Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 170.69 Кб (Скачать файл)

53. Стамбулова Н.В. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет. - СПб: Питер, 2001.-48 с.

54. Сулейманов И.И. Основы  воспитания координационных способностей: Лекция. - Омск: ОГИФК, 2001. - 46 с.

55. Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста. - Омск: ОГИФК, 2006. -38 с.

56. Сулейманов И.И. Общее  физкультурное образование: Учеб. Т. 1. Школьное физкультурное образование.  Ч. 3. - Омск: СибГАФК, 2000. 430 с.

57. Суслов Ф.П. Теория  и методика спорта. - М.: ФиС, 2007. - 314 с.

58. «Теория и практика  физической культуры». 1994. - № 1. С. 48-50.

59. «Теория и практика  физической культуры». 1990. - №3. С. 15-18.

60. Управление движением. / Под ред. А.А. Митькина. - М.: Наука, 2000. - 68 с.

61. «Физическая культура  в школе». - 2000. - №1. - С. 5 -11.

62. Филиппович В.И. Двигательная  ловкость // Легкая атлетика. 2000. - №7. - С. 12-16.

63. Холодов Ж.К. Теория  и методика физического воспитания  и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 424 с.

64. Художественная гимнастика. // Спорт в школе. - 2006. - №27.- С.6-11.

65. Художественная гимнастика. Учебник для институтов физ.  культуры. / Под ред. Лисицкой Т.С. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 342 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Развитие координационных  способностей 
 
ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 
 
  Под координационными способностями следует понимать способность человека быстро, точно, целесообразно и экономно, т. е. наиболее совершенно решать двигательные задачи. Существует много видов координационных способностей. Применительно к спортивному плаванию следует выделить два, во многом определяющих уровень мастерства пловцов. 
  Первый из них- способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений- отражает совершенство таких специализированных восприятий как чувство развиваемых усилий, чувство времени, темпа, ритма, чувство воды.

  Пловцы высокой квалификации обладают удивительными сенсорно-перцептивными способностями к оценке и регуляции динамических, временных и пространственных параметров движений. Они способны преодолевать различные отрезки и дистанции со строго заданной скоростью, временем, темпом в очень широком диапазоне колебаний, практически не допуская ошибок; развивать заданное усилие при работе на тренажерах или при плавании на привязи с ошибкой не превышающей 1—2%; развивать одну и ту же скорость плавания при различном темпе движений и шаге гребков.

  Способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных характеристик движений особенно важна в плавании, так как в этом виде спорта резко ограничены возможности использования в процессе технико-тактической и физической подготовки зрительного и слухового анализаторов.

  Второй вид координационных способностей, существенно влияющий на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловцов, — способность к произвольному расслаблению мышц. Высокий уровень этой способности создает хорошие предпосылки для синхронизации деятельности мышц (синергистов и антагонистов) при выполнении разнообразных тренировочных и соревновательных упражнений.

  Уровень развития координационных способностей пловцов зависит от многих компонентов, совершенствованию которых должно быть уделено необходимое внимание в процессе спортивной подготовки.

  Прежде всего пловец должен уметь объективно воспринимать и анализировать собственные движения, формировать в сознании образы динамических, временных и пространственных характеристик движений всего тела и его отдельных частей, планировать конкретные способы выполнения движений в строгом соответствии с характером поставленной двигательной задачи. При наличии этих умений спортсмен может обеспечить эффективную импульсацию мышц и мышечных групп, которые необходимо вовлечь для высокоэффективного выполнения движения.

   Не менее важно иметь хорошо развитую моторную (двигательную) память-свойство центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их при необходимости. Моторная память пловцов высокого класса содержит большое количество навыков различной сложности, с помощью которых могут быть решены разнообразные двигательные задачи в тренировочной и соревновательной деятельности.

  Большая роль отводится  и мышечно-тактильной чувствительности, которая отличается избирательностью формирования. Поэтому при ее совершенствовании следует ориентироваться на использование разнообразных специально-подготовительных упражнений, вовлекающих в работу мышцы и суставы, несущие основную нагрузку при плавании.

  Высокий уровень координационных способностей позволяет  спортсмену быстро овладевать  новыми двигательными навыками;  рационально  использовать имеющийся запас навыков и двигательных качеств — силовых, скоростных возможностей, выносливости, гибкости, обеспечивать необходимую вариативность движений в соответствии с требованиями, возникающими в конкретных ситуациях  тренировочной и соревновательной 
деятельности (В.И. Лях, 1989; P. Hirtz, 1994; В.Н. Платонов, 1997).

  Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из объема освоенных навыков, их оптимальном увязывании между собой, сознательном и условно-рефлекторном коррегировании движений. Поэтому чем большим объемом двигательных навыков владеет пловец, тем быстрее и эффективнее он решает задачи, возникающие в тренировочной и соревновательной деятельности, тем адекватнее его реакции на возникающие ситуации. Быстрота и эффективность решения двигательных задач, в свою очередь, увеличивает моторную память пловца.

  Виды координационных способностей, существенно влияющие на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловца и их структура определяют методику совершенствования данного качества.

  Основной особенностью упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, является их сложность, нетрадиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач. При определении средств повышения координационных способностей следует помнить, что их совершенствование связано с накоплением большого количества разнообразных двигательных навыков и выбором путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия. 
   Все это обусловливает необходимость применения при развитии координационных способностей большого количества разнообразных упражнений и методических приемов.

  Относительно ограниченный и стандартный состав двигательных действий, характерных для плавания, создает трудности для полноценного развития координационных способностей преимущественно за счет выполнения специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Поэтому в подготовке пловцов широко используются сложные в координационном отношении спортивные игры (водное поло, баскетбол, гандбол и др.) и упражнения общеподготовительного характера (бег, ходьба на лыжах по сильнопересеченной местности, элементы горнолыжного и воднолыжного спорта). 

