Использование игрового и соревновательного элементов в подготовке спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучение игрового и соревновательного метода в физическом воспитании
Задачи:
1. Изучить теоретические основы игрового и соревновательного методов
2. Раскрыть основы методики игрового и соревновательного методов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.Теория игрового и соревновательного методов 4
1.1 Особенности игрового метода и его применения в физическом воспитании 4
1.2. Соревновательного метода и его применение в физическом воспитании 9
ГЛАВА 2.ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1 Характеристика исследования 14
2.2. Методы оценки эффективности эксперимента 18
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 20
3.1 Результаты практического внедрения игрового и соревновательного методов в тренировке спортсменов 20
3.2 Разработка рекомендаций по использованию данных методик на практике 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Возникновение игрового и соревновательного методов можно отметить уже на ранних ступенях общественного развития. В первобытном обществе по мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления игровые элементы и танцевальные движения постепенно выделяются в самостоятельный вид деятельности, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия, более богатые по своему содержанию. На ранних этапах развития общества главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие детей, являлось непосредственное их участие в жизни взрослых. Они принимают участие в праздниках, ритуалах, торжествах и отдыхе. Там, где ребенок не мог принять участия в работе взрослых без особой предварительной подготовки и выучки, он «врастал» в мир взрослых через игровую деятельность. В период расцвета древнегреческой культуры, в Древнем Риме, в период раннего феодализма игры наряду с развлекательной функцией приобретали военно-прикладной характер, играя имитационную роль небольших военных действий.

В празднествах граждан обогащалось содержание игр, появлялась сюжетность – проверялись многие виды спортивных упражнений, носящие в основном игровой характер, формировались определенные договорные правила. Эпоха капитализма явилась благоприятным периодом для развития теории и практики спортивно-игрового метода физического воспитания. С развитием социализма игровой и соревновательный методы становятся одними из основных в физическом воспитании.

Игра и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игры и соревнования служат удовлетворению различных потребностей в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главных функций игр и соревнований – педагогическая: они являются одним из основных средств и методов воспитания.

С учетом указанных проблем был сделан выбор темы «Игровой и соревновательный метод в физическом воспитании»

Цель работы: Изучение игрового и соревновательного метода в физическом воспитании

Объект исследования – система физического воспитания.

Предмет исследования – методика развития игрового и соревновательного метода.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы игрового и соревновательного методов

2. Раскрыть основы методики игрового и соревновательного методов

3. Рассмотреть применения игрового и соревновательного методов

При написании курсовой использовался метод изучения и анализ литературных источников.

Методы исследования: теоретический анализ, материалов средств массовой информации, изучение специальной литературы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что система занятий с использованием игровых, оказывает положительное влияние на результат спортивной деятельности.

 

 

ГЛАВА 1.Теория игрового и соревновательного методов

1.1 Особенности игрового метода и его применения в физическом воспитании

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются1:

  1. игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
  2. наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
  3. широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
  4. соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
  5. присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям2.

 

 недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Игровой метод обучения, на основе подвижных игр, является очень интересным для преподавания в оздоровительных клубах, так как он носит выраженный эмоциональный характер, что очень важно. Игра позволяет быстро мобилизовать скрытые интеллектуальные и физические ресурсы человека. игровой метод физическое воспитание

В игре не под давлением, а по желанию самих учащихся происходит многократное повторение учебного материала в различных его сочетаниях. В то же время включение в тренировку специально разработанных специализированных подвижных игр и игровых комплексов очень эффективно повышает степень тактической, технической, физической подготовленности занимающихся. А рациональный подбор игровых заданий, имеющих общую структурную основу со специальными упражнениями, будут способствовать более успешному формированию сложных двигательных навыков.

Так как весь процесс обучения в единоборствах при сравнении с циклическими видами спортивной деятельности, не ограничивается узким приобретением знаний, умений и навыков, а обязательно предполагает использование их непосредственно в схватке с различными противниками и в различных условиях, то решению этих сложных задач прекрасно способствует использование игровых методов обучения. При этом необходимые приемы в единоборствах: удары, захваты, защиты и передвижения в сочетании с достижением необходимой цели, постепенно входят в арсенал технических и тактических средств учащихся. Тренеры не всегда стремятся только к разнообразию упражнений. Бывает, что задачи тренировки требуют, чтобы занимающиеся выполняли одни и те же действия. Поэтому в данных ситуациях применение специализированных подвижных игр приходит преподавателям на помощь. Их применение можно использовать на различных этапах и с различной целью. В начале с целью развить основы технических, тактических приемов, а в последствии с целью закрепить и усовершенствовать навык, а также для повышения эмоционального фона тренировочного занятия.

При утомлении, нарушении устойчивости, вызванных высоким темпом или однообразным характером тренировок, введение подвижных игр в занятия вновь повышает внимание и способствует повышению работоспособности занимающихся. Процесс освоения технико-тактических действий находится в прямой зависимости от настроения спортсмена и его увлеченности. Поэтому включение в тренировку игрового метода, способствует созданию у занимающихся положительных эмоций. При умелом применении игр, в процессе занятий интерес к ним сохраняется на протяжении всего тренировочного цикла.

Используя игры в тренировочной части занятия, не следует забывать, что физическое и эмоциональное состояние у спортсменов перед началом тренировки различны и зависят не только от предыдущих тренировок, но и от другой деятельности в которой они участвуют.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.

Для игрового метода характерна, прежде всего, сюжетная организация: деятельность играющих организуется на основе образного или условного сюжета, замысла, плана игры, который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели - выигрыша. В рамках сюжета и правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного изменения ситуации. Отсюда ясно, что игровой метод позволяет программировать действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем он предоставляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач и в настоящей мере способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.

Одной из существенных черт игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества, между игроками одной команды, так и по типу соперничества, между противниками в парных и командных играх, когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач. Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено: планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах; уменьшением продолжительности боев, схваток - в единоборствах; упрощением соревновательной программы - в сложнокоординационных видах; использованием облегченных снарядов - в метаниях; уменьшением высоты сетки - в волейболе; массы мячей - вводном поло и футболе; применением "гандикапа", при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество - он стартует несколько раньше (в циклических видах), получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх).

По особенностям регулирования нагрузки и другим регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. Соревнование довольно жестко регламентируется определенными правилами: официальными и неофициальными, но эта регламентация затрагивает лишь некоторые стороны и условия состязания, предмет состязания, порядок выступления, условия оборудования.

 

1.2. Соревновательного метода и его применение в физическом воспитании

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

  1. в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
  2. как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет3:-стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития.

  • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Информация о работе Использование игрового и соревновательного элементов в подготовке спортсменов