. Закаливание как комплексная  система воспитательно-оздоровительных воздействий. Физиологическая основа закаливания.                                                   4-5

2. Основные принципы закаливания.                                                                             6-8

3. Условия эффективного  научно обоснованного закаливания  детей. Средства и методы закаливания.                                                                                                      9-15

4. Нетрадиционные методы  закаливания.                                                                  16-18

5. Особенности закаливания детей в домашних условиях.                                      19-22

6. Рекомендации для родителей по организации и проведению закаливающих процедур в домашних условиях.                                                                                 23-27

Заключение                                                                                                                         28

Список используемой литературы                                                                                   29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому все здорово"! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются "сбои" и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о живой воде и прочих физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены - словом, добиваться разумными чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься путями подлинной гармонии здоровья.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

 

 

1. Закаливание как комплексная  система воспитательно-оздоровительных воздействий. Физиологическая основа закаливания.

Закаливание представляет собой комплексную систему воспитательно – оздоровительных воздействий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).

Закаливание – неотъемлемая часть системы физического воспитания. Систематически проводимое закаливание дает возможность избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую работоспособность. В современных условиях значение закаливания все более возрастает.

Важную роль закаливание играет в профилактике простудных заболеваний. Эти болезни все еще имеют широкое распространение, и их удельный вес в общей заболеваемости составляет 20-40 %. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их возникновение. Вместе с этим закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ, помогает выработке гигиенического режима.

Закаливание в своей основе представляет своеобразную тренировку всего организма, и прежде всего терморегулирующего аппарата, к действию различных метеорологических факторов. В процессе закаливания при многократном воздействии специфических раздражителей под влиянием нервной регуляции формируются определенные функциональные системы, обеспечивающие приспособительный эффект организма. При этом приспособительные реакции происходят в нервной системе, в эндокринном аппарате, на уровне органов, тканей, клеток. Организм получает возможность безболезненно переносить чрезмерное воздействие холода, высокой температуры и т.д. Так, при повторном и систематическом применении холодной воды усиливается теплопродукция и повышается температура кожи. Вместе с тем утолщается ее роговой слой, что уменьшает интенсивность раздражения заложенных в ней рецепторов. Все это способствует повышению устойчивости организма к действию низкой температуры.

Таким образом, в результате закаливания организм получает возможность сохранять постоянными температуру тела и некоторые другие показатели физиологических функций при различных изменениях метеорологических факторов. Закаленные люди могут переносить без значительных нарушений здоровья и работоспособности такие колебания внутренней среды, которые не могли бы выдержать без предшествующего закаливания. Следовательно, при закаливании не только совершенствуются гомеостатические реакции организма, но и расширяется диапазон переносимых колебаний внутренней среды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в основе функциональных изменений, происходящих под влиянием закаливающих процедур, лежат нервные механизмы, в осуществлении которых важное значение имеют высшие отделы центральной нервной системы.

Повышение устойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур обусловливает специфический эффект закаливания. Неспецифический эффект закаливания проявляется главным образом в его оздоровительном влиянии на организм. Закаливающие процедуры способствуют повышению физической и умственной работоспособности, укрепляют здоровье, снижают заболеваемость.

Закаливание может осуществляться в ходе специально организованных занятий, в процессе приема закаливающих процедур и в повседневной жизни. Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм. Предварительно следует посоветоваться с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет установить форму закаливающих процедур и их дозировку. При острых заболеваниях и явлениях обострения хронических недугов принимать закаливающие процедуры нельзя. В процессе закаливания необходимо систематически консультироваться с врачом и проверять эффективность процедур.

2. Основные  принципы закаливания.

Закаливание может быть успешным только при правильном проведении соответствующих процедур. На основании исследований и практического опыта были установлены следующие основные гигиенические принципы закаливания:

Принцип первый — регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме. Им подчиняется деятельность многих органов и систем.

  Принцип второй — постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.

  Принцип третий — интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

  Принцип четвертый — сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма — при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

  Принцип пятый — не растираться после обливания.

 Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс  охлаждения, прерывая его. Не следует  проводить закаливание после  интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение  термовосстановительного процесса после охлаждения.

  Принцип шестой — многофакторность природного воздействия, т.е. использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.

  Принцип седьмой — комплексность. Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

  Наконец, принцип восьмой — закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций. Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья.

  Таким образом, исходя из принципов закаливания, в дошкольных и учреждениях предложена система закаливания, которая должна формировать веру (а не стереотип) в здоровый образ жизни.

 Предлагаемая система  состоит из нескольких, постоянно  сменяющих друг друга ступеней  по оздоровлению. Начинаются они  дома, с пробуждением, продолжаются  в течение дня в детском  саду  и заканчиваются вечером  перед сном. День у ребят в  дошкольном учреждении начинается  с утренней зарядки, которая регулярно  проводится на свежем воздухе  в облегченной одежде. В комплекс  зарядки обязательно включаются  несколько упражнений на дыхание. После зарядки в группе дети  моют холодной водой лицо, руки, шею, ушные раковины, полощут рот  и нос. В течение дня в помещении  дети находятся в легкой одежде, босиком или раздеваются до  трусиков. Температура в комнате  поддерживается не выше 22–24оС.

 Во время прогулок  у детей облегченная одежда (преимущественно  из хлопчатобумажных тканей), соответствующая  погодным условиям и позволяющая  детям активно двигаться и  играть в подвижные игры.

 В детском саду дети  спят в одних трусиках в  хорошо проветренной спальне.

 Центральным звеном  закаливания является целая цепочка  последовательных действий, которые  можно выполнять как до, так  и после дневного сна. Они проходят  по следующей схеме:

Информация о работе Закаливание детей