  Применяются  также различные гимнастические  упражнения, элементы акробатики. Однако эти упражнения создают лишь основу для проявления  координационных способностей  при выполнении специально- 
подготовительных упражнений. Их  реализация в специфических условиях плавания и дальнейшее совершенствование применительно к  кругу задач, характерных для соревновательной деятельности  пловцов, требует  целенаправленной работы с использованием специальных методов и средств.            

  В связи с тем, что круг специальных  средств развития координационных способностей весьма ограничен, основной направленностью   методики их совершенствования по мере углубления спортивной  специализации становится введение разнообразия при выполнении  привычных действий, обеспечивающего возрастающие требования  к координации движений. Это достигается различными методическими приемами, в основе которых 
может быть введение необычных  исходных положений; вариативность динамических, временных и  пространственных характеристик  движений; создание неожиданных  ситуаций за счет изменения места  занятий и условий их проведения; использование тренажерных устройств и специального оборудования для расширения диапазона  вариативности двигательных навыков.

  Следует учитывать,  что при  совершенствовании  координационных способностей заученные  движения практически перестают  оказывать тренирующее воздействие и в лучшем случае позволяют удерживать координационные   способности на достигнутом уровне. 
  В тренировке квалифицированных пловцов не планируется отдельных занятий, способствующих развитию координационных способностей. Комплексы упражнений, направленных на их совершенствование, должны ежедневно и органически вписываться в программы тренировочных занятий, утреннюю зарядку.

  Известно, что для пловцов высокого класса характерна большая вариативность динамических, пространственных и временных характеристик в процессе преодоления соревновательной дистанции.

  Способность к выбору оптимального варианта двигательных действий в зависимости от ситуации, сложившейся в соревнованиях, и функционального состояния спортсмена в конкретный момент преодоления дистанции, позволяет ему добиться высокой и равномерной скорости.

  Способность пловца к эффективному варьированию основными характеристиками движений в значительной мере обусловливается как уровнем совершенства координационных способностей, так и умением их проявлять в условиях прогрессирующего утомления при преодолении дистанции. Это определяет одно из существенных требований к методике: выполнять работу, направленную на совершенствование координационных способностей, не только в условиях устойчивого состояния, но и в состоянии скрытого или явного утомления.

  Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий - чувства воды, пространства, времени, темпа, ритма, развиваемых усилий, так как именно с этими способностями тесно связано умение пловца эффективно управлять своими движениями. В табл. 24.1 представлены упражнения для совершенствования специализированных восприятий.

  При развитии координационных способностей следует иметь в виду, что исключение или ограничение зрительного и слухового контроля за двигательными действиями предъявляет повышенные требования к мышечному чувству, активизирует функцию проприоцептивной чувствительности и способствует повышению эффективности управления динамическими, пространственными и временными параметрами движений.

    Целесообразно и акцентированное воздействие на один из анализаторов для принудительного формирования чувства темпа и ритма. Например, в последние годы в плавании широко используются звуковые и световые темпо- и ритмолидеры, способствующие выработке оптимального темпа и ритма движений и способности к его регулированию.  
При совершенствовании способности пловца к произвольному расслаблению мышц следует использовать следующие методические приемы:

- формировать у спортсменов установку на необходимость расслабления мышц, быстрый переход от напряжения к расслаблению;

-максимально разнообразить методику выполнения упражнений — в широком диапазоне варьировать интенсивность работы, резко переходить от одного уровня интенсивности к другому, использовать упражнения различной продолжительности;

-выполнять упражнения с акцентом на максимальное расслабление мышц при различном функциональном состоянии организма — устойчивом, компенсированном утомлении, явном утомлении;

-акцентировать внимание на расслабление мышц лица во время выполнения упражнений — это способствует снижению общей напряженности мышц.

  При планировании работы, направленной на совершенствование координационных возможностей, надо учитывать разные компоненты нагрузки: сложность заданий, интенсивность и продолжительность выполнения отдельных упражнений, продолжительность пауз между упражнениями. 
  При совершенствовании координационных возможностей планируются задания разной сложности: от простых, стимулирующих деятельность нервно-мышечного аппарата и готовящих организм пловца к более сложным заданиям, — до сложнейших упражнений, требующих полной мобилизации координационных возможностей спортсменов в диапазоне 75 - 90% максимального уровня сложности. Работа в указанном диапазоне сложности, с одной стороны, предъявляет организму спортсмена достаточно высокие требования, стимулирующие реакции адаптации, лежащие в основе прироста координационных способностей, а с другой стороны, не приводит к быстрому утомлению анализаторов и снижению способностей к эффективной работе, что обеспечивает выполнение большого суммарного объема работы.

  Задания относительно невысокой (40 — 60% максимального уровня) и умеренной (60 — 75%) сложности применяются при подготовке юных пловцов. Пловцы высокого класса в небольшом объеме (10—15% общего объема) могут использовать упражнения околопредельной и предельной сложности. 
  Интенсивность работы при выполнении отдельных упражнений и их продолжительность могут колебаться в широком диапазоне. В отношении интенсивности применительно к самым разнообразным упражнениям и заданиям, существует общая тенденция: планирование невысокой интенсивности на начальных этапах совершенствования координационных способностей применительно к конкретным двигательным действиям до использования околопредельной и предельной интенсивности, когда речь идет о совершенствовании координационных способностей4 в непосредственной взаимосвязи с достижением высоких показателей при выполнении стартов, поворотов, проплывании отрезков дистанции в условиях соревнований.

Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов